Судьба человека |
Альфия Коротаева: «Мой голос востребован в России»
Альфия Коротаева
и Леонид Серебренников |
27 ноября заслуженная артистка России Альфия Коротаева устраивает вечер романса, где публику ждет встреча еще с одной звездой российского масштаба - Леонидом Серебренниковым. Не случайно, видимо, названием для этого концерта стала многозначительная строчка из популярного русского романса - «Только раз бывает в жизни встреча». Это первый концерт в ряду проектов, который певица планирует осуществить в юбилейный для нее сезон. О том, как он готовился, о своих творческих планах и непростых взаимоотношениях с театром, Альфия Коротаева рассказала в интервью «МС».
- Альфия, нынешний творческий сезон для вас - особенный, и связан он, насколько я понимаю, с вашим предстоящим юбилеем.
- В следующем году исполняется четверть века моей творческой деятельности, из которой уже 24-й творческий сезон я служу в Государственном театре оперы и балета РК. Но речь в данном случае идет не о сценической работе, а о моем личном юбилее - круглой дате, - такой же, как и у театра. Мой юбилейный год завершится 27 июня следующего года. Предстоящий концерт - лишь один из проектов, которые мне хотелось бы осуществить в рамках этого юбилейного для меня сезона.
- А вы не хотели бы посвятить его заодно и юбилею родного театра?
- К юбилею театра это мероприятие не имеет никакого отношения. Увы, с некоторых пор театр идет по одной дорожке, а я - по другой, и мы даже не соприкасаемся. 8 ноября у меня отобрали партию Розины в «Севильском цирюльнике», отобрали концертные номера на юбилее театра, так что, как видите, мы движемся в противоположных направлениях. На мои партии взята новая девочка. Видимо, это сделано, чтобы как-то меня ущемить, но, поверьте, я все равно буду петь, найду для этого сценические площадки. Того же «Соловья» Алябьева я буду петь 12 ноября в Москве в Доме актера на вечере памяти заслуженного артиста России Анатолия Титова, а 22 ноября - в Сыктывкаре с Вятским оркестром народных инструментов имени Шаляпина, затем на концерте с Леонидом Серебренниковым, а в следующем году он обязательно прозвучит на моих концертах в рамках турне по всем городам республики.
- Все-таки очень грустно слышать, что ваши дорожки с театром разошлись.
- К сожалению, это так. Театр в лице художественного руководства сделал для этого все возможное. Я ведь не против двигаться в одном направлении, но когда приезжаешь, и на концерте исполняют твои номера, а тебя в буквальном смысле этого слова выставляют, что прикажете делать? И страдают от этого в первую очередь зрители.
- Быть может, тем самым администрация театра дает понять, что негоже солистке так часто выступать «на стороне»? Хотя что в этом плохого? Ведь хороший вокалист, снискавший успех вне стен театра, так или иначе пропагандирует свой театр.
- А я, напротив, слышала, что администрация высказывается так: «Если вы вне стен театра объявляете, что вы – солист театра, то платите процент от своего гонорара». А ведь я боролась за право озвучивать на тех же столичных концертах название нашего театра. Скажем, на фестивале «Поющая Россия» я исполняла коми песню, а передо мной выступал солист Большого театра. Его выход на сцену объявили со всеми регалиями: заслуженный артист России, солист Большого театра такой-то, а про меня в программке записано: заслуженная артистка России Альфия Коротаева. И тогда я спросила: «Почему вы не объявите, что я – солистка Государственного театра оперы и балета Республики Коми, город Сыктывкар?» Но мне ответили, что это удлинит программу. «Но вы только что объявили солиста ГАБТа, разве это не удлиняет программу? И потом, - объясняю, - в зале присутствуют представители нашей республики, поэтому так важно, чтобы прозвучали театр и регион, который я представляю».
- Как бы то ни было, ваша творческая жизнь бьет ключом. То и дело в республиканских СМИ появляются публикации о ваших многочисленных выступлениях в Первопрестольной и других российских городах. Вы помните, сколько в этом году дали таких концертов?
- Вы задали очень трудный вопрос... Попытаюсь перечислить некоторые из мероприятий. В январе я участвовала в фестивале «Любовь моя – поющая Россия», в апреле – в фестивале романса, который на этот раз проходил в концертном зале имени Чайковского, затем были сольные концерты в Доме ученых и Дворце культуры на Петровских линиях. Кроме того, я выступила на праздновании 10-летия Коми землячества в Московском представительстве РК, а в сентябре - в Санкт-Петербургском представительстве республики.
Помимо этого, я хочу дать концерты в домах престарелых, интернатах, детдомах, поехать к тем людям, которым сложно и просто физически невозможно добраться до театра. Я считаю своим долгом выступать в таких учреждениях.
- Это благотворительные концерты?
- Конечно. Я еду одна, выступаю а капелла, общаюсь со зрителями, отвечаю на их вопросы. Это своего рода творческие встречи.
- А для vipов вы даете концерты?
- Ну а как же? Просто об этом не упоминаю. Выступаю на юбилеях предприятий.
- Недавно вот выступили на юбилее Юрия Спиридонова.
- Да, я с радостью приняла это приглашение.
- В московском Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) вас считают своим человеком, благодаря чему вам довелось свести знакомство со многими знаменитостями. Расскажите о ваших встречах и творческих контактах с прославленными музыкантами.
