Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС «Мемориал» против СПС »»»
Надежда Боброва: «Культуру спасут оптимисты» »»»
Загадки «дела пожарных» »»»
Республика Коми
|  №15 / 12.04.2007 г.  
|  aрхив  |  гороскоп  |  обсуждения  |  о нас  |  новый сайт  |
 НОВОСТИ САЙТА 
20.07 2006 Можно скачать текущий номер в формате PDF
30.07 2005 Заменена гостевая книга сайта
5.11 2004 Начата реструктуризация сайта
8.01 2004 Слегка изменен дизайн сайта
5.05 2003 Новый вариант подачи материалов
25.04 2003 Обновлен раздел «Реклама в «МС»
 ССЫЛКИ
Развлекательная газета "Молодой Свежее решение"
Усинск.ИНФО - Информационно-Деловой УСИНСК
Республика Коми: вакансии, резюме соискателей
Другие
 ПОИСК ПО САЙТУ

Строка поиска:
Метод: «и»  «или»

Поиск в «Яндексе»:
 НОВОСТИ ОТ RBC.RU
[an error occurred while processing this directive]
 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Котировки валют ЦБ РФ
Прогноз погоды от Фобос:
Погода от ФОБОС
 ПЕРЕВОД-ONLINE
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

МОЛОДЕЖЬ С-Юга № 15 (7294) ОТ 12 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА (СТР. 3)

Усинск.ИНФО - Работа [an error occurred while processing this directive]
«« Cтраницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] »»
лицом к лицу 

Надежда Боброва:

«Культуру спасут оптимисты»

Культуры, как известно, много не бывает. И не вина, а беда деятелей этой важнейшей из сфер нашей жизни, что вместо воплощения всех своих творческих идей и задумок, им довольно часто приходится наступать на горло собственной песне, реализуя лишь малую толику задуманного, жестко сообразуясь с финансовыми возможностями, которые, увы, остаются весьма ограниченными. О том, за счет чего сегодня выживают культура и искусство в республике, о наиболее острых проблемах и ключевых событиях в этой сфере мы беседуем с министром культуры и национальной политики РК Надеждой Бобровой.

 

- Надежда Александровна, состоявшаяся коллегия Министерства культуры и национальной политики РК продемонстрировала, на мой взгляд, некую усталость и даже обреченность у деятелей культуры: государство продолжает оценивать их труд по остаточному принципу, откуда быть энтузиазму и блеску в глазах.

- Жизнь показывает как раз-таки обратное. Я сама присутствовала на итоговых совещаниях в Воркуте, Сыктывдинском районе, мои коллеги - в других городах и районах, где такие совещания прошли. Так вот, напротив, поражают неизменный энтузиазм и блеск в глазах деятелей культуры и искусства, несмотря на множество проблем. Личная востребованность, призвание и признание удерживают их в культуре, так что это действительно Богом отмеченные люди, и я не устаю восхищаться ими.

- Сейчас, когда на посту министра вы проработали уже больше года и хорошо изучили все болевые точки отрасли, какие из проблем считаете самыми насущными?

Одна из самых острых проблем - кадровая. Причина прежде всего в том, что правовой статус творческих работников законодательно определен весьма неполно. Специфика профессии и творчества не учитывается ни в законодательстве о занятости, ни в социальном страховании, ни в пенсионном законодательстве. Для молодых специалистов отсутствуют социальные гарантии, льготы, доплаты и иные формы социальной поддержки. Сейчас уже не приходится и мечтать о гарантированном жилье. И, наконец, низкая заработная плата в отрасли. Все эти причины вызывают отток перспективных и молодых кадров в иные, более высокооплачиваемые, сферы деятельности.

Статистика говорит достаточно красноречиво. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики от 27 февраля 2007 года, по Республике Коми среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных организаций по республике составила за 2006 год 11716,3 рубля, в здравоохранении - 9988 рублей, в образовании - 8112,3, а в организациях отдыха и развлечений, культуры и спорта - всего 6354,9 рубля.

