лицом к лицу |
Надежда
Боброва:
«Культуру спасут оптимисты»
Культуры, как известно, много не бывает. И не вина,
а беда деятелей этой важнейшей из сфер нашей жизни, что вместо
воплощения всех своих творческих идей и задумок, им довольно
часто приходится наступать на горло собственной песне, реализуя
лишь малую толику задуманного, жестко сообразуясь с финансовыми
возможностями, которые, увы, остаются весьма ограниченными.
О том, за счет чего сегодня выживают культура и искусство
в республике, о наиболее острых проблемах и ключевых событиях
в этой сфере мы беседуем с министром культуры и национальной
политики РК Надеждой Бобровой.
- Надежда Александровна, состоявшаяся коллегия Министерства
культуры и национальной политики РК продемонстрировала, на
мой взгляд, некую усталость и даже обреченность у деятелей
культуры: государство продолжает оценивать их труд по остаточному
принципу, откуда быть энтузиазму и блеску в глазах.
- Жизнь показывает как раз-таки обратное. Я сама присутствовала
на итоговых совещаниях в Воркуте, Сыктывдинском районе, мои
коллеги - в других городах и районах, где такие совещания
прошли. Так вот, напротив, поражают неизменный энтузиазм и
блеск в глазах деятелей культуры и искусства, несмотря на
множество проблем. Личная востребованность, призвание и признание
удерживают их в культуре, так что это действительно Богом
отмеченные люди, и я не устаю восхищаться ими.
- Сейчас, когда на посту министра вы проработали
уже больше года и хорошо изучили все болевые точки отрасли,
какие из проблем считаете самыми насущными?
Одна из самых острых проблем - кадровая. Причина прежде всего
в том, что правовой статус творческих работников законодательно
определен весьма неполно. Специфика профессии и творчества
не учитывается ни в законодательстве о занятости, ни в социальном
страховании, ни в пенсионном законодательстве. Для молодых
специалистов отсутствуют социальные гарантии, льготы, доплаты
и иные формы социальной поддержки. Сейчас уже не приходится
и мечтать о гарантированном жилье. И, наконец, низкая заработная
плата в отрасли. Все эти причины вызывают отток перспективных
и молодых кадров в иные, более высокооплачиваемые, сферы деятельности.
Статистика говорит достаточно красноречиво. По данным Территориального
органа Федеральной службы государственной статистики от 27
февраля 2007 года, по Республике Коми среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата работников бюджетных организаций
по республике составила за 2006 год 11716,3 рубля, в здравоохранении
- 9988 рублей, в образовании - 8112,3, а в организациях отдыха
и развлечений, культуры и спорта - всего 6354,9 рубля.
Неудивительно, что потребность в специалистах со средним
и высшим профессиональным образованием в творческих коллективах,
а также в технических работниках и управленческих кадрах возрастает
с каждым годом. В настоящее время в республиканских учреждениях
имеется 67 вакансий. В муниципальных образовательных учреждениях
дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства
и культурно-досуговых учреждениях по последним запросам выявлено
59 вакансий.
В январе этого года состоялся последний выпуск 39 специалистов
в Сыктывкарском филиале Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств. В связи с невозможностью
финансовой поддержки по содержанию со стороны республики филиал
закрыт.
- В дополнение к этому опять-таки в связи с весьма
ограниченным финансированием отрасли руководителей учреждений
культуры предупредили о неминуемой оптимизации. По-русски
это означает, что придется ужиматься, сокращать штаты и рассчитывать
на денежную поддержку только так называемых «приоритетных
проектов». А что, разве у нас в культуре еще есть куда «ужиматься»?
- Хочу категорически подчеркнуть, что нельзя воспринимать
оптимизацию как синоним слова «сокращение». Это, в первую
очередь, «упорядочение», возможность еще раз внимательно изучить
структуру наших учреждений, организовать эффективную работу
и добиться лучшего качества оказываемых услуг.
Скажем, есть возможность оптимизации в киноотрасли, мы здесь
внимательно анализируем ситуацию. Возможно, кто-то отправится
в дальнейшее «плавание» как автономное учреждение. Необходимо
привлекать внебюджетные источники, спонсоров. Это также оптимизация.
- При новой системе формирования бюджета муниципальных
образований как складываются отношения у министерства с властями
городов и районов?
