Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Редакционное сообщение »»»
ОПРОС Что еще вернуть из прошлого? »»»
Волженцев добыл первую медаль для Коми »»»
Республика Коми
№ 12 / 29.03.2013 
|  Архив  |  Experto Credite  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 РадиоРубка 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 Метро 
 Сила добра 
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
ki.gif
ms.gif
ki.gif
bbs.gif
pora_na_rabotu.gif
ezkh_250x70.gif
Gis11.jpg
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга > Михаил Рогачев: "История Коми края. Это интересно?"

Михаил Рогачев: "История Коми края. Это интересно?"

Михаил Рогачев, кандидат исторических наук

 

История Коми края: это интересно?

 

Лекция была прочитана 15 марта в СыктГУ

 

Здравствуйте! Ну, я думаю, мне представляться не надо, боюсь, что большинство из присутствующих меня знает. Меня попросили открыть этот проект, и мне это, в общем-то, будет труднее, чем другим, поскольку опыта пока у нас нету. И я выбрал для своего выступления тему такую общую под названием «История Коми края, интересно это или нет».

Когда-то у нас в лицее при СГУ был отдельный курс истории и культуры Коми края. И если бы вы учились тогда, наверное, мое выступление большого смысла не имело бы перед вами именно, перед такой аудиторией, поскольку вам пришлось бы, страшно сказать, в течение четырех лет, по часу в неделю, знакомиться с историей культуры Коми края. Но давно уже этого курса нет, и вообще сейчас курс краеведения в наших школах потихоньку сворачивается, если не свернулся, и это имеет следствием, в общем-то, с моей точки зрения, печальный факт – большинство у нас не знакомо с историей своего края, с историей своего региона. А с моей точки зрения, это очень нехорошо, поскольку что такое вообще региональная история? О чем в данном случае пошла речь? Проще всего сказать, что региональная история – это история региона, в котором мы живем. А мы в каком регионе живем? Сразу возникает вопрос. В Республике Коми. Можем ли мы считать, говорить о том, что мы должны быть знакомы с историей Республики Коми? С одной стороны, конечно, можем так говорить, а с другой стороны, Республике Коми ведь немногим более 10 лет. А до этого? То есть, в данном случае понятие «региональная история» довольно условное.

Чтобы вам было понятно, я напомню. Я учился в советское время на историческом факультете на кафедре, название которой нам вовсе не казалось смешным, а воспринималось, как само собой разумеющееся. А сейчас оно вызывает улыбку. Я учился на кафедре, которая называлась «Кафедра истории СССР периода феодализма и капитализма». Вот такое странное название. Поэтому, когда мы говорим о нашей региональной истории, наверное, правильнее говорить об истории Коми края. То есть об истории той земли, где зародился, жил и живет народ коми. Сегодня наша территория не однонациональна. И говорить о том, что мы изучаем историю Республики Коми и историю коми народа, и ставить знак равенства между этими двумя понятиями, конечно же, нельзя. Мы сейчас именно историю региона изучаем. Но тем не менее, наверное, правильно именно говорить об истории Коми края, поскольку большинство этнической территории коми как раз находится в административных рамках современной Республики Коми.

Что такое региональная история? Казалось бы, это кусочек российской истории. Вот зачем ее надо знать? Но понимаете, если вы из региональных историй, будем говорить так, из историй регионов Российской Федерации, как из пазлов попытаетесь сложить историю России, у вас ничего не получится. У вас будет некое размытое изображение, по которому будет трудно определить, что это именно история России или Российского государства, в данном случае, это не одно и то же. Потому что каждая региональная история имеет свои особенности, имеет общие и особенные черты, и это связано с тем, что и каждая территория, и народ, населяющий эту территорию, развивались, в общем-то, по-разному. Может в рамках одного исторического русла, одного исторического процесса, но все-таки по-разному.