Неудивительно, что потребность в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием в творческих коллективах, а также в технических работниках и управленческих кадрах возрастает с каждым годом. В настоящее время в республиканских учреждениях имеется 67 вакансий. В муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства и культурно-досуговых учреждениях по последним запросам выявлено 59 вакансий.

В январе этого года состоялся последний выпуск 39 специалистов в Сыктывкарском филиале Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. В связи с невозможностью финансовой поддержки по содержанию со стороны республики филиал закрыт.

- В дополнение к этому опять-таки в связи с весьма ограниченным финансированием отрасли руководителей учреждений культуры предупредили о неминуемой оптимизации. По-русски это означает, что придется ужиматься, сокращать штаты и рассчитывать на денежную поддержку только так называемых «приоритетных проектов». А что, разве у нас в культуре еще есть куда «ужиматься»?

- Хочу категорически подчеркнуть, что нельзя воспринимать оптимизацию как синоним слова «сокращение». Это, в первую очередь, «упорядочение», возможность еще раз внимательно изучить структуру наших учреждений, организовать эффективную работу и добиться лучшего качества оказываемых услуг.

Скажем, есть возможность оптимизации в киноотрасли, мы здесь внимательно анализируем ситуацию. Возможно, кто-то отправится в дальнейшее «плавание» как автономное учреждение. Необходимо привлекать внебюджетные источники, спонсоров. Это также оптимизация.

- При новой системе формирования бюджета муниципальных образований как складываются отношения у министерства с властями городов и районов?

- Если раньше мы имели возможность поддерживать муниципальные учреждения культуры путем выделения субвенций (так было в 2003-2005 годах), то теперь изменился механизм оказания поддержки муниципальных образований из республиканского бюджета. Проекты городов и районов проходят конкурсный отбор, и лучшие из них включаются в республиканские программы и планы на условиях софинансирования из средств муниципальных бюджетов, среди них: весенне-летний праздник «Луд» в Ижме, фестиваль «Завалинка» в Сыктывдинском районе, республиканский конкурс «Василей» в Усть-Куломском, знаменитая Усть-Цилемская горка и другие.

Финансирование муниципальных образований в прошлом году за счет республиканского бюджета составило 1082,7 тысячи рублей, за счет федеральных средств - 7 988,5 тысячи.

Считаю, что практика сотрудничества нашего министерства с администрациями муниципальных образований приносит хорошие результаты. Ну а правовой основой взаимодействия министерства и администраций городов и районов республики в условиях реформирования местного самоуправления является Соглашение. Подобные соглашения мы рекомендовали заключить муниципальным образованиям с поселениями.

В условиях разграничения полномочий разных уровней власти предлагается оставить за муниципальными районами все финансово затратные мероприятия (капитальные ремонты, реконструкции учреждений культуры), методическое руководство деятельностью учреждений культуры, обеспечение формирования единого отраслевого бюджета, единой культурной политики на территории муниципального образования, формирования и контроля за реализацией муниципальных отраслевых программ, ведение статистической отчетности. Помимо финансовых затрат, эта работа требует усилий высококвалифицированных кадров, которых, к сожалению, не хватает в сельских поселениях.

Большинство районов приняли решения о разграничении и взаимной передаче полномочий в области культуры между муниципальным районом и поселениями, то есть заключили Соглашения.

Несмотря на существующие проблемы, в городах и районах республики проведена колоссальная работа по упорядочению сети учреждений культуры и подготовке муниципальных правовых актов.

- Несколько лет назад на республиканском совещании писатель Петр Столповский образно сравнил культуру со «священной коровой», которую нельзя принуждать жить по законам рыночной экономики. Сейчас на эту тему уже никто не спорит, но зарабатывать большие средства на собственное жизнеобеспечение учреждениям культуры все равно не по силам. По каким критериям нынче оценивается эффективность работы в сфере культуры?