- Если раньше мы имели возможность поддерживать муниципальные
учреждения культуры путем выделения субвенций (так было в
2003-2005 годах), то теперь изменился механизм оказания поддержки
муниципальных образований из республиканского бюджета. Проекты
городов и районов проходят конкурсный отбор, и лучшие из них
включаются в республиканские программы и планы на условиях
софинансирования из средств муниципальных бюджетов, среди
них: весенне-летний праздник «Луд» в Ижме, фестиваль «Завалинка»
в Сыктывдинском районе, республиканский конкурс «Василей»
в Усть-Куломском, знаменитая Усть-Цилемская горка и другие.
Финансирование муниципальных образований в прошлом году за
счет республиканского бюджета составило 1082,7 тысячи рублей,
за счет федеральных средств - 7 988,5 тысячи.
Считаю, что практика сотрудничества нашего министерства с
администрациями муниципальных образований приносит хорошие
результаты. Ну а правовой основой взаимодействия министерства
и администраций городов и районов республики в условиях реформирования
местного самоуправления является Соглашение. Подобные соглашения
мы рекомендовали заключить муниципальным образованиям с поселениями.
В условиях разграничения полномочий разных уровней власти
предлагается оставить за муниципальными районами все финансово
затратные мероприятия (капитальные ремонты, реконструкции
учреждений культуры), методическое руководство деятельностью
учреждений культуры, обеспечение формирования единого отраслевого
бюджета, единой культурной политики на территории муниципального
образования, формирования и контроля за реализацией муниципальных
отраслевых программ, ведение статистической отчетности. Помимо
финансовых затрат, эта работа требует усилий высококвалифицированных
кадров, которых, к сожалению, не хватает в сельских поселениях.
Большинство районов приняли решения о разграничении и взаимной
передаче полномочий в области культуры между муниципальным
районом и поселениями, то есть заключили Соглашения.
Несмотря на существующие проблемы, в городах и районах республики
проведена колоссальная работа по упорядочению сети учреждений
культуры и подготовке муниципальных правовых актов.
- Несколько лет назад на республиканском совещании
писатель Петр Столповский образно сравнил культуру со «священной
коровой», которую нельзя принуждать жить по законам рыночной
экономики. Сейчас на эту тему уже никто не спорит, но зарабатывать
большие средства на собственное жизнеобеспечение учреждениям
культуры все равно не по силам. По каким критериям нынче оценивается
эффективность работы в сфере культуры?
- Вопросом определения критериев оценки деятельности учреждений
культуры и искусства министерство серьезно занималось в 2005-2006
годах, участвуя в реализации Комплексной программы реформирования
региональных финансов Республики Коми. Тогда на основании
тщательного анализа деятельности республиканских учреждений
культуры и искусства был разработан ряд документов, которые
затем стали составной частью республиканских нормативно-правовых
актов. Таких, например, как постановления правительства РК
№ 174 от 30 июня 2005 года, № 157 и 158 от 26 июня 2006 года.
Перечислю некоторые этапы этой работы. Во-первых, был утвержден
перечень бюджетных услуг, предоставляемых данными учреждениями.
Затем проведен анализ бюджетных услуг по качественным и количественным
характеристикам, разработаны стандарты качества по видам бюджетных
услуг, порядок оценки соответствия качества услуг этим стандартам
и так далее.
В министерстве была создана Комиссия, которая учитывала качественные
и количественные показатели учреждений за 2004-2005 годы и
в соответствии с вышеназванными документами формировала бюджет
нынешнего, 2007, года. Здесь надо отметить, что бюджетная
политика министерства ориентирована на повышение доступности
и качества бюджетных услуг. Более того, для проведения оценки
эффективности деятельности самого министерства также разработана
система критериев, позволяющих определить степень достижения
требуемых результатов.
- В течение этого года министерство пыталось «пробить»
отраслевую систему оплаты труда. Пока это не удалось. Неужто
требуются столь огромные суммы, что они не подъемны для бюджета
республики?
- Мы не пытались «пробить» отраслевую систему оплаты труда,
мы ее мучительно разрабатывали совместно с минэкономразвития.
Предполагалось внедрение новой системы оплаты труда для всех
социальных отраслей, включив в нее выплаты, учитывающие уровень
образования, стаж работы в отрасли, квалификацию работников.
В случае ее внедрения с 2008 года увеличение годового фонда
оплаты труда (с учетом отчислений во внебюджетные фонды) республиканских
и муниципальных учреждений культуры и искусства составило
бы почти 412 млн. рублей (42,4 процента).
