Борис Суранов: "Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате"
Борис Суранов, журналист
Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате
Лекция была
прочитана 17 мая в СыктГУ
- Что такое гонзо-журналистика? Тема у нас звучит как «Гонзо-журналистика», ее преломление на отечественную почву,
точнее еще на советский тогда рок-самиздат. Как считается теоретиками и
культурологами многими, гонзо-журналистика имела
место в таком узком сегменте, как рок-самиздат, не просто самиздат, не
политический самиздат, не Солженицин там, не
Булгаков, а рок-самиздат. Рок-самиздат даже не в значение музыкальный самиздат,
то есть некий такой проект, который посвящен только рок-музыке. Речь шла об
освещении рок-жизни, рок-культуры, в рок-ауре, рок-пространстве. Туда входили и худодники-авангардисты,
туда входили и известные многим «Митьки», там был такой жанр, как «параллельное
кино» и его известный представитель Борис Юхананов.
Что там еще было? То есть это была такая субкультура, которая называлась
по-другому, ну буквально синоним там был, в семантическом смысле, - рок-культура.
И вот мы варились в этой рок-культуре.
Ну вот я вперед забежал, немножечко. Теперь я хочу
сказать все-таки, что такое гонзо, чтобы подобие
научности нашей встречи отобразилось. Gonzo в переводе с
английского — это «рехнувшийся», «чокнутый». Впервые термин ввел редактор американского журнала Boston globe Билл Кардозо, после того, как ему
небезызвестный тогда журналист, фрилансер и писатель
Хантер Семенович Томпсон принес статью-репортаж, который должен был принести,
анонсировал репортаж как освещение скачек дерби на ипподроме. На самом деле он
там напился накануне, не знаю, накурился, крыша совсем поехала, написал совсем о другом. Написал о политике, о себе, о культуре
шестидесятников америкосовских, сексуальная революция
и прочие дела. На что ему редактор Кардозо сказал:
«Ну, ты что же, чувак,
сделал? Гонзо мне тут принес на самом деле». Отсюда и
пошел этот жанр. То есть была дана... термин уже состоялся. Я не буду
рассказывать, кто такой Хантер Топсон. Уверен, все
смотрели фильм Гильяма «Страх и ненависть в
Лас-Вегасе». Есть. Кто не смотрел этот фильм? Поднимите руки
пожалуйста!
Из зала: - Есть такие!
- А книгу читали?
Тоже не читали. Ну не дам я вам почитать книгу, найдете, погуглите.
На самом деле книга
стала культовой после культового же фильма Терри Гильяма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», в нашем прокате
так назывался. Оригинал — это «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», буквальный
перевод с английского. И Томпсон был недоволен, когда узнал,
что такой перевод в советском прокате, ну не в советском уже, в российском.
В 1998 году фильм вышел на экраны. Книга вышла в начале семидесятых. В 71-м
году написал Томпсон книгу. В этот год я родился, кстати.
Хантер Томпсон прославился тем, что соединил публицистику, литературу
и такой голимый репортаж журналистский в то, что
принято сейчас считать гонзо-журналистикой,
альтернативной журналистикой, новой журналистикой, журналистикой, которая не мейнстримовая, не та журналистика, которая традиционная,
которая нас всех где-то как-то учит. В чем смысл,
основной постулат гонзо-журналистики: не события
создают репортера, а репортер создает событие. То есть выходит на первый план
личность журналиста, личность пишущего, личность того, кто событие освещает
сквозь себя, то есть субъект становится доминирующим. В традиционной
журналистике объект был центровым сегментом, от которого должен плясать
традиционный журналист, классический, в понимании академическом.