- Вопросом определения критериев оценки деятельности учреждений культуры и искусства министерство серьезно занималось в 2005-2006 годах, участвуя в реализации Комплексной программы реформирования региональных финансов Республики Коми. Тогда на основании тщательного анализа деятельности республиканских учреждений культуры и искусства был разработан ряд документов, которые затем стали составной частью республиканских нормативно-правовых актов. Таких, например, как постановления правительства РК № 174 от 30 июня 2005 года, № 157 и 158 от 26 июня 2006 года. Перечислю некоторые этапы этой работы. Во-первых, был утвержден перечень бюджетных услуг, предоставляемых данными учреждениями. Затем проведен анализ бюджетных услуг по качественным и количественным характеристикам, разработаны стандарты качества по видам бюджетных услуг, порядок оценки соответствия качества услуг этим стандартам и так далее.

В министерстве была создана Комиссия, которая учитывала качественные и количественные показатели учреждений за 2004-2005 годы и в соответствии с вышеназванными документами формировала бюджет нынешнего, 2007, года. Здесь надо отметить, что бюджетная политика министерства ориентирована на повышение доступности и качества бюджетных услуг. Более того, для проведения оценки эффективности деятельности самого министерства также разработана система критериев, позволяющих определить степень достижения требуемых результатов.

- В течение этого года министерство пыталось «пробить» отраслевую систему оплаты труда. Пока это не удалось. Неужто требуются столь огромные суммы, что они не подъемны для бюджета республики?

- Мы не пытались «пробить» отраслевую систему оплаты труда, мы ее мучительно разрабатывали совместно с минэкономразвития. Предполагалось внедрение новой системы оплаты труда для всех социальных отраслей, включив в нее выплаты, учитывающие уровень образования, стаж работы в отрасли, квалификацию работников. В случае ее внедрения с 2008 года увеличение годового фонда оплаты труда (с учетом отчислений во внебюджетные фонды) республиканских и муниципальных учреждений культуры и искусства составило бы почти 412 млн. рублей (42,4 процента).

- Важнейшим событием апреля в республике обещает стать открытие Финно-угорского культурного центра Российской Федерации - единственного федерального учреждения, которое разместится не в Москве, а в Сыктывкаре. Сколько человек будет в нем работать, и чем они будут заниматься?

- В международном сообществе наша республика по праву считается важным научным, стратегическим и координирующим центром финно-угорских народов. С целью систематизации и расширения сотрудничества как между финно-угорскими, так и другими народами России, для сохранения мира, уважения и согласия между народами и дальнейшего развития культур финно-угорских народов в Российской Федерации нами было предложено создать Федеральный финно-угорский культурный центр. Эта идея была поддержана Президентом РФ Владимиром Путиным. Открытие Центра стало одним из самых значимых событий прошлого года. Работа в этом направлении велась в течение нескольких лет, и мы рады, что именно в нашей республике создание подобного Центра стало возможным.

6 октября 2006 года руководитель Агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации Михаил Швыдкой подписал приказ «О создании филиала ФГУК «Государственный Российский Дом народного творчества» - «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации». Презентация новой структуры прошла в Совете Федерации РФ в декабре прошлого года и в Санкт-Петербурге - в марте ныненшнего года.

Таким образом, Финно-угорский культурный центр Российской Федерации будет являться координирующим и методическим центром для существующих в регионах центров национальных культур, национально-культурных объединений, творческих союзов и других структур, которые занимаются сохранением и развитием языка, традиционной и современной культуры финно-угров.

В соответствии с разработанным штатным расписанием в Центре будут работать 23 специалиста. Из них - 21 человек здесь, в Сыктывкаре, и два специалиста - в Москве, в Государственном российском доме народного творчества.

