Интервью |
Даниил Крамер: "В юности я джаз не любил"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
В Сыктывкарском колледже искусств прошла творческая встреча с известным джазовым пианистом Даниилом Крамером. По ее окончании с музыкантом по просьбе МС побеседовал преподаватель колледжа и знаток джаза Сергей Терентьев.
- На встрече вы много говорили об актуальных проблемах нашей страны и о четырех китах, которые обеспечивают успех государству: образовании, культуре, любительском спорте и вере. Так вот, все эти киты были в Германии в 30-е годы. Что же не сработало? Может, китов должно быть больше? Все время чего-то не хватает?
- России? Да, последние сто лет - постоянно. Ей не хватает всего. И веры тоже, потому что та религиозность, которая сейчас напоказ выставляется, это не есть вера. Я для себя разделяю эти вещи. Есть религия, а есть вера - она в душе. Культура?
Ну, что мы можем говорить о культуре, если сейчас около 15% российской концертной сцены занято тюремным фольклором. А ведь это показатель ментальности нации.
Я приезжаю в разные города, сажусь к водителю в машину, и в половине случаев там звучит «Владимирский централ». Нация, которая уже приобрела ментальность тюрьмы. Это нация, которая теряет волю к выживанию, нация, которая начинает сама у себя воровать, саму себя грабить, самой себе лгать. Она больна. Ей нужен доктор. А доктор - это культура и образование. И как раз в этот самый момент у нас вводится ЕГЭ - что ж, большое спасибо (с иронией).
- Перейдем к нашим музыкальным «баранам». Вы говорили, что первым сильным джазовым впечатлением для вас стал концерт Леонида Чижика в 1978 году в Москве.
- Да, на концерт меня повела моя первая любовь. Мне так повезло, что моя девушка была продвинутая, она хорошо знала джаз. Родом она была из Владикавказа, а на Кавказе джаз в советские времена всегда был моден. Также она познакомила меня в Москве с первыми в моей жизни рок-музыкантами. Она была в этой тусовке и меня туда втянула.
- И какое ваше отношение к рок-музыке?
- У меня нет отношения к конкретному жанру. У меня есть отношение только к музыке. Я люблю музыку вообще. Есть вещи в роке, которые мне очень нравятся. Я очень люблю ранний «Черный кофе», многое в группе «Кино» - там музыки меньше, но тексты прекрасные. Мне нравится кое-что из попсы, я, например, с удовольствием слушаю Земфиру, она далеко не глупая девушка. До сих пор слушаю Андрюшу Макаревича, но больше люблю все-таки его старое творчество. Может быть, из-за консерватизма. Что касается Weather Report, Led Zeppelin, ELP, Queen - этим я всегда заслушивался. И еще все эти джаз-роковые вещи - это моя любовь.
- А как джазовый музыкант вы не обращаетесь к творчеству рок-музыкантов, как это делает самый, пожалуй, сейчас значительный пианист Брэд Мелдау, который берет, например, темы из Nirvana, Radiohead?
- А что я, собственно, должен делать? Копировать?
- Почему же копировать? Интерпретировать в джазе, брать роковую тему как стандарт. Джаз ведь делал это почти сразу, как появился рок. Уже в 1966 году Каунт Бэйси выпустил целый диск джазовых интерпретаций песен «Битлз». Гил Эванс работал с музыкой Джими Хендрикса. Сейчас в джазе используют и рок-материал потяжелее.
-Я играю на темы «Битлз» время от времени. Есть у меня и роковые, и джаз-роковые темы в репертуаре. Все зависит от того, нравится или не нравится, легло на душу или не легло. А жанр как таковой меня мало волнует.
- Есть такое шутливое выражение: джаз должен быть американским, машина - немецкой, а жена - русской. Согласны?