В гонзо-журналистике все наоборот. Там субъект — это центр, и
от него отталкивается все: все флюиды, вся аура, которая его окружает, все
исходящие из него выхлопы. Тут спрашивали уже в комментариях, есть ли у нас в
Республике Коми гонзо-журналистика, гонзо-журналист. Да есть, причем, как ни странно,
практически в каждом издании. Ну во первых, есть люди,
которые умеют писать, умеют писать от себя, имея свою точку зрения на любые
описываемые ими вопросы. Во-вторых, есть вполне легально во всех официальных
изданиях, или там полуофициальных, какие-то авторские колонки, да? Или какие-то
аналитические или псевдоаналитические выхлопы. Я недавно прочитал на сайте “Комионлайн”, таком серьезном сайте полуофициальном, где что
попало, что называется, не публикуется, статью о том, как журналист повредил
себе руку, сходил в поликлинику, и чем все это закончилось. То есть написал о
проблемах медицины сквозь себя, свою историю. На сайте «Красного знамени» есть
такая рубрика «Авторские колонки»,
собственно в газете «Красное знамя» есть рубрика «Взгляд», где такие
вещи, элементы гонзо-журналистики, когда субъект
доминирует надо объектом, появляются. Вот ответ на вопрос, существует ли гонзо-журналистика и как она может существовать после
трагической гибели Хантера Топсона. Есть и, как вы
слышали, имеет место.
***
Но вернемся к
истории. Я теперь буду говорить, отбросив все наши научные обязательные фразы,
о том, как я создавал в Сыктывкаре в конце 80-х годов журнал «Кукиш»,
рок-самиздат журнал. Кто не знает историю, у нас до начала 90-х существовала
цензура, и все публикации должны были проходить визирование в партийных
органах. Были и негодяи — журналисты-диссиденты,
которые не хотели, не ходили или не хотели ходить в эти органы принципиально и
хотели каким-то образом реализовываться, писать, что называется, не в стол.
Как-то одновременно во многих городах Советского Союза, не сговариваясь,
вспыхнула эпидемия создания рок-самиздат журналов.
В классическом виде
такой журнал представлял из себя 10, 15, 40, 80, 150
страниц, скрепленных обычной скрепочкой. Отпечатанные
все тексты, значит, на машинке, под копирку, тиражом там пять экземпляров. Я
печатал этот журнал на печатной машинке небезызвестного Сергея Буханцева, за что ему благодарен до сих пор. Сам человек,
который писал, печатал все это дело. Обложку у меня, в частности,
приятель-сосед делал, мы там вечерами со всякими
фиксажами химичили, ну техника та еще была. На обложке, как правило, кто-нибудь
из известных. В первом номере уменя
вышел Виктор Цой, тогда еще живой. Оригинальная
фотография Дмитрия Кондрата, с которым мы дружили, самая известная такая,
культовая фотография Цоя. Ну и, значит, скрепляли все
это дело скрепочкой и такой папочкой за десять
копеек.
Что там внутри
находилось? Это был классический журнал с оглавлением, со вступлением, со
вступительным словом редактора, с репортажами с каких-то мероприятий, с
концертов в Сыктывкаре, тогда еще тоже полуподпольных,
с какими-то значимыми на тот момент событиями, интервью с местными культовыми
людьми. Здесь вот, например, уже покойный Андрей Крылов из группы «Северо-Запад», гитарист, вокалист. Один из создателей
малого бизнеса в городе Сыктывкаре, соучредитель сети торговой «7 марта». Один
из соучредителей умершей газеты «Зырянская жизнь», в которой я работал, и это,
я считаю, был один из самых удачных периодов моей жизни журналистской.
Ну так вот, что туда еще входило? И какие-то интервью
с известными людьми, репортажи с каких-то даже международных концертов. Вот я
съездил в Москву, в Лужники. Фестиваль был, по-моему, в 89-м году — «Рок против
наркотиков», Стас Намин проводил. Какого-то наркодилера
задержали крупного, где-то за кордоном и освободили с условием, что он проведет
какой-нибудь антинаркотический крупный фест. Он сделал это в Москве. Тогда, благодаря этому
случаю, советские люди увидели Оззи Осборна, услышали
живьем
Scorpions, Bon Jovi, была тогда популярная группа Motley Crue. Я тогда туда
ездил, тогда было проще с транспортом. Я учился в техникуме советской торговли,
получал повышенную стипендию — 36 рублей. Билет до Питера стоил для студента,
для учащегося 19 рублей 50 копеек. Практически каждый месяц я мог себе позволить
летать на какие-то важные события, происходившие в Советском Союзе, и писал
такие вот репортажи.