Обратимся, скажем, к той же самой хронологии. Вот у нас, в ваших учебниках истории, в основном, хронология или, простите, периодизация российской истории основана на государственном принципе, на государственном подходе. То есть, первый период – это период древне-русского государства Киевская Русь, которая сменяется периодом феодальной раздробленности где-то в период от XIIXV вв. Период феодальной раздробленности сменяется периодом Московского государства – XVIXVIII вв. XVIII – начало ХХ века – Российская империя. ХХ век – примерно до конца – советская история. И, условно говоря, с 90-х годов сейчас историки это называют так: период новой России. Это условное название такое. То есть, вот по государственному принципу. Можем ли мы эту периодизацию применить к истории Коми края, к истории этого региона? Можем, но ведь они полностью не совпадут, хотя бы по той простой причине, что у нас до XVIII века на территории Коми края государственных образований не было. И, стало быть, говорить о периоде древне-русского государства, или вообще ранне-феодального государства, о периоде феодальной раздробленности, относительно Коми края в общем-то нельзя. Затем, когда на эту территорию распространяется, скажем так, влияние Московского государства, история Коми края развивается уже в рамках принятой государственной периодизации, хотя мы можем применить и другие периодизации.

Вообще, зачем нужно изучать историю региона? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. На самом деле это не так. Мне вспоминается, когда у нас, страшно сказать когда, в 93-м году в лицее при СГУ впервые ввели предмет «История и культура коми края», не было ни программ, ни учебников. И вот как раз меня и пригласили вести эти уроки. Я так, собственно говоря, в лицее-то при СГУ и оказался. Первый вопрос, который мне задала одна из учениц:

- А зачем это нужно? Это же не интересно.

Я ее спросил:

- А почему ты считаешь, что это не интересно? Ты вообще знаешь, о чем речь пойдет? Может быть, не интересно, я не спорю. Но ты откуда это знаешь заранее?

Она ответила:

- А что тут говорить? Ни одной войны не было, что тут изучать-то?

Я говорю:

- А тебе не интересно, что, скажем, такой уникальный факт для многих регионов, что на нашей территории действительно пятьсот лет, полтысячелетия не велось военных действий? Это само по себе разве не интересно?

Она задумалась и говорит:

- А что, так пятьсот лет и не велось?

- А вот не велось.

Вот с XIV века, когда Коми край постепенно перестает быть пограничной территорией (а для нас очень непривычно, наверное, представить себе, что когда-то Коми край был пограничной территорией). Мы сегодня находимся, выражаясь военным языком, в глубоком тылу, до нас ни один враг не дойдет, сколько ни пытались, ничего у них не вышло. Застревают в наших лесах, потому что дорог у нас никогда не было, не только сейчас, но и раньше тоже. А когда-то Коми край был пограничной территорией Московского государства. Дальше – Урал. За Уралом – неизведанные земли под названием «Сибирь», населенные, мягко говоря, не очень благожелательно настроенными к этой территории народами, которые промышляли, в том числе, и военными набегами. И здесь приходилось держать войска для обороны границы Московского государства на севере. Потом эта граница отодвигается, и мы становимся действительно, скажем так, глубоким тылом. И до Гражданской войны начала ХХ века здесь с XIV века, действительно, не велось боевых действий. Ну и слава Богу! Что в этом плохого? Ну вот выяснилось, что хотя бы такое есть интересное в истории нашего края: мы жили пятьсот лет без войны. Вот, миру мир.

Выяснилось, что и кое-что еще интересное есть. Но вообще, если говорить более широко, то незнание хотя бы в общих чертах представления о прошлом своего края – это ведь, в общем-то, один из таких признаков, я бы сказал, человека, не помнящего родства, человека-маргинала, оторванного от той земли, от той исторической среды, в которой он вырос. Ведь что такое история? Что такое прошлое, настоящее и будущее? Если мы представим это все в виде прямой линии с бесконечным началом и бесконечным концом, вектором, то настоящее – это точка на этой линии, все, что до нее – это прошлое, все, что после нее – это неведомое нам будущее. И вот сейчас мы уже с вами увеличили историю на пятнадцать минут, прошлое. Поскольку только этот момент, миг мы находимся в настоящем. То, что было минуту назад – это уже прошлое, это уже повод для воспоминаний, повод для изучений, повод для того, чтобы задуматься: а что это прошлое даст нам в будущем, к чему оно приведет?