- Нет, не согласен. Вспомните, как тяжело было европейцам из-за того, что считалось, что оперу способны писать только итальянцы. Как Моцарт, бедный, писал «Бастьена и Бастьенну», «Похищение из Сераля», чтобы только доказать, что немец способен написать полноценную оперу. Но человечество очень плохо воспринимает уроки. Хотя, как ни странно, первыми этот урок восприняли американские джазмены. Именно они начали воспринимать все то, что европейцы презрительно не считали джазом. Именно американцы начали принимать Адама Маковича, Гарбарека и прочих людей, которые не стыковались с чисто нью-йоркским джазом. Я бы не заключал джаз ни в какие рамки, в том числе национальные. С одной стороны, любая музыка имеет национальные черты. С другой - джаз тем и отличается, что он, как губка, впитал в себя практически все, что есть в мире.
- У Кирилла Мошкова, лучшего, на мой взгляд, джазового журналиста России, я прочитал такую мысль: «на концерты ходят любители и дилетанты, а настоящие поклонники джаза слушают музыку дома». Это именно мой случай. Дома у меня - хорошая аппаратура, большая и постоянно пополняемая коллекция. Я не люблю слушать музыку в больших аудиториях - мешают люди и пространство.
- Попробуйте представить мою музыку без моего лица, без моей эмоциональности, без всего потока энергетики, которую я в вас вкладываю, когда вы сидите в зале. Что вы будете делать без всего этого дома?
- Есть же DVD, на них сейчас поступает так много высококлассного мирового джаза, что редкие одиночные концерты приезжих музыкантов не идут ни в какое сравнение. К тому же на DVD подчас исполнение звучит лучше, чем в зале.
- Да, иногда из-за плохой аппаратуры звучание в зале хуже. Но я категорически с Кириллом здесь не согласен. Он прав только по факту. Да, многие профессионалы, к сожалению, слушают джаз дома. В этом плане любители и дилетанты более правы, чем профессионалы, потому что они идут на концерт за тем, что дает не только джаз, а вообще музыка - они идут за обменом энергией и эмоциями.
- Но все-таки аудитория, в которой исполняется джаз, должна быть меньше, чем концертный зал, тут слишком большое пространство.
- Я бы так не сказал. Аудитория должна быть такой, какую способен наполнить своими эмоциями музыкант. Мне довелось играть на фестивале во Вьенне во Франции, который проходит в бывшем римском форуме. Там шеститысячный зал.
- И вы думаете, что все 6 тысяч человек воспринимали вашу энергетику?
- У меня нет ответа на этот вопрос, я не могу влезть в души всех шести тысяч.
- На вашем концерте я обратил внимание, что вы употребляете выражение «поп-арт» по отношению к музыке, хотя этот термин исторически применялся только к изобразительному искусству и дизайну.
- Мне не очень нравится слово «попса», унизительное какое-то, тем более что в поп-арте есть достойные люди. «Поп-арт» я имею в виду как идеологию. Это идеология ширпотреба, о чем бы ни шла речь.
- А термин «поп-музыка» вам нравится? Большинство так называемых стандартов, которые используются в джазе, пришли именно из поп-музыки.
- Любое серьезное искусство переживало период поп-арта. Но искусство перерождается. А поп-арт, родившись много лет назад, переродился в другое понятие - в шоу-бизнес, к сожалению. Я не против поп-арта.
Мы без ширпотреба жить не можем, но проблема в другом - когда в национальном масштабе поп-арт перерождается в шоу-бизнес, и этот шоу-бизнес начинает буквально грабить население. Самое плохое в этом - побочный эффект, то есть зомбирование гигантской части населения.
К сожалению, открыт этот эффект был в Голливуде, и конвейеризация искусства - это чума нашего века. Я думаю, что эта чума в каком-то смысле похуже второй мировой войны. Тот вред, который она нанесла всему миру, даже сложно представить.
- Думаю, что человечество переболеет и этим.
- Я пока не вижу никаких признаков какого-либо грядущего выздоровления от этой зависимости от наркотика ширпотреба. Может быть, я мрачняк, но пока не вижу к этому никаких предпосылок.
- До сих пор иногда встречаются примеры высокомерного отношения академических музыкантов к джазу. Оперная дива Любовь Казарновская в одной из телепередач о романсе заметила, что по телевизору исполняется мало романсов, и брезгливо добавила: «Везде этот рок, этот джаз».