Соответственно,
этим занимался не только я, этим занимались и мои друзья, которые делали это
все, разумеется, бесплатно. Более того, как видите, мы вкладывали деньги во
всякие там фиксажи, в бумагу и прочее. Один номер мне, правда, тиражом 50 тысяч
помогла моя подружка тогдашняя распространить, которая тайно это делала, ночью,
устроившись в архив. Там был такой запрещенный для советских времен аппарат,
который назывался то ли ротатор, то ли ротапринт, как-то так, и благодаря
которому можно было размножить эти пять экземпляров до количества 50-ти
экземпляров.
Как происходило
распространение журнала? Журнал отправлялся таким знакомым, коллегам по всему
Советскому Союзу. У нас была развита своя социальная сеть без этих интернетов, сотовых телефонов и прочих нынешних наворотов. Мы общались посредством, во-первых, встреч на
рок-фестивалях, тусовках всяких, во-вторых — обширной
почтовой переписки. У меня в шкафу до сих пор пылится уйма писем от разных
людей. Например, от редактора журнала «Рио»
питерского, Андрея Бурлаки. Там, Кушнир Александр, который сейчас возглавляет Kushprod, это такая продюсерская контора в Москве, прославила в свое время
Земфиру, «Мумий тролль» и прочих. Ну вот, этим людям раскидывались журналы, как
правило, пять журналов уходили, один оставался у меня. Один я отправлял в
Москву Гурьеву Сергею, редактору журнала «КонтрКультУра».
Удалось потом в 91-м году отпечатать нормально в типографии полноценный журнал.
До этого он был тоже таким скрепленным скрепочками,
отпечатанным на машинке. И это все отправлялось, множилось и уходило на
распространение.
Недавно на фуршете
у бывшего теперь уже градоначальника Романа Зенищева,
пьянка у него была для журналистов перед Новым годом, мы с ним говорили по
поводу концертов, что вот приезжает
ботва всякая, типа «Зверей», что не пригласить ли
какую-нибудь стоящую команду. Он говорит, что вообще его любимая группа -
«Калинов мост», на что я очень удивился,
потому что это тоже одна из моих любимых групп, не
раскрученная достаточно до уровня всяких
там «Мумий троллей» и прочих. И Зенищев
рассказал, что однажды приезжал сюда Евгений Маргулис, участник группы «Машина
времени», и говорил: да, Сыктывкар, журнал «Кукиш». То есть степень
распространения журналов была такова, что их читали люди, в том числе
достаточно известные, которым это было надо, которые сами варились в этом.
***
Пионером в рок-самиздате можно считать, как
это ни странно, Бориса Борисовича Гребенщикова. В начале
70-х в Питере, тогда еще в Ленинграде, стал выходить журнал «Рокси». Ну вот есть такая
энциклопедия — «Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата
(1967-1994)». Да, в 67-м году, стало быть, вышло. Здесь в принципе все
посвящено самиздату. Издание редкое, но я его купил совершенно свободно за
большие деньги, хотя мне должны были прислать и без того, потому что целая
статья под названием «Сыктывкар» была посвящена как раз «Кукишу». Так вот, в
67-м году, скорее всего, был какой-нибудь выхлоп, типа тетрадного листа,
который считали первым самиздат-журналом.
На самом деле
первый реальный, как артефакт, рок-самиздат-журнал вышел в Ленинграде, еще раз
повторюсь, в начале 70-х, и у его истоков стояли Борис
Гребенщиков, Анатолий Гуницкий и Александр Старцев,
покойный ныне журналист. Они писали там какие-то баловства свои, стихи гребенщиковские, Гребенщиков писал заметки умные о том, как
в Питере неплохо было бы создать… ну, такие актуальные для того момента по
нынешним временам вещи. Мол, давайте объединимся, создадим какую-то коалицию,
рок-клуб.
