Экономика |
В ожидании высокого сезона
«Только самолетом можно долететь» - эта строка из известной советской песни о «далеких таежных краях» до сих пор актуальна для северной глубинки республики, где до многих населенных пунктов дорог не было, нет, да и вряд ли в силу «особой картографии» они когда-нибудь появятся. На огромной по площади территории с высоким коэффициентом труднодоступности главным двигателем прогресса остается авиация. МС выяснила, в чем причина оживления в сфере внутренних авиаперевозок, и какие проблемы сдерживают их дальнейшее развитие.
Улететь на самолете можно было практически в любой, даже самый отдаленный уголок республики. Взлетно-посадочные полосы и аэропорты были, а многие и остаются в каждом районном центре, больших селах, лесных поселках и, конечно же, во всех городах. В крупные промышленные центры - Воркуту, Ухту, Инту, Печору - выполнялось по нескольку рейсов в день не только из Сыктывкара, но и из Москвы, Питера, Казани, Самары. Летали из Коми в Сочи и Крым. И билетов было не достать!
А сегодня аэропорты имеются только в шести городах - Сыктывкаре, Ухте, Воркуте, Печоре, Усинске, Инте - и в селе Усть-Цильме. После двух десятилетий полного разгрома постепенно, с большим трудом авиаперевозки восстанавливают свои позиции, увеличивая количество пассажиров.
Конечно, до прежних объемов еще далеко, но, похоже, авиация в Коми сегодня в ожидании высокого сезона, а это в переводе с языка профессионалов означает, что период деградации закончился, начинается подготовка к сезону активных перевозок пассажиров и грузов. Внутримуниципальные перелеты в труднодоступные районы осуществляются вертолетами «Ми-8» государственного предприятия «Комиавиатранс», принадлежащего республике, а внутрирегиональные перевозки - в Воркуту, Ухту, Печору, Усинск, Усть-Цильму - на самолетах «Ан-24» компании «ЮТэйр-Экспресс».
Экономика как основа концепции
В конце прошлого года у Коми появилась концепция развития внутренних авиаперевозок. В начале 2010 года внутрирегиональные перевозки осуществлялись по двум маршрутам: из Сыктывкара в Усть-Цильму и Усинск и обратно. А с 1 ноября возобновились перевозки в Воркуту, Ухту и Печору. После провального кризисного 2009 года этот шаг, а точнее, инициативу главы РК Вячеслава Гайзера, вызванную просьбами трудящихся из посещенных им районов и городов, оценили как достаточно смелый и даже рассматривали в качестве эксперимента. Эксперимент этот дал хорошие результаты. И прежде всего потому, что впервые за много лет республиканские власти предложили компенсировать авиакомпании на внутрирегиональных перевозках часть стоимости билетов за счет бюджета. Новая система ценообразования стала основой развития авиатранспортных услуг в республике. Теперь стоимость авиабилетов сопоставима со стоимостью поездки в купейном вагоне скорого поезда по тому же маршруту. Идеология понятна: среднестатистический пассажир в любом регионе, в том числе и в нашей республике, небогат. И потому не в состоянии заплатить за перелет оптимальную его стоимость. Поэтому правительство с целью оживления внутренних авиаперевозок инициировало снижение цен на билеты.
Разработкой социально оправданной тарифной политики пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях занималась специальная рабочая группа по развитию воздушного транспорта в Республике Коми на 2011-2016 годы.
- Мы очень внимательно и всесторонне рассматривали вопрос о социально приемлемых ценах, сравнивали стоимость проезда на автомобильном и железнодорожном транспорте, - отметил член рабочей группы, замминистра промышленности и энергетики РК Сергей Иванов.
Для правительства Коми эта мера исключительно социальная, хотя и сохраняет политическую составляющую: перевозка пассажиров по республике воздушным транспортом реализует конституционную норму свободного передвижения граждан. Для большинства главным в выборе вида транспорта становится не скорость передвижения, а цена поездки. С другой стороны, альтернативой воздушному транспорту в республике остается железная дорога и с развитием автодорог - автомобильный транспорт. Привлечь клиентов, сохранить имеющиеся и обеспечить новые рабочие места авиакомпания может только за счет снижения цен на свои услуги: при одинаковых расходах пассажир, скорее всего, сделает свой выбор в пользу самолета - он доставит быстрее за те же деньги.
