Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Парламентарии Коми избрали руководящий состав »»»
Начались реальные "посадки" за ... »»»
В ожидании высокого сезона »»»
Республика Коми
№ 12 / 01.04.2011 
|  Архив  |  Гороскоп  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 РадиоРубка 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 Вся Россия 
Портал Вся Россия
 Сила добра 
 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
Котировки валют ЦБ РФ
Прогноз погоды от Фобос:
Погода от ФОБОС
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
Газета "Ухта"
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
SpyLOG Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга №12 (7498) от 1 апреля 2011 года

Экономика 

В ожидании высокого сезона


«Только самолетом можно долететь» - эта строка из известной советской песни о «далеких таежных краях» до сих пор актуальна для северной глубинки республики, где до многих населенных пунктов дорог не было, нет, да и вряд ли в силу «особой картографии» они когда-нибудь появятся. На огромной по площади территории с высоким коэффициентом труднодоступности главным двигателем прогресса остается авиация. МС выяснила, в чем причина оживления в сфере внутренних авиаперевозок, и какие проблемы сдерживают их дальнейшее развитие.
Улететь на самолете можно было практически в любой, даже самый отдаленный уголок республики. Взлетно-посадочные полосы и аэропорты были, а многие и остаются в каждом районном центре, больших селах, лесных поселках и, конечно же, во всех городах. В крупные промышленные центры - Воркуту, Ухту, Инту, Печору - выполнялось по нескольку рейсов в день не только из Сыктывкара, но и из Москвы, Питера, Казани, Самары. Летали из Коми в Сочи и Крым. И билетов было не достать!
А сегодня аэропорты имеются только в шести городах - Сыктывкаре, Ухте, Воркуте, Печоре, Усинске, Инте - и в селе Усть-Цильме. После двух десятилетий полного разгрома постепенно, с большим трудом авиаперевозки восстанавливают свои позиции, увеличивая количество пассажиров.
Конечно, до прежних объемов еще далеко, но, похоже, авиация в Коми сегодня в ожидании высокого сезона, а это в переводе с языка профессионалов означает, что период деградации закончился, начинается подготовка к сезону активных перевозок пассажиров и грузов. Внутримуниципальные перелеты в труднодоступные районы осуществляются вертолетами «Ми-8» государственного предприятия «Комиавиатранс», принадлежащего республике, а внутрирегиональные перевозки - в Воркуту, Ухту, Печору, Усинск, Усть-Цильму - на самолетах «Ан-24» компании «ЮТэйр-Экспресс».
 
Экономика как основа концепции
В конце прошлого года у Коми появилась концепция развития внутренних авиаперевозок. В начале 2010 года внутрирегиональные перевозки осуществлялись по двум маршрутам: из Сыктывкара в Усть-Цильму и Усинск и обратно. А с 1 ноября возобновились перевозки в Воркуту, Ухту и Печору. После провального кризисного 2009 года этот шаг, а точнее, инициативу главы РК Вячеслава Гайзера, вызванную просьбами трудящихся из посещенных им районов и городов, оценили как достаточно смелый и даже рассматривали в качестве эксперимента. Эксперимент этот дал хорошие результаты. И прежде всего потому, что впервые за много лет республиканские власти предложили компенсировать авиакомпании на внутрирегиональных перевозках часть стоимости билетов за счет бюджета. Новая система ценообразования стала основой развития авиатранспортных услуг в республике. Теперь стоимость авиабилетов сопоставима со стоимостью поездки в купейном вагоне скорого поезда по тому же маршруту. Идеология понятна: среднестатистический пассажир в любом регионе, в том числе и в нашей республике, небогат. И потому не в состоянии заплатить за перелет оптимальную его стоимость. Поэтому правительство с целью оживления внутренних авиаперевозок инициировало снижение цен на билеты.
Разработкой социально оправданной тарифной политики пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях занималась специальная рабочая группа по развитию воздушного транспорта в Республике Коми на 2011-2016 годы.
- Мы очень внимательно и всесторонне рассматривали вопрос о социально приемлемых ценах, сравнивали стоимость проезда на автомобильном и железнодорожном транспорте, - отметил член рабочей группы, замминистра промышленности и энергетики РК Сергей Иванов.
Для правительства Коми эта мера исключительно социальная, хотя и сохраняет политическую составляющую: перевозка пассажиров по республике воздушным транспортом реализует конституционную норму свободного передвижения граждан. Для большинства главным в выборе вида транспорта становится не скорость передвижения, а цена поездки. С другой стороны, альтернативой воздушному транспорту в республике остается железная дорога и с развитием автодорог - автомобильный транспорт. Привлечь клиентов, сохранить имеющиеся и обеспечить новые рабочие места авиакомпания может только за счет снижения цен на свои услуги: при одинаковых расходах пассажир, скорее всего, сделает свой выбор в пользу самолета - он доставит быстрее за те же деньги.
К примеру, до Воркуты из Сыктывкара пассажир доберется на самолете за два с половиной часа, а в купейном вагоне будет из окна любоваться пейзажами родной природы почти целые сутки. Из Ухты до Сыктывкара самолет доставит людей за 45 минут, поезд - за 8 часов, а автобус - за 6 с половиной.
- А авиакомпания «ЮТэйр-Экспресс» в качестве авиаперевозчика на внутрирегиональные линии была выбрана потому, что уже несколько лет занималась перевозками в республике и за ее пределами, и особых нареканий в ее адрес не было. К тому же она имеет местную регистрацию - это тоже повышает ее надежность, - поделился своим мнением Сергей Иванов.
 
