Experto Credite | Experto Credite> Владимир Поневежский: "Прокурорский надзор в современных условиях"
Владимир Поневежский, прокурор
Республики Коми
Прокурорский надзор в
современных условиях
Лекция была прочитана 25
октября в СыктГУ
- Добрый день, уважаемые друзья
и, насколько я понимаю, будущие коллеги, слушатели юридического факультета.
Меня попросили выступить, рассказать о роли и месте органов прокуратуры в
государстве. Поэтому основная тема – это роль прокуратуры в современном
обществе, в современной России. Мы встречаемся в преддверии большого праздника
Российской прокуратуры, потому что 12 января 2012 года исполняется 290 лет
прокуратуре Российской Федерации. Летом в июне следующего года исполняется 90
лет прокуратуре Республики Коми.
Естественно, тема прокуратуры и
ее роли актуальна сейчас и каждый день. Как я уже сказал, прокуратура была
создана 12 января 1792 года в соответствие с именным высочайшим указом Петра
Первого. Вы наверняка уже изучали и знаете слова Петра Первого, которые он
сказал сенаторам, представляя первого генерал-прокурора Павла Ивановича
Ягужинского: «Вот око мое, коим я буду все видеть». То есть уже тогда Петром
были заложены основные требования для прокуроров: «око государево». И оно,
претерпевая различные изменения в своей функциональной деятельности, тем не
менее, основное свое предназначение, как основное «око государево», надзирающий
орган государственный, до сегодняшнего дня сохранило.
Я шесть лет проработал
следователем, и прокурором-криминалистом, были такие должности в органах
прокураторы. Затем – заместителем прокурора района, прокурором района, и
заместителем прокурора крупнейшего округа в Москве, заместителем прокурора
Москвы. Вот уже три года в ноябре будет, как я работаю в республике Коми.
Сейчас прокуратура играет другую
роль в обществе. Я вам скажу, что, скорее всего, это даже во благо общества,
потому что прокуратура перестала быть карательным органом, который расследовал
уголовные дела, и одновременно в одном ведомстве был и надзор за ними, а затем
и поддержание государственного обвинения по этим же делам.
Мировой опыт подсказывает, что
следствие и прокуратура должны быть над всем этим. Прокуратура сейчас стала
больше правозащитным органом. Мне больше импонирует, что прокуратура стала
именно правозащитным органом. Хотя прокуратура всегда была правозащитным
органом, но репрессивные функции, которые были у прокуратуры, они, конечно,
обязывали сохранять в одном ведомстве и то, и другое. И порой паритет всех этих
полномочий было держать очень сложно. Сейчас, когда прокуратура не связана
своими репрессивными функциями, она действительно выполняет роль правозащитной организации.
Я застал те времена, когда любой
гражданин мог пожаловаться в газету, райком партии, партком на заводе и прочее.
После того, как этого ничего не стало, прокуратура осталась единственным
местом, куда может обратиться гражданин, и прокурор в силу своих полномочий
может помочь. Сейчас мы видим, что прокуратура выполняет ту правозащитную
функцию, которую не выполняет ни один властный орган. Во-первых, мало того, что
у нас практически ведется постоянный прием граждан, во всех районных
прокуратурах организован прием каждый день и даже в нерабочее время. То же
самое принимает руководство прокуратуры, мы организуем прием и проверку тех
заявлений, которые поступают от граждан. А они самые различные. И то, с чем мы
сталкиваемся сегодня, – это жалобы и заявления, которые идут в сфере ЖКХ, и
другие нарушения законности, которые затрагивают каждодневную жизнь нашу. Это и
обеспечение детей-сирот, и обеспечение детскими садиками, и нарушения в системе
образования, и нарушения в медицинском обслуживании, и ряд других вопросов, с
которыми сталкивается каждый день гражданин и с которыми он обращается в
прокуратуру.