Мы сегодня много говорим о патриотизме, о том, что необходимо воспитывать человека-патриота в любви к своей родине. Но я, правда, сомневаюсь, что наша картина патриотизма сегодня, я бы сказал, такая объективная и значимая. Мне сдается, что у нас в России вся программа патриотического воспитания (хотя я, честно говоря, не знаю, что такое программа патриотического воспитания, как ее реализовать на практике), она несколько милитаризирована. Образцом патриота является солдат, служащий в российской армии, и образцом патриота у нас являются герои, которые погибли, защищая Родину. Я это говорю без всякой иронии, потому что я с глубоким уважением, естественно, как сын солдата Великой Отечественной войны, отношусь к тем, кто воевал, кто защищал родину. Но я хочу сказать, что патриотизм вообще-то не только в том, чтобы в экстремальных обстоятельствах встать на защиту своей страны, не побежать, не предать и честно выполнить свой долг. Патриотизм – гораздо более широкое понятие, и основанное, в частности, на понимании о том, откуда ты вышел, и для чего и для кого ты собственно живешь на этой земле. По-моему, патриотизм можно определить очень коротко: патриот – это тот, кто не гадит на собственной земле в широком смысле этого слова. А дальше можете не гадить в любом виде: растить деревья, растить детей, строить дома, вовсе не задумываясь о том, что вы поступаете как настоящий патриот. Вот не гадьте, и вам потомки скажут «спасибо». Но для этого нужно знать и уважать свою землю, на которой вы родились, на которой вы выросли, с которой связаны корни ваших предков. По-моему, в этом как раз и есть смысл регионоведения. И, кроме того, регионоведение включает в себя такую штуку, как краеведение, это не одно и то же, по-моему. И, строго говоря, краеведение – это ведь история ваших семей, история вашего дома маленького. А у нас ее не знают.

Где-то лет 10 назад я прочитал в статье «История первого сентября», есть такая очень хорошая газета для учителей истории, цикл статей о том, как преподают историю в разных странах, в школах, именно по школьным программам. Мне запомнилась, сейчас поймете, почему запомнилась, статья о том, как преподается история в такой маленькой уютненькой европейской стране под названием Дания. Так вот, там целый учебный год, не помню, правда, какой, где-то классе в десятом, наверное, в этот учебный год в датских гимназиях преподается история по программе «История моего дома». То есть, история моего села. Вернее сел, как таковых, в Дании нету, «История моего города», «История моей земли», «История моего прихода», «История моего района». То есть, чисто краеведческая, целый год! Разработаны программы, по которым учащиеся не просто слушают на уроке учителя, но и сами должны выполнять практические работы по записи воспоминаний, по восстановлению каких-то элементов истории своего маленького округа. Я представляю, как тяжело, и трудно, и интересно работать датским учителям, как вы понимаете, учебник по истории каждой деревни не напишешь. Это у нас в Москве есть курс под названием «Москвоведение». Так это Москва, там можно учебники написать. А историю каждой деревни Пупкино, Тютькино не напишете. То есть, по сути дела, учитель с учениками воссоздает свою программу и свою историю, маленькую историю, кусочек истории этого маленького уютного Датского королевства, которое когда-то было очень сильным государством, кстати говоря. И понятно, что это воспитывает уважение ну, прежде всего, к своему дому, потому что, изучая свою историю, вы неизбежно выйдете на ваших родных, на людей, которых вы знаете. И вы неизбежно обнаружите очень интересные вещи, связанные с прошлым, и связанные с людьми, хорошо вам известными.

Я уверяю вас, что намного увеличивает интерес к истории, когда ты узнаешь не только, что была Великая Отечественная война, в которой воевал весь народ, но и узнаешь, что хорошо известный вам дядя Вася был на этой войне и прошел ее как солдат от начала и до конца и может вам рассказать о ней не как в учебнике, что дивизия Эн выступала в Эн-ском направлении, а дивизия Игрек выступала в таком-то направлении, и взяли город Берлин, а как эта дивизия, будь она неладна, в весенней грязи, в весеннюю распутицу, выступала, таща на себе эти пушки. Как они, матерясь, рыли эти окопы, чтобы просто сохранить свою жизнь. А вообще, как рассказывал мне отец, история войны – это история лопаты, в основном. Потому что бой короткий, а 90 процентов времени солдат копает окопы, роет блиндажи, то есть, по сути дела, работает не только на то, чтобы победить, но и на то, чтобы сохранить свою жизнь. Потому что, не выроешь вовремя окоп, и все. Солдатские руки – это руки не пороховые. Солдатские руки – это желтые мозоли от лопаты, от штыка, которым копают-копают землю. И война – это перекопанная земля, по сути дела, поле боя, в меньшей степени гораздо изуродованное гусеницами, воронками и так далее.