- Прежде чем стать своим человеком в ЦДРИ, мне пришлось доказывать, что я чего-то стою. Поначалу я в буквальном смысле атаковала ЦДРИ своими письмами, и моя настойчивость дала свои плоды. Целый год я била в одну точку и уже было отчаялась, как вдруг приходит факс с приглашением на концерт. С этого самого концерта, собственно говоря, все и началось. Мое выступление понравилось очень - и исполнение, и манера держаться, и мои кринолины. Это было весной 1999 года, после чего меня пригласили выступить на закрытии сезона. Тогда же я познакомилась с композитором Евгением Догой. На концерте я пела а капелла коми песню, и после моего выступления ко мне подошел Евгений Дмитриевич. Я тогда посетовала, что мне часто приходится петь а капелла, но он сказал: «Альфия, ничего, скоро вы будете петь с большими симфоническим оркестрами». И он весьма способствовал тому, что я теперь сотрудничаю с оркестром имени Юрия Силантьева, с оркестром народных инструментов имени Николая Осипова. Вскоре после нашего с ним знакомства специально для меня он написал вокализ, прозвучавший в кинофильме режиссера Владимира Панина «Опять надо жить», снятом на киностудии «Мосфильм». А весной 2000 года на творческом вечере Евгения Доги я познакомилась с Леонидом Серебренниковым.
- Далеко не каждая встреча оборачивается продолжением творческого сотрудничества. Как родилась идея вашего совместного с Леонидом Серебренниковым концерта?
- Надо сказать, его творчество восхищало меня всегда. Кстати, в 1982 году, когда училась в Свердловске, я попала на концерт оркестра Анатолия Кролла, и солистами этого оркестра были тогда Лариса Долина и Леонид Серебренников.
После нашего с ним знакомства мы часто встречались, в основном на фестивалях старинного русского романса. А идея нашего совместного выступления зародилась год назад. Мне захотелось сделать сольный концерт, и я стала думать, с кем бы я могла его провести. И первый, кто пришел мне в голову, - Леонид Серебренников. Хотя практически все артисты, с которыми мне довелось выступать, очень открытые, доброжелательные, и, думаю, каждый из них охотно бы откликнулся на приглашение приехать и выступить в Коми. Поэтому концерт с Леонидом Серебренниковым – первый такой проект, за которым, надеюсь, последуют другие.
- Наверное, главная сложность - согласовать со звездой время проведения концерта?
- Безусловно. Мне пришлось подстраивать наше выступление под его напряженный концертный график.
- Чувствуется, что в вас заложены задатки организатора. Тяжело совмещать роли певицы и менеджера?
- Это, я вам скажу, не от хорошей жизни. Ведь больше этим заниматься некому. В театре для моего голоса ничего не ставят, а если что-то поставлено, то уже три года как не идет. А то небольшое, что есть для моего голоса, - уже отдано другой исполнительнице. Так можно и просто потерять голос. Хоть уходи из театра.
- И все-таки, возвращаясь к вашей занятости и востребованности в театре, в каких постановках нынешнего сезона занята Альфия Коротаева?
- Ну, я надеюсь, что для меня найдется роль в спектакле «Иван Куратов».
- И это все?
- Еще мне предложили роскошную, прямо-таки козырную роль золотого цыпленка в сказке «Золотой цыпленок». Но, понимаете, у меня другой статус – я ведущая героиня и уже давно «выпорхнула» из сказочного репертуара, и обратно хода нет. Из сказок предпочитаю «Сказки Венского леса».
- От многих коллег по сцене вы отличаетесь независимым характером. Вам не кажется, что, будь вы покладистее, к вам было бы другое отношение, предлагали бы больше ролей?
- Что вы, в театре есть такие тихие и послушные артисты, но и им ничего не предлагают, несмотря на их замечательные голоса. Обидно, что когда ты в сложных ситуациях откликаешься, идешь навстречу, это почему-то быстро забывается, зато всегда помнят мой характер. А он закален в борьбе с этим театром.
И потом, если взять послед- ние постановки Ольги Ивановой - «Мышеловка», «Миллионерша» - там партии для низкого голоса, а не для колоратурного сопрано. Конечно, могут предложить и даже провоцируют на партии, не подходящие для голоса. Но если сам не будешь беречь свой голос, ты его потеряешь.
- А вообще, насколько востребован такой высокий голос, как у вас?
- Есть очень много опер, но почему-то в нашем театре не любят колоратурное сопрано и не ставят для него. Но мой голос востребован в России, в оркестрах, потому что колоратурное сопрано – редкость. Все хотят услышать и «Весенние голоса», и «Куклу», и «Ласточка вдаль улетает», и «Соловья», и «Сказки Венского леса». Эти произведения мало кто может исполнить.
- Но ведь вы еще поете и романсы.
- Для многих было вообще удивительным, что я стала петь старинные русские романсы. Но чем хорош этот жанр: романсов огромное количество, и поэтому есть, из чего выбрать. Я перепробовала много тональностей для каждого романса. Вот я транспонирую романс, потратив на это вечер. На следующий день пришла - спела с концертмейстером. Если неудобная тональность - низко или очень высоко - опять переписываю. Бывает, вложишь очень много труда, а романс так и «не пошел».
- Вы уже подобрали произведения, которые прозвучат в концерте с Леонидом Серебренниковым?
- Это будут, в основном, популярные старинные русские романсы. Ну а во втором отделении прозвучат лирические песни. Беседовала Галина Соболева
добавить комментарий |
|