Затем как-то
практически параллельно в Москве вышло издание, по-моему, «Сморчок» называлось,
которое издавал Сергей Жариков, барабанщик группы
«ДК», очень известный культуролог, в ЖЖ он - soz-data-ccount,
у него такой там аккаунт. Примерно в середине 80-х
стал выходить в Москве журнал «Ухо», который трансформировался затем в журнал «УрЛайт», который, в свою очередь, трансформировался в
журнал «КонтрКультУра», то есть, «Долой культ «УрЛайта», типа. Ребята покончили с собой, и пошла другая пьянка, что называется, другая тема уже. Рок-самиздат вышел
на пропаганду самоубийства и вообще возведения в культ суицида. Героями журнала
стали, естественно, Янка Дягилева, Башлачев, Егор Летов проводил линию политическую, все ныне покойные,
разумеется. «Комитет охраны тепла», ну и так далее. То есть пошла волна,
недостаточно здоровая, когда уже и журналисты сами и музыканты ударились в
пропаганду существования как несуществования. Отсюда
пропаганда наркотиков – практически то, что делал Хантер Томпсон в свое время,
только с преломлением на нашу советскую действительность: все безнадежно, все
жестко…
Из зала: - Непрерывный
суицид.
- Да, непрерывный
суицид, совершенно верно. И причем все это было, видимо, на волне суицида
самого государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. Эти
ребята, как люди продвинутые, люди, связанные с космосом, это на себе, что
называется, протестировали. И примерно к тому времени можно свести тему смерти
самого рок-самиздата как
варианта советской гонзо-журналистики. Поутихли все
журналы, появилась у нас свобода слова, люди, которые работали на самиздат,
которые писали, они либо ушли в традиционную журналистику. А люди, которые
занимались распространением… Он, кстати говоря, денег стоил, один журнал можно
было продать, купить, где-то от 2 до 5 рублей, потому
что вещь была коллекционная, считалось, что это очень понтово
– иметь у себя рок-самиздат от Востока до Калининграда и знать о том, что
происходит в Советском Союзе снизу, что реально происходит от Норильска до
Душанбе. Люди, которые занимались распространением, соответственно, ушли в
бизнес. Я уже упоминал Кушнира Александра, который достаточно удачно Kushprod свой продвигает.
Естественно,
реализация каким-то образом должна была где-то трансформироваться. Традиционная
журналистика, несмотря на свободу слова, мнимую, в 90-х годах, она не давала
возможности для такой реализации. Появился, кстати говоря, интернет, и люди все
поуходили в ЖЖ. Первыми «жэжистами»
стали как раз-таки рок-журналисты в прошлом. Опять же, полистав эту
энциклопедию, можно найти нынешних очень известных блогеров. Были они известны и по
сути были пионерами в ЖЖ, в отечественном сегменте ЖЖ.
Вот такова,
собственно говоря, история гонзо-журналистики от
Хантера Томпсона до наших с вами ЖЖ-дней.
Может, есть вопросы какие-то.
Обсуждение
Андрей Фетисов, блогер:
- Считаете ли вы газету «Лимонка» контркультурой и гонзо-журналистикой?
- Да.
- И еще такой вопрос у меня: какова была скорость распространения
советского рок-самиздата?
- Это зависело от
работы почты, которая тогда, кстати, работала, как мне казалось, оперативнее. И посылку можно было получить быстро. Как
отправлялась посылочка? Один свой журнал и в довесочек что-то еще кладется, то,
что мне из Свердловска пришло или из Тюмени. И, соответственно, пакетик
утяжеляется, стоимость его утраивается и так далее. Мог послать в Ригу, во
Владивосток, авиасообщение было потрясающим. В течение недели я мог получить
то, что вышло во Владике, если говорить о скорости.
