Резонанс |
Сели в историю
Фото Николя РОЧЕВА |
Рано утром во вторник жители Ижмы наблюдали над своими домами непривычное для себя зрелище - в небе над селом, где не часто появляются даже вертолеты, кружил большой самолет. Через несколько минут Ту-154М пошел на посадку и приземлился на заброшенном местном аэродроме, углубив старую взлетно-посадочную полосу на 200 метров в лес. В истории рейса Полярный (Cаха) - Москва (Домодедово) произошло немыслимое стечение обстоятельств и везения, а сам рейс сразу вошел в историю авиации.
С экранов радаров авиадиспетчеров рейс ДРУ516 Мирнинского авиационного предприятия АК «Алроса» исчез около 4-х утра. В это время самолет находился над территорией Республики Коми, в районе Усинска. По словам диспетчеров Сыктывкарского аэропорта, пилоты успели сообщить на землю об отказе электрооборудования, однако где после этого находился лайнер, и что с ним было, никто не знал до 8 часов.
Из-за отказа электрооборудования самолет остался фактически беспомощным - не работали ни связь, ни навигация, и, что хуже всего, прекратилась подача топлива из основных баков в двигатель. В такой ситуации экипажу пришлось снижаться с заданной высоты в 10 тыс. м, чтобы запустить резервную электроустановку, которая не работает на большой высоте, а когда сделать это не получилось, - срочно искать площадку для приземления.
- Топлива в баке оставалось всего на полчаса, поэтому было принято решение снижаться и визуально искать место для посадки. Самое главное - требовалась река, на берегу которой можно было бы сесть. Снижаться до 3 тыс. м через плотную облачность пришлось вручную. Когда вынырнули из облаков, увидели поле. Командир сначала решил садиться на нем, но уже вблизи разглядели, что это - болото. Пришлось вдвоем со штурманом тянуть штурвал на себя. Развернулись к реке, за ней увидели остров. Хотели сесть туда. Начали снижаться, и тут штурман увидел эту полосу, это было какое-то чудо, - рассказали МС члены экипажа.
Длина взлетно-посадочной полосы в Ижме всего около 1200 метров. Для спокойной посадки со всеми работающими приборами Ту-154М требуется растояние в два раза больше. Раньше в Ижме садились и взлетали только самолеты АН-24 и вертолеты. А с 2003 года аэропорт не использовался вовсе. Несмотря на это, экипажу аварийного лайнера удалось посадить «слепую «Тушку» на короткую полосу. Однако не хватило около 200 м бетонного покрытия, и самолет, выкатившись за пределы ВПП, срезал крыльями молодые деревья и увяз шасси в заболоченном подлеске.
- У нас в Мирном еще хуже, потому что полоса «ходит» из-за вечной мерзлоты. А у вас тут полоса лучше, - делился впечатлениями с корреспондентом МС экипаж после беспрецедентной посадки.
На борту Ту-154М в этот момент находилось 72 пассажира, 9 членов экипажа, три кошки и одна собака. Прибывшие почти мгновенно на место аварийной посадки ижемские медики и спасатели не обнаружили ни у кого ни одной царапины, повреждения получил только сам самолет.
Аварийная посадка Ту-154М на короткой полосе в условиях отказа навигационного и электрооборудования, по заявлениям представителей авиационного сообщества, стала прецедентом и достойна изучения в школах подготовки пилотов. Сам экипаж тоже не сомневается в том, что совершил невозможное.
- Самолету всего 15 лет, по нашим российским меркам, он еще хороший. Просто чудо, что эта полоса оказалась прямо под нами, что нам удалось сесть и обойтись без жертв, - постоянно повторяли члены экипажа после посадки.
После отправки пассажиров и экипажа лайнер был опечатан, вокруг пришлось выставить оцепление. Любопытные местные жители фотографировались на месте свалившейся с неба достопримечательности и строили планы по переоборудованию в ресторан или распилу на цветмет возможно непригодного к полетам лайнера. Впрочем, намерения ижемских предпринимателей устроить в салоне Ту-154М развлекательное заведение уже в среду расстроили московские представители «Алроса», заявив, что самолет, если все его агрегаты исправны и на то будет разрешение Минтранса, своим ходом вернется в Мирный и продолжит полеты. Поднять борт с заброшенной и короткой полосы, по предложению «Алросы», должны будут летчики-испытатели. В крайнем случае его просто разберут на части и в таком виде доставят в Мирный.