Если вы изучаете прокурорский
надзор, вы знаете, что у нас есть право внесения протеста на
нормативно-правовые акты, если органы местного самоуправления, либо
муниципальные органы, либо субъекты федерации принимают какие-то незаконные
правовые акты. У нас есть право обращения в суд, если не исполняется протест.
Это и представления должностному лицу, которое нарушило закон, это и обращение
в суд с иском защиты интересов граждан, это и направление материалов в
следственные органы того или другого плана.
***
Это все те полномочия, которые у
нас есть, которыми мы постоянно пользуемся. Я считаю, что мы достаточно
объективно и скрупулезно разбираемся с каждой жалобой, и есть масса случаев,
где мы помогаем. Если говорить, о чем сейчас многие говорят – о системе ЖКХ, вы
все знаете, что мы столкнулись с этой проблемой в начале этого года. В основном
это было в Сыктывкаре, когда граждане получили корректировки по оплате за
жилищно-коммунальные услуги на баснословные суммы, некоторые корректировки
превышали не только пенсии граждан, но также и зарплаты средние до 20 – 30
тысяч. Вообще, если говорить по закону, корректировки могут быть и должны быть,
потому что цены меняются, рынок меняется, отпускные цены меняются, и
потребитель потребляет другое количество услуг. Но, чтобы граждане понимали, за
что они платят, во-первых, должно быть гласно все, по закону предусмотрено о
том, что корректировки должны производиться не реже одного раза в квартал, а не
раз в год. Во-вторых, все платежи должны быть опубликованы в сети интернет.
Граждане должны знать, за что они платят.
Но когда граждане этого не знают,
приходят корректировки, причем тут же с угрозами, что мы обратимся в суд и все
остальное (и порой поставщики действительно обращаются в суд, и это происходит
и по сегодняшний день), то юридически неграмотным гражданам сложно
противостоять этому нажиму, тем недобросовестным руководителям управляющих
компаний, которые наживаются за счет нас с вами. Когда мы провели проверку в
республике, мы вскрыли более тысячи нарушений в ЖКХ. Это и в Сыктывкаре, и в
Воркуте, и в Печоре, и в других городах и районах республики. Кроме всего
прочего возбудили около 30 уголовных дел. Самое показательное дело – по
компании «ЖУК», где руководство использовало средства, которые собирали с
граждан, не на оказание услуг, а на свое обогащение. Деньги переводились на
аффилированные структуры, приобретались средства транспорта, жилье,
туристические путевки, выезжали за границу и так далее. То есть тратились на
все, только не на оказание услуг. А что такое оказание услуг? Это не только
свет, вода, тепло, это также придомовая территория, это также и подъезды, вывоз
мусора и все остальное, что должны делать управляющие компании.
Это один из аспектов, с которым
мы столкнулись. Вы обратили внимание, что эта проблема очень актуальна для всей
страны. И сейчас руководство страны потребовало от органов власти точно так же,
как от генеральной прокуратуры, навести порядок в этой области, чем мы сейчас и
занимаемся.
Конечно, нужны изменения в
законодательстве, нужны изменения в закон о местном самоуправлении, нужны
изменения в ряд других законов, как на региональном, так и на федеральном
уровне, которые будут более четко трактовать обязанности и полномочия органов
власти, начиная от субъекта и кончая руководителем поселения. Ведь у нас по
сути дела вертикаль властная существует только до руководителя субъекта
Российской Федерации, дальше ее нет, потому что руководитель субъекта федерации
не может уволить ни главу муниципального образования, ни главу поселения, если
он выбранный. А ведь зачастую мы сталкиваемся с тем, что, да, народ избрал, и,
может быть на тот момент, когда выбирали, предвыборная программа и другие обещания
руководителя этого образования вполне возможно импонировали гражданам. Но
бывает так, что человек просто не справляется со своими обязанностями, а
руководитель района не может его уволить. Необходимо либо возбуждение
уголовного дела, чтобы суд устранил, либо внеочередные выборы, то есть то, что
очень сложно и затратно. И вот сейчас, вы, наверное, слышали, генеральный
прокурор предложил (и я думаю, что такая законодательная инициатива будет
внесена а Думу, а затем в Совет Федерации) дать полномочия главам регионов
отстранять от должности нерадивых глав районов. Это должно быть, потому что
президент может отстранять от должности глав регионов, а главы регионов
нижестоящих – нет. Это парадокс.
