Интервью |
Комсомолка Александра Макеева: "Иногда революция бывает неизбежной"
Фото Андрея РЕТАНОВА |
Прошедшая по Сыктывкару волна оппозиционных митингов выявила новые лица в протестном движении. Одна из совсем юных активисток - 15-летняя ученица Сыктывкарской женской гимназии Александра Макеева. Она входит в отделение Ленинского коммунистического союза молодежи (ЛКСМ) и общественную организацию геев и лесбиянок (сама, впрочем, таковой не являясь) плюс пишет стихи и состоит в литературном объединении при региональном отделении Союза писателей России. Александра Макеева уже знакома сотрудникам полиции, которые трижды задерживали ее после пикетов и митингов. Вся эта гремучая смесь оказалась более чем убедительным поводом для того, чтобы познакомить с девушкой и читателей МС.
- Откуда у тебя возник интерес к коммунистическим идеям? Сейчас для девушек это не совсем обычно.
- Убеждения от отца передались, он по своим взглядам коммунист, хоть и не состоит в партии. Он с детства всегда воспитывал во мне что-то такое, причем даже не специально, а как бы подсознательно. Я видела, как он живет, что он успешный, самореализовавшийся человек. Работает преподавателем, закончив исторический факультет СГУ. Мы с ним обсуждаем разные вещи, дискутируем на равных. С ним всегда интересно, он не поучает и не давит. А мать по образованию юрист, она далека от политики и не любит все эти разговоры.
- А что тебя привело в организацию «Другой взгляд», объединяющую представителей секс-меньшинств? Тоже ведь не вполне, скажем так, традиционно.
- Меня интересовали нравственные и духовные проблемы. Но потом я поняла, что это имеет очень четкую привязку к социальному строю, политике, поэтому в политику и потянуло. Я изучала проблему отношения людей к сообществу геев и лесбиянок, к ВИЧ-инфицированным, познакомилась со многими интересными людьми. Когда от них самих обо всем узнаешь, понимаешь, насколько общество бывает по отношению к ним жестоким, насколько государство действительно не оказывает этим людям поддержки.
- Как родители отнеслись к твоему интересу к таким сообществам?
- Ничего в этом страшного они не видят. Тем более, я же себя к гей-сообществу не причисляю, я только наблюдаю, размышляю над его проблемами. Я ушла из «Другого взгляда» - по моему мнению, руководитель этой организации повел себя очень нехорошо. Эту организацию называют правозащитной, но на самом деле она защищала только права ее руководителя. Часть людей объединилась в региональное объединение российской ЛГБТ-сети (объединение геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов - МС), и вот я сейчас состою в нем.
- А когда вступила в комсомол?
- Я случайно узнала об этой организации от знакомого где-то в октябре прошлого года и сразу заинтересовалась. Я даже не предполагала, что у нас в городе такое может быть. Потом пришла, побывала на собрании и уже на следующем собрании написала заявление о приеме. Наверное, для меня комсомол - это способ самореализации. И ты чувствуешь себя ближе к обществу, чувствуешь, что ты нужен. Я вижу в этом действительно что-то надежное: все помнят Советский Союз. Это, как я считаю, было стабильное государство.
- Ты уже успела выступить на паре оппозиционных митингов и заявить, что «революция - это лекарство для России». Не слишком ли жестко?
- Революцию не делает какой-то один человек, она происходит сама собой. Просто кто-то помогает этому процессу начаться, кто-то помогает развиться. Я считаю, что иногда революция неизбежна. Боюсь, если выборы президента пройдут однозначно в пользу правящей партии, то тогда, возможно, люди взбунтуются. Доводить до этого, конечно, не стоит, но поймет ли это правящая партия - другой вопрос. Революция - это всегда кровь, тихо она не пройдет.
- Ты считаешь себя радикальной коммунисткой?
- Я думаю, все-таки умеренной.
- А сама бы вышла на улицу, как матросы в 1917 году, брать Смольный?
- В уличные драки я бы, конечно, не ввязывалась, а информационной борьбой - газетами, листовками - занималась бы.
- А почему не на улицах? Боишься?
- Не то, чтобы боюсь. Просто я считаю, что человек должен делать то, к чему он сам предрасположен, то, к чему у него есть способности. Я этими газетами, постами в своем блоге, еще где-то смогу сделать больше, чем если я просто выйду на улицы. Это больше по мне, потому что революция - она в первую очередь в умах.