Что еще интересно?
- А сейчас актуально выпускать самиздатовские бумажные здания?
- Да я считаю, нет.
Написал в ЖЖ – и распечатал, и положи на полочку.
- Но если в такой «дыре», как Микунь?
- В «дыре», в
Микуни напечатай. Выложи в ЖЖ, распечатай где-нибудь в типографии где-нибудь, в
любой из частных. Проблем нет. Смысла нет. Еще раз говорю, есть ЖЖ, где это
делается еще более… Пока ты начнешь печатать, время
уйдет. ЖЖ оперативней в этом смысле. Нет смысла, я
считаю, сейчас делать самиздат. Хотя в России, как известно, возможно все.
Что еще интересно?
Павел Андреев, блогер:
- Я бы предложил перейти на личности. Просто из рок-журналистов 70-х годов я знаю только двух. Это
Борис Суранов и Артемий Троицкий. Вопрос такой: Артемий Троицкий – м…к или не м…к?
- Нет, Артемий Троицкий – не м…к, конечно
же. С чего бы это? Артемий Троицкий просто достаточно
традиционный журналист. Он не был гонзо-журналистом.
Но по сути своей он гонзо-журналист, он
рок-журналист, музыкальный журналист, он участвовал в становлении самиздата. Но
он как-то быстро ушел в официоз. Тогда был, не знаю, может, и сейчас есть,
журнал «Ровесник», советский молодежный журнал. И он каким-то образом вещи
продвигал. Артемию Троицкому можно ставить памятник
только за то, что люди в «дырах», в микунях, типа
меня, ходили в библиотеку и там информацию получали. Что такое Black Sabbath, например, можно
было узнать в середине 80-х и только из журнала «Ровесник», благодаря Артемию Кивовичу Троицкому. Не м…к он.
Да, что-то Троицким-то я увлекся, а про себя забыл. Вот, Сергей Гурьев,
я его вообще считаю гуру, у него кликуха такая. Я его
считаю своим учителем в журналистике, не в гонзо, не
в рок-журналистике, а в
журналистике вообще, по жизни. Я очень сильно ориентируюсь на него, на его
стиль даже. Он – кандидат культурологических, там каких-то, наук, не помню
чего. Сам по себе очень интересный, продвинутый, неформальный дядька. Вот он
был редактором журнала «КонтрКультУра», в ЖЖ он – hassel, по-прежнему очень интересный журналист. Поэтому очень плохо, что ты
его не знаешь. Есть масса людей, Бурлака… Но в ЖЖ, его
нет, наверное, но он «Вконтакте» постоянно что-то
пишет. Андрей Бурлака – тоже достаточно известный журналист, автор энциклопедии
четырехтомной об отечественной рок-музыке. Из самиздата вышло… я просто могу
освежить немножко… масса людей интересных. Борис Гребенщиков, елы-палы, - человек, вышедший из рок-самиздата.
Вопрос из зала:
- До 90-х годов это было не совсем легально, я так понимаю. И на этой
почве были ли какие-то конфликты с информационным управлением?
- Ну, были
конфликты. В разных местах, как всегда, по-разному. У нас же территория та еще,
как известно. Тут, что называется, было бы желание придраться, как например, в
случае с Саввой Терентьевым. Казалось бы, за комментарий в ЖЖ, что там только
не пишут. Хотелось докопаться – и докопались. Тут – то же самое: захотел бы
Владивостокский обком ВЛКСМ галочку себе поставить, или прогнуться, молодой
карьерист пришел, такой озорной. Он мог завести дело, дела заводились, кто-то
отсидел даже (вот в этой энциклопедии все есть) за это. Это же было уголовно-наказуемо все. За использование «Ротопринта», который контролировался вообще КГБ, можно
было, как минимум, работы лишиться.
- А в Коми?