В плане работы на 2007 год среди основных мероприятий - проведение Международного фестиваля искусства и народного творчества финно-угорских стран и регионов РФ «Финно-угорский транзит: культуры народов», межрегиональный фестиваль финно-угорской прессы, осуществление международного финно-угорского проекта по формированию коллекции «Финно-угорская игрушка», организация передвижной выставки фотохудожников «Финно-угорский мир: реальность и перспективы» по финно-угорским регионам России и за рубежом и другие.

- Как вы расцениваете идею снова разделить возглавляемое вами министерство на минкультуры и министерство по делам национальностей?

- Ответ для меня непростой. Я была у истоков создания Комитета по делам национальностей в 1993 году. Наша комиссия по культуре и национальным отношениям сумела провести это решение в Верховном Совете РК. Мир и согласие - это общий итог, а ведь за этим стоит много мероприятий, системной работы.

Сейчас значительно расширились международные связи, межнациональные контакты, кратно увеличились мероприятия в этих сферах. Я считала ошибочным объединять министерства. Мало того, придя сюда работать год назад, я увидела, что фактически департамент по национальной политике действует автономно. За год мы действительно научились работать вместе, используя все возможные ресурсы для улучшения работы. Безусловная заслуга в этом курирующего нас заместителя Главы РК Алексея Леонидовича Чернова.

События в стране показывают, что сфера национальных отношений очень подвижна, сложна и далеко не исчерпывается культурными аспектами. Как бы то ни было, работы хватит всем при любом решении.

- Надежда Александровна, очень многие из тех, с кем вам приходится решать трудные вопросы, были героями телевизионного «Пресс-клуба «Наш гость», который вы вели на «Коми гор» с Юрием Хорунжим. У вас много друзей среди деятелей искусства. Это не мешает вам принимать жесткие и непопулярные решения. Друзья не пытаются лоббировать через вас собственные проекты?

- Да, грустно признаться, но у меня поубавилось друзей и приятелей, поскольку отношения приобрели в некоторых случаях вид улицы с односторонним движением. Но самые настоящие друзья - это те, кто умеют и сами правду сказать, и принять эту правду. К сожалению, разочарования горьки. Но тем радостнее и искреннее встречи с теми, кто рядом всегда, с кем прошел «огонь, воду и медные трубы», за что им земной поклон.

Беседовала Галина Соболева

[an error occurred while processing this directive]
подробности 

Загадки «дела пожарных»

Куда исчезли документы и свидетели?

В среду, 4 апреля, в Ухте был вынесен приговор начальнику второго отряда УГПС Владиславу Рожку и бывшему инспектору городского Госпожнадзора Олегу Моргунову («МС», 5 апреля с.г.). Они признаны виновными в халатности, повлекшей по неосторожности смерть людей. Подсудимые так и не признали себя виновными и, скорее всего, обжалуют приговор Ухтинского суда в Верховном суде РК. Несмотря на кажущуюся простоту и ясность «дела пожарных», в нем еще остается очень много загадок.

Пожар в ухтинском торговом центре «Пассаж», начавшийся 11 июля 2005 года в результате поджога, унес жизни 25 человек. Из-за глухих решеток на окнах и запертого запасного выхода люди не смоли выбраться из пылающего здания. Причиной смерти большинства погибших стало отравление угарным газом.

Впоследствии выяснилось, что в августе 2002 года О. Моргунов составил заключение о соответствии торговых помещений «Пассажа» нормам противопожарной безопасности, а его начальник В. Рожок подписал документ. Но это заключение вступало в противоречие с противопожарными нормативами, так как в торговом центре имелся ряд серьезных нарушений. Пожарных обвинили в халатности, в сентябре 2005 года уголовное дело было направлено в суд. Судебное рассмотрение дела продолжалось почти полтора года.

Как пояснил прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры РК Антон Айназаров, по версии следствия, в здании было три фатальных нарушения: глухие решетки на окнах, отсутствие системы дымоудаления и размещение торговых помещений на втором этаже здания, отнесенного к пятой степени огнестойкости. В строении пятой степени огнестойкости массовое пребывание людей возможно только на первом этаже.