Выпадающие доходы
Утверждение новых тарифов свидетельствует: правительству республики удается сбалансировать интересы государства и бизнеса. При этом бизнес, т.е. авиакомпания, тоже оказывается заинтересован в предоставлении качественной услуги, так как даже при новых тарифах никаких выпадающих доходов у нее не будет. Соглашение властей с авиакомпанией предусматривает компенсационные выплаты на все внутренние авиарейсы.
К примеру, если цена одного билета из Сыктывкара до Ухты по себестоимости составляет 4 с лишним тысячи рублей, а пассажир платит вдвое меньше, то выпадающие доходы авиаперевозчику компенсирует бюджет.
Сумма, между прочим, немалая. В 2010 году она составила 11 млн. руб. В 2011 году в связи с увеличением количества рейсов на эти цели запланировано 35 млн. И хотя сегодня еще рано говорить о полной или коммерческой (свыше 60%) загрузке самолетов, тем не менее даже в такие не самые значимые для перевозок зимние месяцы удалось за счет социальной тарифной политики увеличить пассажиропоток в полтора раза.
 
Мало летаем?
Система дотирования авиаперевозок не нова. Сегодня правительство России дотирует беспосадочные перелеты из всех дальневосточных регионов, а также из Норильска и Хатанги в Москву и Санкт-Петербург. На это выделяется 2,5 млрд. руб. в год.
После того, как республика взяла на себя часть расходов авиапассажиров и летать на местных линиях стали больше, пришлось менять расписание полетов. Если до января 2011 года рейсы из Сыктывкара в направлении Усть-Цильмы выполнялись 3 раза за две недели, то с января полеты участились - теперь летают дважды в неделю. Средняя загрузка самолета на 40-45% остается даже при достаточно высокой - 2910 руб. - цене билета. И дело не в том, что устьцилемы - коренные путешественники, а в удобстве и времени передвижения: воздушным транспортом в разы быстрее. Для многих людей, отправляющихся в отпуск, командировку, на лечение - это важное обстоятельство.
После того, как анализ пассажиропотоков на внутренних линиях в конце прошлого года показал уверенный рост, потребовались изменения в расписании и маршрутных линиях. Кроме уже упомянутого рейса Сыктывкар - Усть-Цильма, изменениям подвергся маршрут Сыктывкар - Ухта - Печора. Был введен прямой рейс из столицы республики в Печору и обратно с двумя полетами в неделю, а Ухта стала центром транзитных перевозок из Сыктывкара в Усинск, потому что, как показывает практика, в Усинск особенно активно летают на работу вахтовики из Ухты. Оптимизация помогла увеличить пассажиропоток и количество рейсов: было два, стало семь. И эта услуга востребована.
Только по итогам трех месяцев нынешнего года загрузка рейса в Воркуту составила 53%, в Ухту - 68% с учетом транзитных пассажиров, следующих в Усинск, в Печору - 25%, в Усть-Цильму - 43%. По результатам 1 квартала Министерство промышленности и энергетики РК обещает провести анализ загрузки и схем маршрутов и, возможно, совместно с авиаперевозчиками изменить расписание для удобства людей, найти оптимальный режим и время авиаперевозок. Ведь впереди время летних отпусков, период активного передвижения пассажиров.
- Мы договорились с авиаперевозчиками о том, чтобы они держали под контролем пассажиропоток, особенно в летние месяцы, и готовы были увеличить количество рейсов в связи с отпусками. Если есть большая загрузка, то, несомненно, это выгодно прежде всего самим компаниям-авиаперевозчикам, - заявил Сергей Иванов.
Кстати, после введения авиакомпаниями, работающими в республике, новых гибких и удобных тарифных планов, по подсчетам специалистов, количество желающих летать самолетами увеличилось за счет некоторого уменьшения почитателей железнодорожного транспорта. Впервые за много лет у железнодорожников появился серьезный конкурент, требующий качественного изменения в системе перевозок. Еще одно подтверждение очевидного - чем выше конкуренция, тем больше возможностей и тем ниже цена. В отношении авиаперевозок это правило сработало.
 