История приобретает, я бы сказал, такие реальные черты. И мы переходим уже к конкретному. Вы-то не изучали историю Коми края в школе, я бы хотел в небольшое время, собственно отведенное на каждое выступление, я бы хотел вам рассказать. А что собственно у нас было интересное? А можем ли мы считать, что вообще история Коми края интересна, не только потому, что это наша земля, но и в контексте, скажем, российской истории. Ведь мы неоднократно, так сказать, выплывали на поверхность российской истории, когда региональные события обретали, скажем так, общероссийский контекст. Ну в частности, средневековая история. Средневековая история Коми края кажется сегодня совсем неинтересной и хорошо изученной. Может, и хорошо изученной, конечно, потому что, действительно, мы вряд ли по средневековой истории Коми края найдем какие-то новые документы, новые факты, которые позволят нам перевернуть представление об этом периоде нашей истории. К сожалению, Россия – это вообще страна уникальная. Мы, наверное, занимаем непочетное первое место, по крайней мере в Европе, по дикому стремлению уничтожить свою историческую память. Мы загубили такое огромное количество документов, по собственной глупости, с которым ни одно государство Европы не сравнится. Мы уничтожали по классовым, по каким-то там социальным, по идеологическим признакам, такое количество документов, источников, которое позволило бы нам сегодня, может быть, совсем по-другому, имей мы их на руках, взглянуть на нашу историю.

Вот, например, средневековая история. Мы очень мало знаем об этом. Вы слышали, например, о Стефане Пермском. Ну, хотя бы потому что именем этого человека названа центральная площадь в Сыктывкаре, центральная площадь столицы, Стефановская площадь. Хотя это уникальная площадь: на ней нет ни одного дома и нет ни одного указателя на то, что площадь называется Стефановской. Если не верите, можете сами проверить. Все дома там числятся по другим улицам, но не по Стефановской площади. И ни одной таблички с указанием «Стефановская площадь» нету. Я даже один раз пиво на этом выиграл у телевизионщиков, они не поверили, потом с камерой ходили, не сняли. Нету таких табличек.

Так вот, Стефан Пермский. По сути дела это личность ведь уникальная, в масштабах России, это первый русский миссионер. Первый миссионер, который пошел в языческий край проповедовать новую религию. Дело это было в 1380-м году. И первый миссионер российский, это признано, который, собственно говоря, просветил языческий край. И совершенно уникальный случай вообще в нашей истории — создал для языческого народа азбуку, создал письменность. Аналогов подобному больше в нашей истории нету. И не случайно Стефан Пермский — один из наиболее почитаемых святых в Русской православной церкви. А что мы, собственно, знаем о Стефане Пермском и о его жизни, о его деятельности? А очень мало. Несколько десятков документов, летописных свидетельств коротких – вот, собственно и все. Основной источник – житие, точнее не житие, «Повесть об отце нашем Стефане», написанная Епифанием Премудрым, современником Стефана. На основе этой повести было написано «Житие Стефана Пермского». И отсюда и сегодня не утихает спор о том, кто был Стефан Пермский: миссионер, просветитель или завоеватель, который привел сюда войска, чтобы подчинить Коми край, живший тихой и спокойной жизнью (причем, он такой жизнью не жил к этому времени), [ввести] в состав грабительского Московского государства, которое посягнуло на народные богатства Коми края. Правда, понятие природных богатств, в данном случае, переносится современное на древность. Ей Богу, Стефана Пермского меньше всего интересовала ухтинская нефть или воркутинский уголь. Да и лес его тоже особенно не интересовал. Строго говоря, тогда это просто не ценилось, не считалось природными ресурсами. Кому нужен был вообще уголь? Дурацкие камни, которые горят с каким-то там черным дымом. Я уж про нефть не говорю. Первую нефть, которую нашли в свое время тоже в Коми крае, у нас потому что первый нефтяной промысел был тоже в Коми крае, под Ухтой, Прядуновский промысел в XVIIвеке. В XVIII веке, простите. Тогда нефть-то знаете, где использовалась? Вот вы никогда не догадаетесь. Ее в аптеках продавали. Ее продавали в аптеках как лечебное средство, нефть, масляная жидкость применялась для заживления ран: смазал ранку, вот вам и все. Можете сегодня представить, скажем, «Лукойл», как ведущую фармацевтическую фирму России, добывающую нефть для производства мазей, для заживления ран, ожогов и так далее, и тому подобное? О, ребята бы развернулись у нас с сетью аптек! Аптека «Лукойл-Коми». Замечательно!

