Интервью |
Психолог Александра Парначева: "Для подростков главное - внимание и забота"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
Недавно на всю страну прогремели случаи подростковых суицидов. В нашей республике уже давно действуют службы, ведущие профилактику самоубийств среди несовершеннолетних, специалисты которых готовы в любой момент оказать экстренную психологическую помощь. О работе таких учреждений МС рассказала психолог Центра социальной помощи семье и детям Александра Парначева.
- Знаете, по собственным наблюдениям у меня сложилось такое впечатление, что пока наше общество не готово к работе с психологами. Куда проще пойти к подруге и поплакаться или, того хуже, обратиться к колдуньям либо к гадалкам.
- К сожалению, в газетах и в интернете охотно размещают объявления об услугах гадалок, а информацию о службах помощи найти очень трудно. Но сейчас наметилась четкая тенденция: люди все чаще обращаются за помощью к психологам-специалистам. Если даже сравнить статистику пятилетней давности с нынешней, то мы увидим, что клиентов становится больше. Это не значит, что стало больше проблем. Это, скорее, говорит о том, что население понимает важность и необходимость психологической помощи.
- Как работает служба психологической помощи подросткам в Сыктывкаре, в республике?
- Республикой занимается Региональный центр развития социальных технологий. А сыктывкарцев обслуживает Центр социальной помощи семье и детям, который охватывает не только весь город, но и отдаленные районы: Седкыркещ, Максаковку, Мырты-ю, Верхний и Нижний Чов, Выльтыдор. В учреждении - девять отделений, разбросанных по всему городу, и в каждом из них по разработанным планам ежемесячно проводится разноплановая работа с подростками.
Наша работа включает в себя консультирование, диагностику, психологические тренинги – групповую работу с подростками. Также проводятся профилактические мероприятия как с родителями, так и со специалистами, работающими с детьми: личные беседы, общение на собраниях и т.д. В особое направление деятельности психологической службы выделена профилактика подросткового алкоголизма, употребления психотропных препаратов, девиантного поведения несовершеннолетних.
- А как же телефон доверия. Действует ли еще подобная форма оказания экстренной психологической помощи?
- Сейчас функционирует республиканский телефон доверия 21-11-66. Подобный вариант помощи в случае с подростками оказывается очень эффективным, поскольку детям в этом возрасте легче рассказать о своих проблемах по телефону. Подростки, как правило, с недоверием относятся к взрослым. Они звонят и нередко говорят о своих проблемах завуалированно – придумывают истории или приписывают собственные трудности вымышленным друзьям. Основная сложность в работе с подростками заключена в преодоление барьера недоверия. Психологу необходимо расположить к себе молодого человека, помочь ему раскрыться.
- Сколько подростков в целом обслуживает ваша психологическая служба?
- В этом полугодии мы уже оказали психологическую помощь 940 подросткам, а в прошлом году – свыше тысячи. Сейчас психологи есть в школах, детских садах. Имеются и другие службы психологической помощи, куда всегда можно обратиться.
- С какими проблемами обычно сталкиваются современные подростки?
- Можно обозначить круг общих проблем: трудности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и учителями; поиск себя; любовь. В редких случаях подростков беспокоят вопросы профориентации. Есть спектр проблем, с которыми сталкиваются ребята из определенных социальных групп. У детей с девиантным поведением психологи выделяют повышенную агрессивность и дефицит родительской любви. Можно отдельно выделить сложности, характерные для определенного времени. Сейчас дети особенно остро ощущают на себе потребительскую гонку. А еще двадцать лет назад подобных проблем не было.
- Как ваша служба проводит профилактику суицидов среди подростков?
- Нередко юноши и девушки романтизируют и идеализируют смерть. Они до конца не осознают, что смерть – конец всего. Дальше – тишина, тебя уже здесь не будет, хотя для остальных жизнь продолжится. Основная наша задача – дать подростку почувствовать, что он ценен, важен, что его слышат и принимают, и ему есть к кому обратиться за помощью. Очень важно информировать, просвещать детей. Наши специалисты проводят встречи со школьниками, отвечают на любые вопросы, приглашают ребят на индивидуальные занятия.
- А как родители должны себя вести, чтобы не допустить трагедию?