- Если этот самолет удастся отсюда поднять в воздух, сотворится еще одно чудо, - сомневаются в успешности планов своего руководства пилоты застрявшего в ижемской тайге лайнера.
Еще недавно самый используемый в российских авиакомпаниях самолет уже был замечен в громких и резонансных авариях - из-за ошибки диспетчера над Боденским озером, из-за ошибочно пущенной ракеты ПВО Украины над Черным морем, из-за ошибки пилота под Смоленском в апреле этого года, всего - около 70 катастроф за все время эксплуатации Ту-154 в основном по вине наземных служб или пилотов. Действия экипажа при посадке на заброшенном аэродроме Ижмы очевидцы, коллеги и в первую очередь пассажиры склонны оценивать как проявление высокого уровня профессионализма и мастерства. Пилотов, бортпроводников, штурмана и бортинженера свидетели аварии, среди которых и глава Ижемского района Петр Дитятев, пассажиры, коллеги и даже блоггеры требуют представить к награде. И с ними даже согласились в Росавиации - в среду представитель ведомства заявил, что два пилота - Евгений Новоселов и Андрей Ламонов - могут быть представлены к наградам.
Вчера президент России Дмитрий Медведев заявил, что указ о награждении пилотов государственными наградами уже готовится.
Впрочем, до окончания расследования экипажу придется скорее давать показания, чем принимать награды. Расследованием инцидента занялись комиссия Росавиации во главе с замруководителя ведомства Владимиром Дмитриевым, Северо-Западная транспортная прокуратура, Следственный комитет при прокуратуре и Ростехнадзор. Последнего больше всего интересует сама авиакомпания - комиссия Ростехнадзора намерена провести внеплановую проверку Мирнинского авиационного предприятия АК «Алроса» и выяснить состояние остального парка воздушных судов авиакомпании и особенности их предполетной подготовки. Сам самолет, по признаниям экипажа и инженера по безопасности полетов «Алроса» Владимира Рачковского, два года назад прошел капитальный ремонт, а техническое обслуживание не выявило никаких нарушений.
Почему у Ту-154М на высоте 10 тыс. м после 4-х часов полета вдруг отказало оборудование, предстоит выяснить специалистам и следователям прокуратуры. Основная предварительная версия, которую рассматривают все расследующие инцидент ведомства, - это нарушение энергоснабжения лайнера и отказ оборудования. В качестве запасных и традиционных версий, на всякий случай, исключаются погодные условия и ошибки в управлении воздушным судном. Работающие на месте аварии специалисты внимательно изучают состояние самолета. Бортовые самописцы расшифровывать будут в Росавиации. Досконально опрошены местные жители - свидетели аварии и экипаж лайнера. Несмотря на жесткую посадку, самолет получил лишь незначительные внешние повреждения; бортовые самописцы, тщательно зафиксировавшие хронику пока загадочной аварии, целы.
Безусловно, в истории аварийной посадки рейса ДРУ516 Полярный - Москва (Домодедово) очень много счастливых стечений обстоятельств: повезло, что над Коми в тот день была неплохая погода, что поблизости оказалась заброшенная взлетно-посадочная полоса ижемского аэродрома, что командир экипажа оказался знаком с республикой - несколько лет назад, по словам коллег, он проходил стажировку в Коми, повезло, что даже на Севере, почти в тайге, строили аэродромы и с учетом всех возможных ситуаций расчищали полосу отчуждения вокруг ВПП. Однако даже такое везение не было бы способно спасти 72-х пассажиров и 9 членов экипажа, не будь подвига пилотов. Впрочем, все время, пока вдруг оказавшиеся в ижемской тайге пассажиры и экипаж лайнера приходили в себя, авиакомпания «Алроса» пыталась успокоить тех, кто ждал этот борт в Москве - в расписании рейса Полярный - Москва появилась транзитная остановка по графику. «Алроса» внесла изменения в планы воздушного судна, добавив почему-то плановое изменение в маршрут - «аэропорт Ижма». В расписании остальных рейсов этой авиакомпании такой остановки уже не было.
Александра САВЕНЯ, Николай РОЧЕВ
добавить комментарий |
|