К примеру, до Воркуты из Сыктывкара пассажир доберется на самолете за два с половиной часа, а в купейном вагоне будет из окна любоваться пейзажами родной природы почти целые сутки. Из Ухты до Сыктывкара самолет доставит людей за 45 минут, поезд - за 8 часов, а автобус - за 6 с половиной.
- А авиакомпания «ЮТэйр-Экспресс» в качестве авиаперевозчика на внутрирегиональные линии была выбрана потому, что уже несколько лет занималась перевозками в республике и за ее пределами, и особых нареканий в ее адрес не было. К тому же она имеет местную регистрацию - это тоже повышает ее надежность, - поделился своим мнением Сергей Иванов.
Выпадающие доходы
Утверждение новых тарифов свидетельствует: правительству республики удается сбалансировать интересы государства и бизнеса. При этом бизнес, т.е. авиакомпания, тоже оказывается заинтересован в предоставлении качественной услуги, так как даже при новых тарифах никаких выпадающих доходов у нее не будет. Соглашение властей с авиакомпанией предусматривает компенсационные выплаты на все внутренние авиарейсы.
К примеру, если цена одного билета из Сыктывкара до Ухты по себестоимости составляет 4 с лишним тысячи рублей, а пассажир платит вдвое меньше, то выпадающие доходы авиаперевозчику компенсирует бюджет.
Сумма, между прочим, немалая. В 2010 году она составила 11 млн. руб. В 2011 году в связи с увеличением количества рейсов на эти цели запланировано 35 млн. И хотя сегодня еще рано говорить о полной или коммерческой (свыше 60%) загрузке самолетов, тем не менее даже в такие не самые значимые для перевозок зимние месяцы удалось за счет социальной тарифной политики увеличить пассажиропоток в полтора раза.
Мало летаем?
Система дотирования авиаперевозок не нова. Сегодня правительство России дотирует беспосадочные перелеты из всех дальневосточных регионов, а также из Норильска и Хатанги в Москву и Санкт-Петербург. На это выделяется 2,5 млрд. руб. в год.
После того, как республика взяла на себя часть расходов авиапассажиров и летать на местных линиях стали больше, пришлось менять расписание полетов. Если до января 2011 года рейсы из Сыктывкара в направлении Усть-Цильмы выполнялись 3 раза за две недели, то с января полеты участились - теперь летают дважды в неделю. Средняя загрузка самолета на 40-45% остается даже при достаточно высокой - 2910 руб. - цене билета. И дело не в том, что устьцилемы - коренные путешественники, а в удобстве и времени передвижения: воздушным транспортом в разы быстрее. Для многих людей, отправляющихся в отпуск, командировку, на лечение - это важное обстоятельство.
После того, как анализ пассажиропотоков на внутренних линиях в конце прошлого года показал уверенный рост, потребовались изменения в расписании и маршрутных линиях. Кроме уже упомянутого рейса Сыктывкар - Усть-Цильма, изменениям подвергся маршрут Сыктывкар - Ухта - Печора. Был введен прямой рейс из столицы республики в Печору и обратно с двумя полетами в неделю, а Ухта стала центром транзитных перевозок из Сыктывкара в Усинск, потому что, как показывает практика, в Усинск особенно активно летают на работу вахтовики из Ухты. Оптимизация помогла увеличить пассажиропоток и количество рейсов: было два, стало семь. И эта услуга востребована.
Только по итогам трех месяцев нынешнего года загрузка рейса в Воркуту составила 53%, в Ухту - 68% с учетом транзитных пассажиров, следующих в Усинск, в Печору - 25%, в Усть-Цильму - 43%. По результатам 1 квартала Министерство промышленности и энергетики РК обещает провести анализ загрузки и схем маршрутов и, возможно, совместно с авиаперевозчиками изменить расписание для удобства людей, найти оптимальный режим и время авиаперевозок. Ведь впереди время летних отпусков, период активного передвижения пассажиров.
- Мы договорились с авиаперевозчиками о том, чтобы они держали под контролем пассажиропоток, особенно в летние месяцы, и готовы были увеличить количество рейсов в связи с отпусками. Если есть большая загрузка, то, несомненно, это выгодно прежде всего самим компаниям-авиаперевозчикам, - заявил Сергей Иванов.