- В Коми? Еще раз
говорю, в Коми только я, насколько я знаю, издавал самиздат. У меня был
единственный случай, когда меня вызвала к себе Ольга Викторовна Савастьянова, в то время второй секретарь Коми обкома
ВЛКСМ, вызвала после второго, как раз этого, журнала «Кукиш». Каким образом его
достала Савастьянова, я не знаю, я не отправлял. Там
был список вокально-инструментальных ансамблей, не рекомендованных для
прослушивания на территории Коми АССР. Зарубежные, советские. Список составлен
и утвержден Коми обкомом ВЛКСМ, в июне 86-го года был действителен. Мне как-то
попалась бумажка такая. Вот запрещенные группы, например, «Эй-Си/Ди-Си», «Токинг хедс», все по-русски
написано. Хулио Иглесиас,
Майкл Джексон был запрещен. Из наших там «Мухоморы» какие-то, «Браво»,
«Аквариум», «Кино». 86-й год. И Савастьянова говорит:
«Ну, зарегистрируй, дескать, ничего страшного, мы на пути к демократии. (Год
был 89-й.) Мы развиваем, создаем фонд молодежных инициатив, какие-то структуры,
делай все это легально, пацан, и не будет у тебя
никаких проблем. Ты же в комсомоле. (Я комсомольцем был тогда.) Ты ж в
комсомоле, имей в виду». Ну, такого рода все. Я не считаю это репрессиями. Нас,
слава Богу, это миновало.
- А почему журнал назывался «Кукиш»? Вы кому его показываете?
- Кинчев написал автограф на одном из «Кукишей»: «Кукиш всей
власти». Кому-то мы показывали кукиш, системе, наверное, как обычно. Название
родилось случайно. Вот здесь это описывается, я вот сейчас прочитал, тоже
вспомнил почему. «Название, - пишет как раз Кушнир тот самый в своей
энциклопедии. – Название своего детища он (я) объяснял предполагаемой
эстетической оппозицией некому мифическому фэнзину «Фигги-экспресс», который в течение всего 88-го года шумно
планировался, но так и не вышел». Я поясню: был у меня, и до сих пор есть,
приятель, сейчас работает в газете «Красное знамя», Миша Казанцев. Не знаю
почему, у него была кликуха Фигги.
Непонятно почему. Мы достаточно давно знакомы с ним, с середины 80-х, наверное.
У нас тусовки свои были, с музыкантами, с тем же
Крыловым, была группа «Герда», была группа «День гнева», много интересных на
тот момент групп. И он говорил: «Давай мы журнал будем издавать, у меня
название даже есть – «Фигги-экспресс». Короче,
жужжал-жужжал, я психанул и назвал «Кукишем».
- Вы говорите, кукиш в сторону системы. А она, по ощущениям, как реагировала?
Обижалась?
- Ну, я же говорю,
что самиздат изначально показывал какой-то такой кукиш системе, собственно,
только организовавшись в 70-х годах. У меня не было желания показать кукиш. У
меня было желание рассказать, поделиться, выплеснуть то, что во мне бурлит, на
какие-нибудь страницы. Я знаю, что у этого будет два-три минимум читателя,
которым это будет интересно. Показывать… Цели, во всяком случае, такой не было.
Да, конечно, система обижалась, я догадываюсь, на явление такое, как самиздат.
Но система уже рушилась, ей было не до обид, что называется. Доставляли
неудобство более политические вещи, чем самиздат.
Андрей Фетисов:
- А стали бы вы выпускать журнал «Кукиш» до 1953 года?
- Господи Иисусе! А что было до 1953 года?
- В стране руководил Иосиф Виссарионович Сталин. Вы бы стали в те
времена выпускать самиздат?
- Я не скажу за себя, честно говоря. Я думаю, те люди, которые
хотели… Так они и выпускали. Булгаков, кто там еще?
Выпускали, выпускали. Просто по-другому называлось все это.
Ну, вот. Уходить
уже люди стали. Совсем надоел? Есть вопросы еще? Спасибо.