Экономика |
Платежные терминалы набрали обороты
За последние несколько лет в Коми значительно увеличились объемы моментальных электронных платежей, осуществляемых через системы терминалов. МС сравнила некоторые показатели двух наиболее заметных игроков на этом достаточно молодом рынке - «Системы Город» (система платежей «Легко и Удобно») и QIWI.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), за первые шесть месяцев этого года общий оборот российского рынка моментальных платежей достиг без малого 355 млрд. руб., увеличившись за год почти на 20%. За аналогичный период 2009 года оборот составил 299 млрд. На долю системы QIWI приходится 45% рынка, через ее терминалы прошли в первом полугодии более 160 млрд. руб.
Республика Коми - далеко не самая многочисленная среди регионов по количеству населения, однако и она добавляет довольно заметные «струи» в общие финансовые потоки. Динамика увеличения этих потоков видна по показателям той же платежной системы QIWI.
Наибольший объем платежей проходит, разумеется, в самом крупном городе республики Сыктывкаре. В 2009 году оборот платежного сервиса QIWI достиг здесь 294,3 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2008-м на 80%. За первое полугодие 2010-го он составил 192,2 млн. Количество пунктов приема платежей насчитывает почти 300 единиц, из них 190 - платежные терминалы QIWI. За первые шесть месяцев года через эту систему было осуществлено более 2 млн. платежей, размер среднего платежа составил 93,5 руб.
Второе место среди пользователей системы QIWI удерживает Воркута. В прошлом году оборот там составил 280,7 млн. руб., причем прирост по сравнению с 2008-м оказался в размере 250%. За шесть месяцев нынешнего года - 160,8 млн. Из 126 пунктов приема платежей 95 - терминалы QIWI. В этом году жители Воркуты совершили 1,3 млн. платежей, средний чек составил 118 руб.
В Ухте прошлогодний оборот был 231,9 млн. руб. За год он увеличился на 40%. С января по июнь 2010-го ухтинцы пропустили через эту систему почти 120 млн. руб. Количество пунктов приема платежей в городе - 126, из них 84 - терминалы QIWI. За полгода жители города совершили 1,1 млн. транзакций, средний чек - 104,4 руб.
Жители Печоры довели в 2009 году оборот до 55 млн. руб. (на 22,9% больше, чем годом ранее), в первые месяцы 2010-го сохранив набранные темпы: было 42,1 млн. Из 65 пунктов приема 50 - терминалы QIWI. Средний платеж за полугодие составил 101,7 руб., всего было осуществлено 414,5 тыс. платежей.
В целом по этим четырем городам оборот в 2009 году превысил 860 млн. руб. За шесть месяцев этого он достиг 515 млн. и, как ожидается, по итогам всего года может перешагнуть психологический порог в 1 млрд.
В Сыктывкаре и республике в целом главным конкурентом QIWI на рынке электронных платежей выступает компания «Система Город». За несколько лет объем проходящих через ее пункты приема и терминалы средств увеличился в 200 раз. В 2005 году среднемесячный оборот компании исчислялся скромным 1 млн. руб. На следующий год он составлял уже 36 млн., затем 53 млн. и 130 млн. Год назад он достиг 185 млн. По прогнозам «Системы Город», в этом году среднемесячный оборот окажется не менее 200 млн. руб.
Если смотреть суммарные годовые показатели, то в 2009 году оборот «СГ» по республике составил 1,7 млрд. руб., в этом году он прогнозируется на уровне примерно 2,7 млрд. По оптимистичным ожиданиям сотрудников «СГ», в будущем году оборот увеличится еще вдвое и достигнет 5,4 млрд.
На сегодняшний день сеть пунктов приема платежей и терминалов «Системы» насчитывает более тысячи точек, в том числе более 150 терминалов в Сыктывкаре. Размер среднего чека - 185 руб.
- Темпы роста рынка моментальных электронных платежей в стране достигают 70%, а в наиболее крупных городах доходят до 100%. Такой вид оплаты привлекает все большее количество потребителей. Это связано с рядом причин. Платежные системы становятся более простыми и удобными в обращении, и, к тому же, появляется возможность оплаты новых услуг, - отметил генеральный директор «СГ» Роман Черкасов.
Традиционно самую большую долю в обороте платежных систем занимают платежи в пользу операторов сотовой связи. Например, в сервисе QIWI эти перечисления в прошлом году составляли по стране 81,7%. За первое полугодие этого года доля мобильных операторов сократилась до 78%. По прогнозам экспертов, в дальнейшем этот показатель продолжит снижаться, поскольку появляются новые и более крупные по объемам платежи - например, погашение банковских кредитов, оплата услуг ЖКХ, авиа- и железнодорожных билетов и т.д.
В структуре оборота «Системы Город» на первом месте также остаются платежи за мобильную связь, за ними следуют платежи за жилищно-коммунальные услуги.
- Наша компания республиканская, и возможность оплаты коммунальных услуг - одно из наших преимуществ перед внешними, московскими, платежными системами. Кроме того, большое значение имеет географическое расположение, близость к агентам-получателям платежей. При необходимости наши специалисты могут выехать на место для технической поддержки или, например, обеспечить документооборот, - заметил гендиректор «СГ».
Один из ключевых моментов для пользователей платежных систем - размер взимаемой комиссии. У QIWI он составляет в среднем 4,5 - 5%. Этот размер зависит от ряда факторов - требований провайдеров, места расположения терминала или же общей конкурентной среды в регионе. По данным МС, ни QIWI, ни «Система Город» повышать размер комиссионных в ближайшем будущем не планируют.
Еще большее увеличение денежных оборотов участники рынка электронных платежей связывают с двумя главными факторами. Во-первых, дальнейшим расширением линейки оплачиваемых услуг. Например, у потребителей только недавно появилась возможность оплачивать через терминалы штрафы ГИБДД или делать дополнительные взносы на счет будущей пенсии. Остаются и другие свободные ниши в сборе платежей в пользу государственных организаций.
Во-вторых, есть потенциал и в привлечении дополнительного количества клиентов платежных систем.
- Сейчас подобным образом оплачивают услуги в основном люди молодого возраста. Те, кто постарше, более консервативны. К тому же они могут не доверять терминалам или считать их для себя очень сложными. Мы стараемся охватить как можно больший круг людей среднего возраста. Я думаю, в этой категории потребителей платежных услуг будет значительный прирост, - выразил надежду Роман Черкасов.
Александр КОННИН
добавить комментарий |
|