И вообще у нас нет никаких свидетельств о том, что Стефан Пермский привел сюда войска. Ну нет таких свидетельств. Но никто сегодня не может поверить, вернее, многие не могут поверить, что можно мирным путем просветить народ. Просто убедить, не весь народ, убедить людей в своей вере, в своей правоте, в своей истинности. Мы настолько привыкли, что надо дать по морде, чтобы завоевать народ, чтобы убедить, что ты прав, что нам уже просто представляется невозможной другая точка зрения.

Или вот другой эпизод, связанный с историей Коми, не менее интересный. Я надеюсь, что вы еще помните, что, согласно нашим учебникам истории, первым русским, появившимся в Сибири, был товарищ Ермак. Товарищ Ермак, который со своими казаками завоевал Сибирь. Ну, во-первых, Ермак Сибирь не завоевывал, он максимум, что сделал, это в Западной Сибири утвердил свои колонии. Дальше он, естественно, не пошел. Во-вторых, Ермак считается первым, можно сказать, покровителем Сибири. Но это XVI век. А ведь первые походы, русские походы в Сибирь были с территории нашего края еще в XVвеке, в 1472 году и другие. И эти отряды военные, посылаемые московским князем, по сути дела, были первыми русскими исследователями, не только военными, но и исследовательскими отрядами Сибири. Еще в XVвеке, скажем, при епископе Филофее, при епископе Пермском, человеке, который сегодня забыт, но человеке, который вообще, по-моему, в масштабах личности и деятельности вполне сопоставим со Стефаном Пермским. Мы вообще имеем весьма смутные представления о том, что находится рядом с нами, за Уральскими горами. У Филофея была великолепная библиотека. К сожалению, она погибла. Она была в Усть-Выми. А весь архив Пермской епархии, скорее всего, был уничтожен в 30-е годы нашего уже двадцатого века, простите, прошлого уже двадцатого века, так сказать, в рамках борьбы с религией и закрытием церквей. Я еще застал людей, которые вспоминали, что в 30-е годы около Усть-Выми три дня горел костер, куда сносили все эти «ненужные», «опиум для народа», старинные книги, иконы, доски какие-то, рукописи из Усть-Вымских храмов. А Усть-Вымь – это, можно сказать, резиденция Стефана Пермского. Скорее всего, там и библиотека Филофея большей частью погибла.

Так вот там была, находилась рукопись в библиотеке о Сибири, о «человецех незнаемых», где совсем недалекие наши соседи через Урал, тут два шага, описывались, как люди, ходящие без одежды, поскольку они обросли волосами так, что им не холодно, ну, в меховых шубах. И, главное, у них ноги очень странные, такие длинные, они на них ходят и не проваливаются в снег. То есть, на лыжах они прямо так, у них лыжи из ног выросли, и они так по ним и топают на этих лыжах. Вот такой был уровень знания о ближайших соседях. И когда русские отряды с карательной целью пошли в Сибирь в XVвеке, то они же и были, можно сказать, первыми исследователями Сибири. Просто в отличие от походов Ермака, эти походы преследовали другую цель – действительно карательную. То есть, привести в покорность сибирские народы, прежде всего предков ханты и манси, остяки и вогулы, тогда их так называли, с тем, чтобы они не совершали набеги на сопредельные территории, то есть, на нашу территорию. Но ходе этих походов, в 1499 году, был основан, например, на нашей, в общем-то, территории, уникальный город. Это первый город за Полярным кругом, это Пустозерск. Ну сейчас этого города нет, он рядом с Нарьян-Маром [был]. Но вы себе представьте, конец XVвека и за Полярным кругом, где тогда просто вообще никто не жил, основывается город, крепость, которая простояла триста с лишним лет! С этим Пустозерском связана трагическая история протопопа Аввакума, там закончились его земные дни, он там был сожжен.