***
Большую роль, я считаю, играют
органы прокуратуры в нормотворческой деятельности. Особенно в республике. Мы
наделены Госсоветом Коми правом законодательной инициативы, хотя, надо сказать,
Генеральная прокуратура не наделена этим правом. Но, большинство субъектов РФ
наделены этим правом (наверно, в большинстве субъектов прокуратура наделена
им). Я считаю, это правильно. К моменту наделения, а сейчас исполнилось два
года, как наделили правом законодательной инициативы, мы девять раз обратились
в Госсовет с законопроектами и были поддержаны. По нашей инициативе буквально
на последней сессии Госсовета был принят закон о дополнительном контроле за
лицами, осуществляющими долевое строительство. Вы знаете, насколько характерны
нарушения в долевом строительстве, когда привлекают средства простых граждан в
качестве соинвесторов, и что происходит потом, когда основной застройщик в силу
различных причин, умышленно или не умышленно прекращает строительство, и таким
образом люди теряют и средства, и не приобретают жилье. Сейчас контролирующие
органы, которые выдают лицензии на право строительства, должны требовать от
застройщика дополнительных гарантий, что такого не произойдет. Застройщик
должен доказать свою финансовую состоятельность, застраховать свое предприятие,
то есть граждане не должны страдать от всех, пусть даже форсмажорных
обстоятельств! Я считаю, что это очень важный и нужный закон.
Вопрос из зала: - Здравствуйте, меня зовут
Паузер Вильгельм, я студент четвертого курса. Так сложилось, что сейчас
отсутствует возможность проведения пикетирований и митингов в непосредственной
близости от зданий прокуратуры и судов. Не считаете ли вы, что это каким-то
образом ограничивает наши конституционные права?
- Принято решение органом власти, который запрещает в пределах 150
метров от органов власти, в том числе от судебных органов, пикетировать и
проводить различные митинги. Те лица, которые не согласны с этим, должны
обращаться в суд и обжаловать это решение. И суд должен принять решение. Законопослушный гражданин так
поступает. А те граждане, которые не хотят обращаться, которые хотят побузить,
чтобы на них обратили внимание, они стоят с пикетами. Пожалуйста, можно отойти
еще 100 метров на угол и, если это одиночный пикет, то не нужно никакого ни
согласования, ничего, пожалуйста, стойте хоть целый день.
Вопрос из зала: - Меня зовут
Андрей Никулин, ассистент кафедры гражданского права и процесса. Хотелось бы
вернуться к теме службы в органах прокуратуры. Как видите, это очень актуальная
задача. На самом деле в обществе бытует мнение о том, что служба в органах
прокуратуры носит очень клановый характер, что там в действует так называемое
кумовство, и что прокурорами становятся дети прокуроров. В этой связи возникает
ряд вопросов. Вопрос такой первый: ваши собственные дети тоже работают в
органах прокуратуры или нет. Второй вопрос: согласитесь ли вы, что эти
тенденции и явления действительно имеют место быть и их надо исправлять, и
какой механизм вы бы предпочли исправления этого отношения общества к органам
прокуратуры, где кадровая политика не вполне прозрачна.
- Давайте начнем с меня. У меня дочь и сын, дочь по профессии врач,
зять тоже врач. Сын действительно юрист, он закончил юридический факультет МГУ.