По поводу степени огнестойкости «Пассажа» возникли серьезные разногласия: обвинение настаивало на том, что торговый центр относится к пятой степени огнестойкости, защита называла другую степень - третью, которая давала возможность располагать торговые помещения на втором этаже центра. Для того, чтобы определить степень огнестойкости здания, потребовалось провести экспертизу - и не одну, потому что у каждого эксперта было свое мнение. Одни заверяли, что здание относится к пятой степени огнестойкости, другие говорили о четвертой-третьей. Суд счел степень огнестойкости здания неустановленной и все сомнения истолковал в пользу подсудимых. Поэтому из обвинения исключили указание на то, что в «Пассаже» нельзя было размещать торговые помещения на втором этаже.

Также сторона защиты утверждала, что глухие решетки на окнах не повлияли на количество погибших, а главной причиной гибели людей стало быстрое распространение пламени. Это утверждение удалось опровергнуть - в частности, благодаря показаниям очевидцев, пожарных и действиям Валентина Гаджиева, известного в Ухте как «мужик на черном джипе». Напомним, В. Гаджиев проезжал мимо пылавшего торгового центра, увидел людей, тянувших руки из-за глухих решеток на окнах, остановился и, зацепив тросом, вырвал несколько решеток. Благодаря этому в том крыле здания, где успел поработать Гаджиев, несколько десятков человек были спасены. А в том крыле, куда спаситель не добрался, люди погибли. Да и пожарные признали, что только на удаление одной решетки у них ушло около пяти минут - во время пожара это огромное промедление, которое может стоить жизни не одному человеку.

Кстати, во время судебного заседания были зачитаны лишь показания Валентина Гаджиева, данные им во время предварительного следствия. Сам он в зале суда не появился. Как пояснил А. Айназаров, найти В. Гаджиева не удалось. Напомним, «мужик на черном джипе» оказался непризнанным героем «Пассажа» («МС», 10 августа 2006 года). После трагедии в торговом центре его почему-то не представили к награде за спасение людей. А потом и вовсе объявили в розыск по уголовному делу о хулиганстве. Он якобы был причастен к драке в одном из баров Сосногорска.

В процессе по делу В. Рожка и О. Моргунова защита отрицала и пользу системы дымоудаления, утверждая, что такая система лишь способствовала бы распространению пламени. Однако, на самом деле, система дымоудаления по принципу действия радикально отличается от системы вентиляции, которая действительно способствует распространению пламени. Система дымоудаления, как ясно уже из самого ее названия, убирает из помещения угарный газ, от которого и задохнулось большинство потерпевших. Можно предположить, что, если бы во время пожара на втором этаже действовала эта система, выживших было бы больше.

Суд счел, что нарушения норм противопожарной безопасности в здании имелись. Но сотрудники Госпожнадзора О. Моргунов и В. Рожок отрицали свою вину в халатности. О. Моргунов заявил, что составил заключение о соответствии «Пассажа» нормам противопожарной безопасности по устному указанию своего начальника Владислава Рожка, бывшего тогда заместителем начальника второго отряда УГПС Ухты. При этом Моргунов знал, что в здании «Пассажа» были нарушения, так как сам выявил их в 2001 году и составил предписание на их устранение. О. Моргунов утверждал, что даже переспросил у начальника, какое заключение составлять. И получил ответ: положительное. Впрочем, суд пришел к выводу, что это обстоятельство не снимает с О. Моргунова ответственности.

В. Рожок отрицал свою причастность к появлению злополучного заключения. Он утверждал, что О. Моргунов пришел к нему с готовым документом, и у него, мол, не было оснований не доверять опытному сотруднику или перепроверять его. Поэтому В. Рожок и подписал бумагу.