- Важнейшим событием апреля в республике обещает
стать открытие Финно-угорского культурного центра Российской
Федерации - единственного федерального учреждения, которое
разместится не в Москве, а в Сыктывкаре. Сколько человек будет
в нем работать, и чем они будут заниматься?
- В международном сообществе наша республика по праву считается
важным научным, стратегическим и координирующим центром финно-угорских
народов. С целью систематизации и расширения сотрудничества
как между финно-угорскими, так и другими народами России,
для сохранения мира, уважения и согласия между народами и
дальнейшего развития культур финно-угорских народов в Российской
Федерации нами было предложено создать Федеральный финно-угорский
культурный центр. Эта идея была поддержана Президентом РФ
Владимиром Путиным. Открытие Центра стало одним из самых значимых
событий прошлого года. Работа в этом направлении велась в
течение нескольких лет, и мы рады, что именно в нашей республике
создание подобного Центра стало возможным.
6 октября 2006 года руководитель Агентства по культуре и
кинематографии Российской Федерации Михаил Швыдкой подписал
приказ «О создании филиала ФГУК «Государственный Российский
Дом народного творчества» - «Финно-угорский культурный центр
Российской Федерации». Презентация новой структуры прошла
в Совете Федерации РФ в декабре прошлого года и в Санкт-Петербурге
- в марте ныненшнего года.
Таким образом, Финно-угорский культурный центр Российской
Федерации будет являться координирующим и методическим центром
для существующих в регионах центров национальных культур,
национально-культурных объединений, творческих союзов и других
структур, которые занимаются сохранением и развитием языка,
традиционной и современной культуры финно-угров.
В соответствии с разработанным штатным расписанием в Центре
будут работать 23 специалиста. Из них - 21 человек здесь,
в Сыктывкаре, и два специалиста - в Москве, в Государственном
российском доме народного творчества.
В плане работы на 2007 год среди основных мероприятий - проведение
Международного фестиваля искусства и народного творчества
финно-угорских стран и регионов РФ «Финно-угорский транзит:
культуры народов», межрегиональный фестиваль финно-угорской
прессы, осуществление международного финно-угорского проекта
по формированию коллекции «Финно-угорская игрушка», организация
передвижной выставки фотохудожников «Финно-угорский мир: реальность
и перспективы» по финно-угорским регионам России и за рубежом
и другие.
- Как вы расцениваете идею снова разделить возглавляемое
вами министерство на минкультуры и министерство по делам национальностей?
- Ответ для меня непростой. Я была у истоков создания Комитета
по делам национальностей в 1993 году. Наша комиссия по культуре
и национальным отношениям сумела провести это решение в Верховном
Совете РК. Мир и согласие - это общий итог, а ведь за этим
стоит много мероприятий, системной работы.
Сейчас значительно расширились международные связи, межнациональные
контакты, кратно увеличились мероприятия в этих сферах. Я
считала ошибочным объединять министерства. Мало того, придя
сюда работать год назад, я увидела, что фактически департамент
по национальной политике действует автономно. За год мы действительно
научились работать вместе, используя все возможные ресурсы
для улучшения работы. Безусловная заслуга в этом курирующего
нас заместителя Главы РК Алексея Леонидовича Чернова.
События в стране показывают, что сфера национальных отношений
очень подвижна, сложна и далеко не исчерпывается культурными
аспектами. Как бы то ни было, работы хватит всем при любом
решении.
- Надежда Александровна, очень многие из тех, с кем
вам приходится решать трудные вопросы, были героями телевизионного
«Пресс-клуба «Наш гость», который вы вели на «Коми гор» с
Юрием Хорунжим. У вас много друзей среди деятелей искусства.
Это не мешает вам принимать жесткие и непопулярные решения.
Друзья не пытаются лоббировать через вас собственные проекты?
- Да, грустно признаться, но у меня поубавилось друзей и
приятелей, поскольку отношения приобрели в некоторых случаях
вид улицы с односторонним движением. Но самые настоящие друзья
- это те, кто умеют и сами правду сказать, и принять эту правду.
К сожалению, разочарования горьки. Но тем радостнее и искреннее
встречи с теми, кто рядом всегда, с кем прошел «огонь, воду
и медные трубы», за что им земной поклон.
Беседовала Галина Соболева |