Очевидное-невероятное |
Будда, Мадонна или ...космический робот Золотая Баба - трофей из античного Рима или тибетское божество?
Древний идол
в Национальном музее РК
тоже хранит свою тайну... |
Золотая Баба, Зарни Ань, Калтась, Гуаньинь, Дьес Эмигет, Сорни Най, Сорни Эква, Злата Майя, Золотая Богородица - это только часть из множества имен, которыми называли золотого идола, неизвестно откуда появившегося на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда исчезнувшего. Этому идолу поклонялись народы, живущие по обе стороны Уральских гор. Кто-то называл ее богиней, кто-то - идолом, но все жаждали встречи с ней, стремясь прикоснуться к ее тайне. В непроходимых таежных дебрях ее искали посланцы Ивана Грозного, белые атаманы и красные комиссары, агенты спецслужб, ученые и тысячи безвестных авантюристов - охотников за удачей. Но никому она не далась в руки. Сейчас Золотая Баба входит в список «Ста великих сокровищ» в истории человечества, но остается по-прежнему загадочной и непостижимой.
Записки из прошлого
Самые древние письменные сведения о Золотой Бабе встречаются в новгородской Софийской летописи за 1398 год. Русский летописец, сообщая о кончине святого Стефана Пермского, отмечал, что тот жил «посреде неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящеся идолом, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и вълхвом, и древъю». Рассказывает о ней и новгородская повесть «О человецех незнаемых в полунощных странах». Там говорится, что северные люди одеваются в звериные шкуры, ездят на собаках и оленях, а поклоняются дереву, некоему «красному знамени», камню иссеченному и Золотой Бабе.
Первые известия о Золотой Бабе в книгах западноевропейских путешественников и писателей появились в XV веке. До середины XIX века идол фигурирует в сочинениях десятков авторов. Редкий писатель, говоря о Московии, не упоминает о ней. Но при этом ни один из них сам лично идола не видел. Один из феноменов Золотой Бабы - о ней пишут и рассказывают только те, кто ее не видел.
Интересно, что в коми фольклоре не обнаружено ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве Золотой Бабе, или, по-коми, Зарни Ань. Может быть, говорить о ней всуе было просто не принято. Тем не менее, известный писатель Михаил Лебедев в исторических очерках о Перми Великой писал, что «некоторые исследователи религиозной жизни коми народа культу Золотой Бабы придают особое значение, и от ее имени склонны производить даже самое название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или, по-коми, Зарни Ань».
«Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Аларихом... На обратном пути часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам», - писал в 1480 году живший в Риме в эпоху Ренессанса литератор и знаток античности Юлий Помпоний Лэт. В «Трактате о двух Сарматиях» (1517) поляк Матвей Меховский помещает Золотую Бабу за Вяткою «при проникновению в Скифию». Более поздние авторы: Сигизмунд Герберштейн, Алессандро Гваньини, Герард Миллер, Джильс Флетчер и Ипполит Завалишин (последний - автор книги 1862 года «Описание Западной Сибири»), - пишут, что Золотая Баба находится уже вблизи устья Оби.
Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь сведения как о самом кумире, так и о тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба. Об идоле писали русские историки Василий Татищев и Николай Карамзин. На своих картах Московии Золотую Бабу поместили англичане Энтони Дженкинсон и Антоний Вид.
Старуха или Минерва
Удивляет и то, что описания и рисунки Золотой Бабы у всех авторов различны. В одних описаниях говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын, а сквозь него виден еще один ребенок - внук (принцип матрешки). У Меховского это просто статуя стоящей женщины, у Вида - женщина с рогом изобилия, а у Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. На другом его рисунке Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком. В одних источниках она описана одетой в свободные одежды, в других - обнаженной. Бывает она сидящей или стоящей, с младенцем на руках или без такового. В 1904 году старый манси Савва рассказывал путешественнику Константину Носилову: «Голая баба - и только. Сидит. Нос есть, глаза есть, все сделано, как бабе быть».
Размеры идола в разных свидетельствах тоже отличаются: 30 сантиметров, «среднестатистическая женщина» в натуральную величину и «на аршин выше самого здорового мужика». Кстати, ученые подсчитали, что при таком росте, если золотая статуя цельнолитая, ее вес будет достигать трех тонн.