Вообще, роковое заключение - крайне загадочный документ. Хотя бы потому, что оно появилось на свет в рекордно короткие сроки - едва ли не за два дня. К тому же его оригинала так и не обнаружили, хотя документ должен был существовать как минимум в двух экземплярах. Но оригинала не оказалось даже у основного арендатора здания «Пассажа» - директора ООО «Северторг» Александра Молева, который, казалось бы, заинтересован в том, чтобы хранить важную бумагу. В сейфе, выброшенном из пылавшего «Пассажа», нашли только копию заключения. Но во время следствия была обнаружена вторая копия, и сотрудники правоохранительных органов доказали, что обе копии сняты с одного документа, который все же реально существовал в природе. Жаль, что он бесследно исчез.

Но есть в «деле пожарных» факт еще более загадочного исчезновения документов: пропало контрольно-наблюдательное дело (КНД) по «Пассажу». КНД - это своеобразный пожарный паспорт на объект. В папке находятся все документы, когда-либо выдававшиеся инспекторами Госпожнадзора в связи с состоянием здания: рапорты о проверках, заключения, предписания и так далее. Хранится эта папка в Госпожнадзоре.

И О. Моргунов, и другие сотрудники Госпожнадзора, видевшие в свое время КНД по «Пассажу», утверждали, что было оно достаточно пухлым и содержало в себе множество документов. Как рассказал А. Айназаров, к тому моменту, когда КНД по «Пассажу» попало из Госпожнадзора Ухты в руки работников прокуратуры, оно состояло всего из трех листов. На одном из листов был рапорт О. Моргунова о том, что в здании «Пассажа» нет нарушений правил противопожарной безопасности - как выяснилось впоследствии, поддельный. Сам О. Моргунов сразу заявил, что никогда не составлял и не подписывал подобного документа. Графологическая экспертиза подтвердила его правоту - подпись на рапорте оказалась поддельной. По факту пропажи настоящего КНД было возбуждено уголовное дело по статье 325 УК РФ (похищение или повреждение документов). Но вряд ли уже удастся узнать, какие документы до поджога «Пассажа» хранились в заветной папке. Также пока не известно, кто приложил руку к таинственной трансформации КНД.

С учетом всех обстоятельств дела суд приговорил О. Моргунова к трем годам лишения свободы в колонии-поселении. В. Рожок по приговору суда должен провести в колонии-поселении три с половиной года. Родственники погибших в «Пассаже», скорее всего, не будут обжаловать приговор. Одна из потерпевших, у которой в «Пассаже» погибла дочь, в ходе судебного разбирательства предъявила В. Рожку и О. Моргунову иск о возмещении морального ущерба в размере одного миллиона рублей. Суд частично удовлетворил этот иск. О. Моргунов должен выплатить потерпевшей 50 тысяч рублей, а В. Рожок - 70 тысяч. После приговора суда потерпевшие могут подать иск о возмещении морального ущерба к структуре, в которой работали осужденные, то есть к МЧС России по РК.

Напомним, трагедия в «Пассаже» стала причиной возбуждения нескольких уголовных дел. Летом 2006 года Ухтинский суд вынес приговор собственникам здания. Главный арендатор здания, директор ООО «Северторг» Александр Молев, был приговорен к 5 годам колонии-поселения. Четверых собственников «Пассажа» - Алексея Владимирова, Владимира Гусева, Владимира и Георгия Геворкянов - суд оправдал, так как счел, что арендатор Молев самостоятельно принял решение о размещении в здании торгового центра, а владельцы не участвовали в управлении магазином. Уже выслушали приговор сотрудники Госпожнадзора О. Моргунов и В. Рожок. Но вскоре в суд будет направлено новое уголовное дело, связанное с трагедией в «Пассаже». На скамье подсудимых окажутся двое мужчин, которых обвиняют в поджоге торгового центра.

Людмила Власова

«« Cтраницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] »»
[an error occurred while processing this directive]
 О САЙТЕ
(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2004.
Разработка и поддержка сайта: Дмитрий Терентьев.
Предыдущие версии создавали: Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.