Аэропорт или вертолетная площадка?
В начале сентября прошлого года вся страна узнала о существовании села Ижмы, о Сергее Сотникове - начальнике вертолетной площадки, который 12 лет следил за состоянием закрытой взлетной полосы, убирая с нее мусор, бревна, сосняк и верил в возрождение малой авиации. 7 сентября 2010 года на заброшенную взлетно-посадочную полосу совершил аварийную посадку «Ту-154», и благодаря профессионализму и мужеству членов экипажа, а также стараниям Сергея Сотникова, поддерживавшего полосу в рабочем состоянии, никто не пострадал. Отличившегося ижемца наградили, к концу марта «тушку» отремонтировали, и она улетела, а аэропорт опять закрыли. Вертолетной площадке в Ижме изменить свой статус и получить звание аэропорта, несмотря на свою известность, в ближайшее время, похоже, не удастся.
- Чтобы создать инфраструктуру аэропорта, соответствующую новым требованиям, необходимы миллионные вложения, - подчеркивает Сергей Иванов.
- Сегодня только для ремонта всех взлетно-посадочных полос и аэродромных покрытий в 7 аэропортах необходимо более 1 миллиарда рублей.
Были бы средства, мы готовы начать модернизацию.

Пока же в республике работают над созданием программы развития транспортной инфраструктуры, которая потребует больших капитальных вложений.

 Тормоза не отказывают

Именно недостаток финансирования специалисты называют главным тормозом развития авиации и прежде всего внутренних авиалиний. Хотя постепенно процесс развивается: еще несколько лет назад у республики не было средств на дотацию внутренних перевозок, а теперь расходы бюджета по этой статье растут год от года. По прогнозам специалистов, если востребованность авиарейсов на внутренних линиях будет набирать обороты в том же темпе, на некоторых маршрутах она вполне может приблизиться к уровню высот 20-летней давности. Правда, для этого, помимо регулируемых гибких тарифов на авиаперевозки, необходимо совершенствовать их общую систему: «стыковку», сведение в единую цепь магистральных, местных и межрегиональных рейсов с тем, чтобы жители Коми, отправляясь в отпуск, в гости или командировку, на транзите всегда имели «зеленый коридор», не тратя время в пунктах пересадок. И за несколько часов могли попасть из Воркуты или Усть-Цильмы в Москву, Санкт-Петербург либо Самару. Удобное «стыковочное» расписание, низкие цены и внятная логистика будут пассажирам в помощь. К тому же «реестр» маршрутов межмуниципальных и внутрирегиональных авиаперевозок в Республике Коми требует расширения.
Однако есть и другой серьезный сдерживающий развитие фактор: отсутствие подходящих для внутренних авиаперевозок типов самолета.
Используемые сегодня «Ан-24» вместимостью 40-48 пассажирских мест давно устарели, к тому же, как утверждают специалисты, топливо «съедают» в 2,5 раза больше 100-местного «Боинга».
Для внутренних авиалиний нужны новые современные и более экономичные лайнеры вместимостью не более 70 пассажиров.
 