- Хочу сказать, что с Любой мы даже концерт дуэтом сыграли. Понимаете, будучи неправой в общем смысле, она права в частностях. Когда начинается схоластическое использование искусства, а это относится и к классической музыке, то оно теряет всякий смысл. И когда эту схоластику начинают показывать по телевизору, то никакой пользы, кроме вреда, не приносит. Это гробит интерес к искусству.
- Но, с другой стороны, многие академические музыканты сейчас выказывают какую-то чрезмерную любовь к джазу, раньше почему-то им не свойственную. Например, Елена Образцова.
- Ну и что? Раньше не любила, а сейчас полюбила. Какая разница, когда? Это к ней пришло - и слава богу.
- Но ведь джазовое чувство проявляется в определенном возрасте, лет, думаю, до 20. Композитор Гия Канчели говорил о том, что чувство джаза - природное.
- Думаю, он не прав. Есть исключения, в том числе и я. Я не любил джаз до 20 лет. Ну или до 18.
комментарии посетителей (всего: 15) |
|
Сергей Щ.
Город: Ухта
|
|
Интересная беседа двух умных людей. Позновательно.
И тема мне близка.
А что касается возроста, то 18 лет понять джаз еще невозможно. Мне кажется, это приходит позже...
Кстати, вспоминая что меня привело к джазу, хочется поблагодарить Сергей Терентьева. Все началось с его подачи, через ждаз-рок, к более сложному и авангардному. Спасибо ! |
|
№3
03.12.2010 18:02:56 |
|
|
|
С.А.
Город: лучший город Земли
|
|
A-57:
Концерт это общение, а мы живем в обществе да и на DVD не только музыканты попадают в объектив.
==========================================
Некоторые и ходят на концерты ради общения, а не ради музыки. Типа, надо хорошо одеться и выйти в общество.
Да и чтобы отметиться - был на концерте такой-то знаменитости. |
|
№5
03.12.2010 18:36:01 |
|
|
|
сюрр
Город: сыктывкар
E-mail: muzyurik@mail.ru
|
|
И хоть, я не люблю комментировать, но всё же решился высказаться по данной статье.
Получилось интересное интервью, познавательное... со многими ответами я согласен: насчёт зомбирования; так называемого "шансона", который уже достал окончательно(очень много низкопробных поделок); нашей поп-музыки, её буквально вдалбливают с утра до вечера, и по радио, и по телеку..., поэтому нужен доктор, вернее доктора!
А про джазовое чувство... У каждого по-разному, это индивидуально. К кому-то приходит рано, а к другому наоборот. |
|
№9
03.12.2010 22:35:17 |
|
|
|
анти
Город: Сыктывкар
|
|
С.А.
Да пусть прихорашиваются и наряжаются, идя на концерт. Если б ходили только знатоки и любители (они, кстати, не особо почему-то ходят), то в зале было бы человек 15 на город. Тут музыканта может посетить мысль, что на фиг он вообще пыжится, по восемь часов в день занимается, - на продажах дисков (у нас) не заработаешь, и на концерты не ходят. Капкан. надо подаваться в водилы, а играть - для себя и в выходные. Опять же, велика вероятность, что у людей (не знатоков и любителей), слушающих джаз, да и просто хорошую музыку, исключительно на концертах, то есть крайне редко, начнет развиваться (или даже появится) вкус к музыке, то есть блатняк они и их дети слушать уже не будут. |
|
№11
04.12.2010 09:19:43 |
|
|
|
jazzduck
Город: Сыктывкар
|
|
Дело не в жанрах и стилях, музыка может нравиться или нет. Вкус к качественной музыке, так же как и к хорошей еде, может развиваться только при её потреблении.
Живое исполнение на концертах несомненно обладает особой энергетикой, которая ощущается даже если его смотреть или слушать в записи.
А трансляцию любой музыки в общественном транспорте на мой взгляд надо-бы запретить законодательно, как нарушение гражданских прав. Каждый должен сам решать, когда и какую музыку и с какой громкостью её слушать или не слушать никогда и никакую. |
|
№12
05.12.2010 11:27:32 |
|
|
|
Гэ
Город: Сыктывкар
|
|
Запрет музыки в общественном транспорте - мечта моего детства! В отличие от Остапа Б., мечта более рутинная и приземленная, но не менее безнадежная! По этой причине стараюсь не ездить в "общаке" (в тахи можно хоть попросить выключить). Терпите убытки, господа транспортники!