Этот Пустозерск был самой северной русской крепостью, оберегающей устье Печоры. Оттуда, кстати говоря, уже в послеермаковские времена, в XVI- XVII веке, и коми, в том числе, пошли за Урал уже не завоевывать, а колонизировать Сибирь. И именно коми основали второй уникальный город через сто лет после Пустозерска, известный сегодня, как Салехард. Тогда он именовался Обдорск, Öбдор, то есть город на Оби, коми название. Единственный в мире город на Полярном круге, вот ни за, ни до, а на Полярном круге прямо. Когда вы приезжаете в современное время в Салехард, там у пристани прямо на асфальте, раньше, по крайней мере, была проведена жирная белая линия с надписью «Полярный круг», и любой желающий мог раз десять в день перейти в Заполярье и обратно, по желанию. Некоторые сентиментальные салехардцы, тогда уже был Салехард, любили на Полярном круге отмечать всякие события семейной жизни, так оригинально. Свадьба – на Полярном круге выпить шампанского. Прямо на Полярном круге, о! Так вот этот город прямо на Полярном круге тоже был основан коми в ходе колонизации. Скорее, когда коми-землепроходцы, в составе русских, дошли до окраин нашей земли. Вы знаете, что Колыму, например, всем печально известную Колыму, открыли коми-землепроходцы. Они первыми вышли на реку Колыма в XVII веке. И первым комендантом, вернее воеводой Колымы был Дмирий Зырян, землепроходец из Коми края. И потом переселение коми в Сибирь шло, в общем-то, постоянно. Если вы встретите в Сибири наименования Зыряновск, Зырянка, Зыряновское, то это, скорее всего, деревни и населенные пункты, когда-то основанные выходцами из Коми края. Так что, как видите, региональная история у нас, буквально на глазах, перерастает, приобретает всероссийский масштаб. Это отдельные примеры как раз из средневековой истории, наименее вам известные.

Или вот такой пример: 1491 году на территории Коми края состоялась первая, можно сказать, научная экспедиция в российской истории. И в 1999-м году у нас было отмечено 500-летие начала геологии и горного дела в России. Вот именно по этому событию, когда Иван III, объединив северо-восточные русские земли в Московское государство, задумался о чеканке своей монеты. Выяснилось, что серебра в России нету, а его никогда не было, как ни странно это звучит. По крайней мере, в то время серебро из Чехии ввозилось. Он задумал найти свое серебро и узнал, что на Цильме где-то, вроде, есть серебряные рудники, новгородцы о них слышали, переселенцы на Цильму. И послал экспедицию. Своих геологов не было, одолжил геологов в Европе, в Священной Римской империи, в связи с чем у нас пишут, что у нас были немцы. Называли, действительно немцы, хотя они немцами не были. Мы же немцами называли всех, кто по-нашему не говорит, немой значит, дурак, что с него взять? Они были, скорее всего, либо греками, либо итальянцами, но для нас они были немцами. Так вот именно эта экспедиция, открыв серебряные рудники на Цильме, считается первой геологической экспедицией в истории России. Вы знаете, сейчас серебро у нас не добывается. Рудники оказались бедными, к сожалению. Там не было налажено производства, но геология, геологические исследования начались именно с этой экспедиции, так официально считается.