- Знаешь поговорку «Революция съедает своих детей»?
- Если ты начинаешь этим заниматься, то должен быть готов ко всему.
- А ты готова к баррикадам, арестам, голодовкам и т.д.? Без них революционеры какие-то ненастоящие, «хомячки».
- Я сама насильственные методы не приветствую, но понимаю, что это может произойти, потому что ситуация в стране действительно обостряется и накаляется. Но я постараюсь все-таки действовать по закону.
- А какие могут быть законы в революцию? Только законы военного времени.
- Должна быть мораль у человека.
- Есть другая поговорка: «Один человек - личность, много людей - уже толпа, стадо».
- Но я все равно всегда стараюсь видеть в человеке прежде всего человека, в каких бы условиях он ни находился. Пособником кровавой революции я быть не намерена. Проливать кровь и разжигать этот огонь не собираюсь. Я только собираюсь повлиять на изменения сознания людей, и то только в том случае, если это будет действительно необходимо.
- А сознание людей может измениться?
- Еще одна фальсификация выборов - и изменится. Это уже очевидно.
- Ты не пробовала создать у себя в классе в гимназии комсомольскую ячейку? Как в советские времена, вести просветительскую работу, агитировать?
- Просветительскую работу, чует мое сердце, вести там никто не даст. И, кроме того, я же в женской гимназии учусь, у нас одни девчонки, и у них интересы совсем другие. Они даже не задумываются над этим, им совсем неинтересна политика.
- Ты в классе «белая ворона»?
- Есть, конечно, в гимназии у меня одна подруга, и то лишь потому, что она пришла как новенькая. Так и подружились - только я ей руку и протянула. А так со мной практически не общаются, подкалывают иногда, как это свойственно людям. Для меня гимназия - это только учеба. Я иду своей дорогой, они - своей, и мне все равно, что они обо мне думают.
- А как же обычные развлечения для твоего возраста? Друзья, вечеринки?
- Конечно, рок-концерты - это, как говорится, святое дело! На самом деле у меня много друзей, просто это не одноклассницы. Больше друзей по комсомолу, есть хорошие знакомые по ЛГБТ-сети. Недавно сильно увлеклась аниме, появились друзья-анимешники. Есть друзья среди музыкантов, поэтов из нашего литературного объединения.
- Для тебя Ленин и Сталин - вожди?
- Ну, конечно, особенно Сталин. У меня есть выпуск газеты «Правда», по-моему, от 24 июня 1941 года с портретом Сталина. И он приколот к флагу Советского Союза, флаг у меня дома висит на всю стену. И еще есть статуэтка Ленина. Это все у отца сохранилось.
- Сейчас даже в рядах КПРФ время от времени возникает дискуссия, как относиться к Сталину. Одни считают, что репрессии и большие жертвы были необходимы. Другие называют их перегибами. Ты сама как считаешь?
- Во-первых, политзаключенные – они и сейчас есть, их и сейчас достаточно. Во-вторых, мне кажется, тогда не было такого большого количества жертв.
- «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына читала? Там все на основе документов.
- Я Солженицына вообще не перевариваю. «Архипелаг ГУЛАГ» читала, отрывками, и не испытываю к его автору никаких положительных чувств. Там слишком много художественного вымысла, я считаю. Слишком преувеличено, слишком раздуто. Сейчас уже никто никому не докажет. Есть историк Юрий Мухин - у него тоже все на основе документальных вещей. Книгам Мухина, которые тоже на основе документальных фактов написаны, я верю больше, чем художественному вымыслу Солженицына.
- Республика Коми была одной из территорий ГУЛАГа. Почему ты думаешь, что на выборах в марте многие поддержат КПРФ и Зюганова?
- Ну ГУЛАГ устраивало не нынешнее руководство партии. Нужно понимать, что цели и задачи КПРФ сейчас уже адаптированы к современному обществу и адекватны ему. А кого еще поддержать? Я просто не вижу, кого люди могут еще поддержать. У КПРФ - понятные цели: поднятие экономики; повышение уровня образования, здравоохранения, науки; помощь студентам и пенсионерам.
- Члены и сторонники КПРФ - люди в основном пожилые. «Старшие товарищи» к вам, комсомольцам, не ревнуют?