Шура! Изувеченную "Summertime" я слышал и в исполнении Образцовой. Это было худшее исполнение данного произведения, воистину схоластическое, стыдливо названное даже преподавателями РУИ баловством. Словом "...никакой пользы, кроме вреда..." :)) Что у них за тяга именно к этой пьесе? И что за "непокобелимая" уверенность в своих "вселенских" способностях, высокомерие и самонадеянность? Ищут себя? Так это... джазок попеть, в охотку, на досуге! Или рынки?..
И не так страшно, что поют, если поют не так страшно!
Что же первично - спрос или предложение? На концерты никто не хо..., потому что не на кого смо.., а выступать никто не хо..., потому что на концерты никто не хо..! Эта ситуация повиснет, как вопрос о курице и яйце, если не делать предложений с обеих (противоборствующих) сторон. Давайте делать обоюдные телодвижения! И тут без уважения, доброжелательности и терпимости не обойтись. А с этим в нашем обществе большие про...
А "живые" концерты посещать надо. Хотя и здесь есть некая "закавыка". Идя на концерт, зритель делает реверанс исполнителю. Проявляет уважение, ставя его, по крайней мере, на один уровень с собой! Да и позволят ли личные амбиции одного поддаться воле, обаянию, энергетике другого? "Живые" концерты ("...те, которые не включают") сиюминутны. DVD повторяемы... Не за то ли мы лю_бим джаз, что фантазия отзвучала и ... ее больше нет! Даже зафиксированной на каком-либо носителе, но ее больше нет! Это как живой человек и его фото. Через секунду этого мгновения уже нет, хотя отпечаток на снегу остался. Но это уже романтика...
А в статье Д. Крамер говорит все до обидной банальности правильно.
Никаких революционных открытий в области российского обществознания не озвучивает. И от этого тоскливо. Зачем-то обижается за Брэда Мелдау... Хотя уже в этом присутствует живой эмоциональный человек.
Оживление в разговор привносит легкая агрессивность С.А., впрочем, традиционная для него. А о фестивальном джазе, видимо, говорить было недосуг... |
|
№13
05.12.2010 23:51:32 |
|
|
добавить комментарий |
|
|
|
Читайте в номере |
Послесловие к высоким визитам
Полномочия муниципальных депутатов станут едиными
В Усинске закипели предвыборные страсти
Марина Истиховская посетила Прилузье
Первый секретарь Сыктывкарского горкома КПРФ Александр Ремизов: "Нас будут слушать, когда мы наберем силу"
Газетная бумага Монди СЛПК - дипломант программы "100 лучших товаров России"
Сыктывкарский бюджет обсудили публично
Жители Коми стали чаще обращаться в Управление Росреестра
Чехов заинтересовал финно-угорский этнопарк
ГУФСИН раскрыло производственные планы
Жители Лесозавода борются со своей управляющей компанией
Коммунальный тупик
Компьютерный биатлон
В сети появился "Народный суд"
"Необыкновенные приключения" петербуржца Владимира Акулова
"Шалом, мой друг, шалом!"
"Капелька добра" подарила надежду на здоровую жизнь
В Сыктывкаре женские и мужские болезни излечат пиявками
Депутаты поздравили мам
Налоговики выселяют инвалида из своей конторы
В столичных барах бьют реже, чем воруют
Сыктывкарский суд возглавил Александр Шадлов
Арбитраж Коми рассудил по-крупному
В "Ассорти" нашли 18 несунов
Алексея Колегова привлекли за народный сход
Рыбопромысловые хозяйства Коми "наводнили" "шишки"
Программа энергосбережения включила счетчик
Премия досталась детям
Единственный в Коми иконописец представился в Национальной галерее
Komiinform.ru обрусел
Карелы покорили сыктывкарцев
Даниил Крамер: "В юности я джаз не любил"
Прокурор подправил республиканский закон об административной ответственности
В Сыктывкаре отменили банный аукцион
Монди СЛПК поддержит лыжников Коми
|