Сигизмунд Герберштейн
Несмотря на то, что о Золотой Бабе писало множество авторов, в основном в связи с ней припоминается имя австрийского барона Сигизмунда фон Герберштейна. В 1517 году он прибыл в Москву в качестве посла германского императора. В Москве он встретился с Семеном Курбским, который был в 1499 - 1501 годах одним из предводителей московской рати, посланной на завоевание Югорской земли. Посол много беседовал с Курбским, изучая географию и историю Западной Сибири, легенды хантов и манси. Второй раз барон побывал в Москве в 1526 году, и снова в роли посла. Собранный им материал был настолько богат, что он приступил к написанию книги о Московии, которую и выпустил в 1549 году. Она называлась «Записки о московитских делах», и к ней прилагалась карта Московии, составленная также им и долгое время служившая верой и правдой всем, кто интересовался загадочной Великой Татарией, как называли в то время Московское государство в Западной Европе. На карте, неподалеку от того места, где река Обь впадает в Ледовитый океан, помещалось изображение женщины, сопровождаемое надписью латинскими буквами: SLATA ВАВА. А в тексте самих «Записок» находились удивительные сведения: «За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Рассказывают, что этот идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук».
Еще барон упомянул о таинственных трубах, окружающих изваяние Золотой Бабы в ее святилище: «Будто бы она там поставила некие инструменты, которые издают постоянный звук наподобие труб».
Made in China?
Существует несколько версий происхождения Золотой Бабы. Одни говорят, что ее принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи - Древний Рим. Правда, часть ученых все же считает, что Золотая Баба не была принесена извне, а является уникальным произведением местных мастеров.
То, что Золотую Бабу могли «умыкнуть» предки манси - угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, из горящего разграбленного Рима, и что это была золотая античная статуя Юноны, писал еще Юлий Лэт. А нападение угров на Рим могло быть в 410 году нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что Золотой Бабой могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую христиане завезли в Пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь и была выкрадена во время набега вогулов на один из христианских храмов.
Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая. В исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» Михаил Алексеев предположил, что Золотая Баба - это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в тибетском и китайском буддизме приобрел женскую ипостась Гуаньинь, богини милосердия и бессмертия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы. Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах.
Известный русский этнограф князь Николай Трубецкой считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) - жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.
Наверное, самую оригинальную версию происхождения золотого идола выдвинул уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая Баба - это …робот-инопланетянин, по какой-то причине, может быть, из-за частичной неисправности, оставленный на Земле его хозяевами. В течение некоторого времени Золотая Баба могла передвигаться, и именно с этим ее свойством связаны легенды манси о «живом» золотом идоле. Потом, похоже, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.
Уход на Восток
Чем позже датирован рассказ о Золотой Бабе, тем дальше на восток отодвигается ее местопребывание. Вначале ее помещают на территории Вятки или Перми, на карте Вида она находится уже в Обдории (Abdoria), на запад от Оби; наконец, ее располагают восточнее Оби.
Перемещение идола с запада на восток - факт несомненный, связанный с христианизацией. И уже в середине XVI века Золотая Баба была за Уралом. Кстати, так же на старинных картах из века в век «кочевала» на восток легендарная страна Биармия.
Судя по современным статьям, один из возможных дальнейших путей Золотой бабы на северо-восток прослеживается следующим образом: берег реки Казым - Тазовская губа - горы Путорана на Таймыре. Дикие, совершенно необжитые места к северо-востоку от горы Камень, оказались самыми подходящими для хранения уникальной древней скульптуры. Манси говорят: «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя». Согласно одним источникам, последний раз святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище казымских ханов - в бассейне реки Обь. По другой информации - также в Югории, но уже 30 лет спустя. Но тот, кто видел, - тот молчит.
Самый же интересный факт о Золотой Бабе открылся только в прошлом году. Дело в том, что, возможно, тайну нынешнего местонахождения Золотой Бабы знают в усть-куломском селе Помоздино…
(Окончание в следующем номере) Артур Артеев
добавить комментарий |
|