Кстати, после введения авиакомпаниями, работающими в республике, новых гибких и удобных тарифных планов, по подсчетам специалистов, количество желающих летать самолетами увеличилось за счет некоторого уменьшения почитателей железнодорожного транспорта. Впервые за много лет у железнодорожников появился серьезный конкурент, требующий качественного изменения в системе перевозок. Еще одно подтверждение очевидного - чем выше конкуренция, тем больше возможностей и тем ниже цена. В отношении авиаперевозок это правило сработало.
Аэропорт или вертолетная площадка?
В начале сентября прошлого года вся страна узнала о существовании села Ижмы, о Сергее Сотникове - начальнике вертолетной площадки, который 12 лет следил за состоянием закрытой взлетной полосы, убирая с нее мусор, бревна, сосняк и верил в возрождение малой авиации. 7 сентября 2010 года на заброшенную взлетно-посадочную полосу совершил аварийную посадку «Ту-154», и благодаря профессионализму и мужеству членов экипажа, а также стараниям Сергея Сотникова, поддерживавшего полосу в рабочем состоянии, никто не пострадал. Отличившегося ижемца наградили, к концу марта «тушку» отремонтировали, и она улетела, а аэропорт опять закрыли. Вертолетной площадке в Ижме изменить свой статус и получить звание аэропорта, несмотря на свою известность, в ближайшее время, похоже, не удастся.
- Чтобы создать инфраструктуру аэропорта, соответствующую новым требованиям, необходимы миллионные вложения, - подчеркивает Сергей Иванов.
- Сегодня только для ремонта всех взлетно-посадочных полос и аэродромных покрытий в 7 аэропортах необходимо более 1 миллиарда рублей.
Были бы средства, мы готовы начать модернизацию.
Пока же в республике работают над созданием программы развития транспортной инфраструктуры, которая потребует больших капитальных вложений.
Тормоза не отказывают
Именно недостаток финансирования специалисты называют главным тормозом развития авиации и прежде всего внутренних авиалиний. Хотя постепенно процесс развивается: еще несколько лет назад у республики не было средств на дотацию внутренних перевозок, а теперь расходы бюджета по этой статье растут год от года. По прогнозам специалистов, если востребованность авиарейсов на внутренних линиях будет набирать обороты в том же темпе, на некоторых маршрутах она вполне может приблизиться к уровню высот 20-летней давности. Правда, для этого, помимо регулируемых гибких тарифов на авиаперевозки, необходимо совершенствовать их общую систему: «стыковку», сведение в единую цепь магистральных, местных и межрегиональных рейсов с тем, чтобы жители Коми, отправляясь в отпуск, в гости или командировку, на транзите всегда имели «зеленый коридор», не тратя время в пунктах пересадок. И за несколько часов могли попасть из Воркуты или Усть-Цильмы в Москву, Санкт-Петербург либо Самару. Удобное «стыковочное» расписание, низкие цены и внятная логистика будут пассажирам в помощь. К тому же «реестр» маршрутов межмуниципальных и внутрирегиональных авиаперевозок в Республике Коми требует расширения.
Однако есть и другой серьезный сдерживающий развитие фактор: отсутствие подходящих для внутренних авиаперевозок типов самолета.
Используемые сегодня «Ан-24» вместимостью 40-48 пассажирских мест давно устарели, к тому же, как утверждают специалисты, топливо «съедают» в 2,5 раза больше 100-местного «Боинга».
Для внутренних авиалиний нужны новые современные и более экономичные лайнеры вместимостью не более 70 пассажиров.
Кто крайний?
И все же, если говорить о главной причине сдерживания развития авиаперевозок, то совершенно очевидно: пока авиационный транспорт в стране остается недоступен широким слоям населения. Сравнения цены на перелет по ряду направлений в США, Европе и России не в нашу пользу: билет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес при таком же расстоянии, как от Москвы до Иркутска, за 3 дня до вылета стоит 200 долларов, т.е. около 6 тыс. руб. Это как примерно слетать в Усинск, только при большем комфорте и несколько раз, учитывая расстояние. В этой ситуации радует одно: власти начинают понимать, что ввиду отсутствия нормальной экономики авиаперевозок гражданам передвигаться по стране нужно помогать. Иначе прости-прощай и сама авиация, большая и малая, и даже вертолетная площадка в Ижме.
Ольга СЕРГЕЕВА
добавить комментарий |
|