- Нет, конечно, они рады, что партия обновляется. К сожалению, все люди не вечные, и кто-то должен прийти на смену. И сейчас на публичных акциях КПРФ стало гораздо больше молодежи. У нас политическая учеба проходит. Мы как минимум раз в неделю собираемся, обсуждаем работы Маркса, Энгельса, Сталина, Ленина.
- Сейчас Путин несколько программных статей написал. Их у себя не читаете?
- (со смехом) Нет, в комсомоле по крайней мере мы это не читали. На досуге бы почитали, но так - просто поулыбаться и найти «косяки».
- Например, жители Сыктывкара не особо замечают, что в городе есть комсомольская организация.
- А мы с этим боремся. Начали разрабатывать свой вэб-сайт. Недавно, месяца три назад, стали выпускать свою газету. Я ее редактирую, сейчас она будет вкладкой в газету «Правда Коми». Публичные акции тоже проводятся, в начале декабря была серия одиночных пикетов. Самых активных членов организации у нас в Сыктывкаре человек, наверное, 15. По республике есть еще первичные отделения.
- Говорят, первый раз тебя задержала полиция, когда на мероприятие «Единой России» ты пришла в куртке с символикой КПРФ.
- Да. 4 ноября мы с друзьями просто пошли гулять, а у ребят были ветровки с эмблемой КПРФ. Дул сильный ветер. Мы замерзли и накинули ветровки. Смотрим: о, мероприятие «Единой России», дай-ка погуляем! Тут нас и задержали. Как всегда, вменили статью «нарушение правил проведения публичных мероприятий», сказав, что мы там пикет проводили. А мы даже ничего не собирались заявлять! Нас три часа продержали в полиции. Я по этому и по другим случаям подала в суд жалобы на действия сотрудников.
- И сколько уже раз задерживали?
- Трижды. Самое интересное задержание, наверное, было 6 декабря. Мы с моим хорошим товарищем решили провести одиночный пикет на перекрестке у городского бассейна. Он стоит, я - метрах в 70 от него, и нас задерживают. Фразочки, которые выдают сотрудники полиции, я навсегда запомню. На них особо плодовит почему-то отдел по делам несовершеннолетних (ОПДН). Я зачитываю по бумажке выдержки из Конституции, а инспекторша - мне: «Ну что ты все по бумажке читаешь?» Я - ей: «А будто вы это наизусть знаете». – «А что это такое?» – «Это Конституция». – «Ой, я такой ерундой не занимаюсь». Мне просто смешно от этого!
- Есть мнение, КПРФ - системная думская оппозиция, которая не несет угрозу власти и не мешает ей.
- С этой точкой зрения я не согласна. Я вообще не согласна с тем, что что-то может представлять угрозу для власти, а что-то не может. Россия у нас по Конституции все-таки демократическое государство, и все определяет выбор людей.
- Давай и о литературе поговорим. Тебя что больше привлекает - проза или поэзия?
- Поэзия. Я начала писать года полтора назад, печаталась в «Красном знамени», «Литературной газете».
- Девичья любовная лирика?
- Любовная лирика меня не интересует совсем. Просто на эту тему столько всего написано, что лучше уж и не скажешь. Не знаю, наверное, любовная лирика - слишком жесткая для меня.
- А о чем тогда стихи?
- Философская, гражданская лирика. Я считаю, одно из моих лучших стихотворений вообще посвящено литературному герою Жюльену Сорену из «Красного и черного» Стендаля.
- Гимн своей комсомольской организации не пробовала написать?
- (со смехом) Честно говоря, такой мысли не возникало, но спасибо за идею.
- Какие планы после окончания гимназии?
- Раньше я больше к гуманитарным наукам склонялась, а сейчас - к таким, как физика, алгебра. Буду поступать в университет, скорее всего, или на политолога, или по профилю «связи с общественностью». Могла бы и на филологический факультет, но сейчас не вижу смысла. Я собираюсь вступать в Коммунистическую партию и серьезно там работать. Чем мне поможет филологическое образование?
- А как насчет планов любой девушки - выйти замуж, воспитывать детей? Политика важнее, или все можно объединить - прийти, так сказать, к консенсусу?
- Конечно, можно объединить. Но я точно знаю для себя, что пока не смогу утвердиться, не смогу самореализоваться, я даже не буду искать человека, с которым смогу потом связать свою жизнь. Я сначала разберусь в себе, со своей жизнью, смогу обеспечить себя и только потом буду создавать семью.
Беседовал Александр КОННИН
комментарии посетителей (всего: 1) |
добавить комментарий |
|