А знаете ли вы, что при Иване Грозном мы помогли Англии поднять свою металлургическую промышленность? Я бы, например, с Англии потребовал компенсацию сегодня. Потому что, когда Иван Васильевич обнаружил, что Россия имеет выход к морю, это, правда, было Северное море, куда случайно забрели англичане. Вот уровень знаний того времени! Англичане забрели в Северное море знаете для чего? Чтобы попытаться найти северный проход в Индию. Ведь они двинулись на запад – там оказалась Америка на пути в Индию. Вот некстати она оказалась, и через Америку путь в Индию был закрыт, тем более, что в Южной Америке обосновались испанцы. Тогда они решили: а что, раз на запад нельзя, тогда значит на восток можно двинуться и открыть Индию, дойти до Индии. Вы знаете, они даже не подозревали, что там какие-то льды есть, какой-то Ледовитый океан, непроходимый. Они считали, что да, если обогнуть Скандинавию – это на север надо идти, там холодно, а потом-то к югу надо спускаться, там же тепло. Так англичане оказались в Белом море. Выяснилось, что там не очень тепло. Корабли погибли, один спасся, капитана доставили к Ивану Грозному, он узнал, что Россия является морской державой с интересом. И завел отношения с Англией, основалась Московская компания. Англичане получили лицензию на разработку железной руды на территории Коми края, на Вычегде. И десять лет они здесь добывали железную руду, это болотная руда была, и вывозили ее в Англию. Эта железная руда и служила одной из основ развития английской металлургии, в то время бурно развивающейся, ставшей ведущей в мире. Правда, англичане хитренькие, они здесь «домницы», то есть заводы строить не стали. Но понимали, вероятно, что Иван Васильевич у нас правитель веселый, от него всего можно ожидать. Сегодня он Иван Васильевич, завтра – Грозный, тогда кирдык собственности, что называется. Но руду-то вывозили, как это ни странно звучит, отсюда с Вычегды. И есть, ну я не знаю, английское сведение, непереводное у нас, где говорится, что эта руда Вычегодская служила основой металлургии английской в то время. В общем, нам пора потребовать с Англии компенсацию за то, что мы подняли, можно сказать, их металлургическую промышленность в XVI веке. А если серьезно, то это вообще-то была первая концессия на территории Российского государства. Можно сказать, в этом смысле наша территория оказалась первопроходцем. Про нефть я уже сказал, про то, что нефтяные промыслы России начались тоже с территории нашего края. Правда, повторяю, тогда никто не рассматривал нефть как серьезное сырье. Нефть скорее рассматривалась как химическое лечебное сырье и, в частности, действительно продавалась в аптеках во флакончиках для заживления ран.

И вот подобные эпизоды связаны не только со средневековой историей, мы можем найти вообще во всей истории нашего края. Мы проходим через XVII век, через XIX-й, ХХ век. В ХХ веке история нашего края обретает уже свои специфические черты. Ну это, наверное, отдельная тема для рассказа, потому что мы сейчас так галопом по Европам прыгаем, время-то ограничено. Я вам приводил только некоторые эпизоды, которые,  можно сказать, наводят на мысль, что наша история не такая уж и скучная, и вообще стоит ее знать. Поэтому ХХ век мы, наверное, трогать не будем, потому что в ХХ веке, действительно, на территории Коми края, как это ни печально, была ведь создана уникальная для Советского Союза модель экономики принудительного труда. Я имею в виду ГУЛАГ. Потому что такой модели больше в Советском Союзе не было, когда вся экономика региона, развитие ее, была завязана, ну почти вся, на использовании принудительного труда заключенных и спецпоселенцев, ибо даже Колыма в данном случае нам в подметки не годится. Территория Коми края, тогда уже территория Коми АССР – это единственная территория, где действовало в разное время 17 исправительно-трудовых лагерей, а численность заключенных была сопоставима, ну и спецпоселенцев, с численностью всего свободного населения Коми края. И экономика, где Республика Коми считалась индустриально-аграрной, но в то же время не имела промышленного населения, промышленных рабочих, а девяносто процентов, вернее, сто процентов производства угля, сто процентов производства нефти, девяносто процентов производства электроэнергии и так далее ложилось на плечи лагерей, которые никак не подчинялись местной власти. Вообще, это очень интересная тема – соотношения местной власти, местного населения и вот этих вот внешних лагерных структур.