Честно говоря, я хотел, чтобы он работал в прокуратуре. Я ничего не вижу в
этом. Есть династии хлеборобов, сталеваров, прочих, в МВД есть династии, почему
не может быть династии прокурорских работников. Это тоже может быть. Я хотел
бы, чтобы он работал, и он проходил практику в следственной прокуратуре на
втором курсе, когда я еще работал в Москве, и общественным помощником следователя
работал. Это наиболее интересная была работа для молодых людей, когда ночь-день
они выезжали вместе со следователями, иногда в качестве понятых, что
оспаривалось в суде, хотя законом это не запрещено было. Выезжали на осмотр на
убийства, в Москве это очень интересно, там всегда различные преступления
совершались. Глаза горели, он приезжал, мне это рассказывал, я, даже будучи
заместителем прокурора Москвы, выезжал на ряд громких уголовных дел и
преступлений. Например, я дежурил как раз в тот момент, когда было совершено
убийство заместителя председателя Госбанка Козлова. Я один из первых приехал на
место происшествия и организовывал осмотр места происшествия. Сын тоже приехал
со мной, он тогда был на третьем или четвертом курсе. Я вообще считал, что он будет
работать в прокуратуре. Но на четвертом – пятом курсе у него что-то произошло,
слом какой-то, и ему больше стало нравиться предпринимательское право,
коммерческое право. Я думаю, что большую роль в этом сыграла моя жена, она тоже
юрист, она в прокуратуре не работала, она всю жизнь занимается цивильным
правом. Для нее, конечно, как для супруги всю жизнь практикующего работника
прокуратуры, это было связано с определенными психо-эмоциональными нагрузками,
когда день и ночь меня нет, особенно когда я работал следователем. Я в браке
уже 33 года, когда я женился, я работал районным следователем в Оренбурге. Это
были 70-е годы, когда преступления, убийства совершались практически каждый
день, при том, массовые драки с многочисленными трупами потом, со стрельбой, с
прочим. Тяжелая была обстановка, это все накладывало отпечаток, и затем, когда
я заместителем и прокурором района вел сложные дела. Это накладывает отпечаток
на семью. Может, она его отговорила, а может он сам принял решение. Все-таки
зарплата чиновника и зарплата юриста, работающего в коммерческой структуре
отличается. В процентом отношении не так уж и много у нас работает детей и
родственников прокурорских работников. Но они есть, естественно, но как правило
все они в свое время получали направление на обучение, все они вернулись к нам
после окончания обучения и мы обязаны были их трудоустроить. Все они прошли
тестирование у психолога. За редчайшим исключением все они работают хорошо.
Вопрос из зала: - Студент четвертого курса Александр. Владимир Александрович,
считаете ли вы уместным участие в политической деятельности, и в связи с этим
какие меры вы намерены предпринять – уйти в отставку и заняться политической
деятельностью, либо всячески помогать своим ресурсом выдвинувшей вас
политической партии?
- В законе о прокуратуре определено, что прокурор не может
заниматься политической деятельностью. И я сейчас пока не занимаюсь. То, что я
дал согласие на мое имя в праймериз, это больше соответствовало тому, что мне
было интересно посмотреть, какой авторитет у прокуратуры. Прежде всего
проводила его «Единая Россия», но опять же никаких политических заявлений я не
делал, ни в какой партии не состою. Выдвинула меня для участия в праймериз
общественная организация защиты прав потребителей «Общественный контроль». Ко
всему прочему меня поддержал Союз юристов. В случае моего избрания по закону о
прокуратуре я обязан приостановить деятельность в должности прокурора, что я и
сделаю, если это произойдет.
Насколько я понимаю, вопросы
исчерпаны? В таком случае я хотел бы поблагодарить аудиторию, неравнодушную к
нашим проблемам, к органам прокуратуры. Надеюсь, из вас из всех получатся
высококвалифицированные юристы, что многие придут работать в органы
прокуратуры. Всего доброго, успехов вам.