Кто крайний?
И все же, если говорить о главной причине сдерживания развития авиаперевозок, то совершенно очевидно: пока авиационный транспорт в стране остается недоступен широким слоям населения. Сравнения цены на перелет по ряду направлений в США, Европе и России не в нашу пользу: билет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес при таком же расстоянии, как от Москвы до Иркутска, за 3 дня до вылета стоит 200 долларов, т.е. около 6 тыс. руб. Это как примерно слетать в Усинск, только при большем комфорте и несколько раз, учитывая расстояние. В этой ситуации радует одно: власти начинают понимать, что ввиду отсутствия нормальной экономики авиаперевозок гражданам передвигаться по стране нужно помогать. Иначе прости-прощай и сама авиация, большая и малая, и даже вертолетная площадка в Ижме.
 
 

Ольга СЕРГЕЕВА


«« »»
добавить комментарий 
Имя:    E-mail: 
Город:   Сайт:
Ваш комментарий:
Код для проверки: 








 = 
 
Читайте в номере
Парламентарии Коми избрали руководящий состав
комментарии (3) | дальше »»

В 13 районах Коми появятся сити-менеджеры
комментарии (0) | дальше »»

Дорагентство решило поискать денег на дороги у их пользователей
комментарии (0) | дальше »»

Коми ждет бизнес-протест
комментарии (0) | дальше »»

ОАО "Монди СЛПК" подтвердило соответствие цепи поставок древесины на комбинат стандартам Лесного Попечительского Совета
комментарии (0) | дальше »»

Ижемцы сядут за парты бизнес-школы
комментарии (0) | дальше »»

Муниципалитеты задерживают согласование планов капремонтов
комментарии (0) | дальше »»

Сыктывкарец Чуваков доказал, что мэрия зря конфисковала его гараж
комментарии (0) | дальше »»

Начались реальные "посадки" за подъельскую трагедию
комментарии (0) | дальше »»

Любовь Гурьева расскажет, есть ли шанс сохранить леса Коми для потомков
комментарии (0) | дальше »»

Дорожный профсоюз сделал свою ставку
комментарии (0) | дальше »»

Коммунальные аварии передадут под ведение управляющих компаний
комментарии (0) | дальше »»

Эжвинский "Жилкомхоз" предупреждает неплательщиков о печальных последствиях
комментарии (0) | дальше »»

Баянный день
комментарии (0) | дальше »»

Благотворительный марафон "Помоги больному ребенку" завершен
комментарии (0) | дальше »»

Секретарь Федерации бокса Коми Игорь Цент:
"Боксу в Коми нужен финансовый рычаг"
комментарии (1) | дальше »»

Юлия Иванова дважды добежала до "золота"
комментарии (0) | дальше »»

Какое педобразование нам нужно?
комментарии (0) | дальше »»

Сыктывкарка обязала управляющую компанию сделать двор по генеральному плану
комментарии (0) | дальше »»

Верховный суд зарубил жалобу мэрии
комментарии (0) | дальше »»

Бывший директор Печорского дома-интерната обвиняется в мошенничестве
комментарии (0) | дальше »»

Фигуранта "голубого" скандала судят за наркотики
комментарии (0) | дальше »»

В ожидании высокого сезона
комментарии (0) | дальше »»

Главного судебного пристава Коми "поймали" на протекционизме
комментарии (0) | дальше »»

Администрации Сыктывкара указано отвечать гражданам
комментарии (0) | дальше »»

Конституционный суд республики не сломал двухпроцентный барьер
комментарии (1) | дальше »»

Метеоролог Лилия Мухаметзянова:
"Картина колебания климата до 2050 года предвещает вымирание белых медведей, глобальную засуху и таяние льдов"
комментарии (0) | дальше »»

Сыктывкарский ЛДК переживает череду неудач
комментарии (0) | дальше »»

КСЦ "Ренова" отошел республике
комментарии (1) | дальше »»

Снег на голову пенсионерке оценен в 20 тысяч
комментарии (0) | дальше »»

Верховный суд Коми встал на защиту прав автовладельца
комментарии (0) | дальше »»

(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.