Я вам пример приведу в заключение. Недавно нашел документик маленький, который меня очень позабавил. Честно говоря, такого не ожидал. Это маленькое письмо коми обкома КПСС, а вы знаете, что партийные органы то и дело подменяли собой государственную власть, начальнику Ухта-Ижемского лагеря генералу Бурдакову. Коми обком просит лагерь выделить для ремонта здания обкома партии сто килограммов краски и там двести килограммов бели и штукатурки. То есть, лагерь даже обеспечивал такую мелочь, как косметический ремонт здания обкома партии. Я напоминаю, что партийные органы по сути дела являлись органами государственной власти в республике. Без лагеря даже здесь было не обойтись, потому что, что такое сто килограммов краски – мелочь какая-то. Вероятно, это было согласовано, и генерал Бурдаков пишет «разрешить выдать обкому сто килограммов краски для покраски здания». Это не то, которое сейчас на площади, другое, тогда обком находился в другом здании. Но, тем не менее, повторяю, это, наверное, отдельная тема, которой я бы не хотел касаться так кратко, я бы сказал, эскизно. Я полагаю, что и тех примеров, которые я привел, достаточно, конечно, не для того, чтобы понять, что такое история Коми края, а чтобы, по крайней мере, попытаться сделать вывод о том, что это небезынтересно и требует, вернее не требует, а предполагает более подробное знакомство с историей своего края.

В заключение хочу сказать, что закончить хотел бы на не очень мажорной ноте. Дело в том, что это довольно трудно сегодня — познакомиться с историей Коми края. Довольно трудно, даже если у вас возникнет такое желание. Во-первых, почти нет интернет-ресурсов, а вы уже привыкли работать с интернетом, вас книжку, небось, заставить читать уже довольно трудно будет. И было бы, с моей точки зрения, очень здорово, если хотя бы один сайт открыли, посвященный истории Коми края, просветительский сайт. Я предлагал такой сайт сделать. Но, к сожалению, идея вся в деньги ушла, потому что наполнить сайт интересными вещами историки могут, это мы можем, даже, скажем, на семейном подряде, что называется. А вот создать профессиональный сайт и поддерживать его – тут, конечно, любительства мало, тут требуются профессионалы. И, кроме того, у нас сегодня история Коми края по сути дела уходит из школы. Увы, но это так. История Коми края, краеведение преподается всего в нескольких школах республики. У нас в городе вот только в гимназии искусств и в Коми национальной гимназии. А больше нигде и нету. Все остальное просто, как бы сказать, включено, должно быть включено в курс истории России. Насколько это включено, вот у вас там пригласите, вам расскажут. Должно быть включено. Книги перестали издаваться по истории Коми края. Единственный учебник по истории культуры коми, учебник, аттестованный Министерством образования, издан десять лет назад, в 2000-м году. Хороший он или плохой – это другой вопрос, но десять лет ничего не появлялось. Учебные пособия, да, есть, вот недавно издали очень хорошее учебное пособие преподаватели университета, Ольги Евтихьевны Бондаренко. Кто его видел? Тираж – 1300, и куда он делся? Куда это пособие делось и по каким министерствам распределено, этого, по-моему, даже автор не знает. А вы-то уж, даже если бы захотели с ним познакомиться, вряд ли его найдете, хотя, повторяю, книга хорошая, популярная, написанная именно для вас, для людей вашего возраста, для молодежи. С картинками, между прочим.

Вот на этой бы ноте я бы хотел закончить. А чтобы была нота все-таки мажорная, я закончу призывом: изучайте историю родного края, вам будет интересно. Все, спасибо!

 

 
Читайте также
Андрей Юров, правозащитник: "Права человека: современные вызовы"
дальше »»

Николай Морозов, историк: «Патриотизм и современная молодежь»
дальше »»

О газете
дальше »»

Расценки на рекламу
дальше »»

Акционерам
дальше »»

Лев Махлаев: "Землетрясения и цунами"
дальше »»

Любовь Гурьева: "Сохраним ли мы лес для будущих поколений?"
дальше »»

Владимир Сулимов: "Массовая культура: Pro et Contra"
дальше »»

Павел Сафронов (Onchoys): "Веб 2.0, применение в практических целях"
дальше »»

Владимир Зайнуллин: "Радиация: полезный друг или невидимый враг?"
дальше »»

Борис Суранов: "Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате"
дальше »»

Владимир Поневежский: "Прокурорский надзор в современных условиях"
дальше »»

Алексей Шеманов, философ: «Становление субъективности в пространстве культурных репрезентаций»
дальше »»

Григорий Тульчинский, философ: «Культура как ресурс и барьер инновационного развития»
дальше »»

Виктор Ковалев, политолог: «Наша постчеловеческая политика»
дальше »»

(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.