- Одно из направлений нашей работы – психологическое просвещение родителей. Мы стараемся донести до них, как важно общаться с ребенком (интересоваться его переживаниями, мыслями, быть внимательными к нему), что родители ответственны за жизнь и здоровье своих детей. Почти каждый, кто всерьез думает о суициде, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Суицид зачастую является последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто решался совершить самоубийство, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывает свои намерения. Иногда это едва уловимые намеки, чаще же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Родителям следует быть очень внимательными к своим детям. Ведь в первую очередь подросток жаждет родительского участия, любви, принятия. Важно дать понять своему ребенку, что его принимают таким, какой он есть.
- В любой среднестатистической российской семье родители загружены на работе, а после нее заняты домашними хлопотами. Как маме найти время для разговора с ребенком-подростком?
- Важно правильно расставлять приоритеты. Что для мамы важнее – стирка или взаимопонимание с ребенком. В конце концов, постирать она сможет и завтра, причем даже вместе со своим чадом. Если взаимопонимание на тот момент будет найдено. Сейчас многие родители вынуждены много работать, но и в этом случае можно выкроить время для своего ребенка: в день достаточно 10-15 минут полноценного общения и 10-15 знаков внимания - объятия, поцелуи, улыбки, прикосновения. Можно чем-то пожертвовать, сказать себе: «Да, я не заработаю эти 5-6 тысяч, но я смогу провести время со своим ребенком».
- Нередко эти 5-6 тысяч необходимы на оплату услуг ЖКХ или, например, на репетитора для ребенка.
- Когда человек говорит сам себе, что ему не хватает денег, ему их реально будет не хватат. Если он освободится от этих мыслей, то сможет найти способ заработать больше меньшими усилиями. В любой ситуации важно правильно расставлять приоритеты, важно учиться строить свою жизнь, а не подстраиваться под обстоятельства.
- В наше время очень сильно ужесточилось законодательство в части взаимоотношений «взрослый - ребенок». Сейчас даже шлепок расценивается как физическое насилие и может стать поводом для обращения в полицию.
- В мировой практике права ребенка возведены в приоритет. Ребенок, в том числе подросток, считается полноправным членом общества, и с ним необходимо считаться, его необходимо уважать. Родители должны понимать, что шлепок – действительно акт насилия, причем и физического, и психологического, и сексуального характера. Нельзя допускать насилие к собственному ребенку. Но, помимо своих прав, любой подросток должен знать и свои обязанности.
- К сожалению, нередко подростки не желают ничего слушать о своих обязанностях. По-моему, современные дети наглеют, хамят учителям и родителям.
- Все идет из семьи. Когда у ребенка нет своих обязанностей дома, он вырастает с мыслью «должны мне, а я ничего никому не должен». Важно с первых лет жизни подключать свое чадо к выполнению домашних обязанностей: убирать за собой, мыть посуду, стирать, выносить мусор и т.п. Важно быть примером для ребенка: самим говорить вежливо, уважать личность другого и выполнять данное слово
- Кажется, все просто. Но как реагировать взрослому, если подросток просто взял и послал его на «три буквы»?
- Не воспринимать это как прямое оскорбление, а расценивать такой проступок как сигнал – что-то происходит в его душе, что-то случилось в кругу сверстников, в школе и т.д. Родителям ни в коем случае не стоит вставать в позу жертвы, а необходимо выяснить все обстоятельства. Повторюсь, для подростков важны внимание и понимание.
В нашей стране многие мамы думают так: «мой ребенок накормлен и одет – я так проявляю к нему свою любовь». А для ребенка психологическая сторона отношений в сто раз важнее материальной.
- Ваша служба тесно сотрудничает с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний. Психологи и соцработники каждый месяц проводят тренинги для условно осужденных подростков. Насколько эффективно это партнерство?
- Подростки не хотели приходить на первые занятия, думая: «Опять «лечить» будут!» А сейчас ребята просят проводить психологические тренинги чаще одного раза в месяц. Им очень нравится на занятиях, и они приводят туда своих друзей. Со временем к работе подключились родители. Многие теперь не узнают своих чад, благодарят нас, говоря: «Ребенок стал нормально общаться», «Удивлена, что он взялся за учебу», «Перестал хамить».
- Круг ваших подопечных достаточно широк. Как специалисты выдерживают такую нагрузку?
- Пока все в порядке, мы работаем в полную силу.
Беседовала Алиса КОЗЛОВА
добавить комментарий |
|