Интервью |
Создатели сайта Artkomi: "Мы будем собирать творчество не для всех"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
Этой весной два молодых сыктывкарца запустили сайт artkomi.ru, посвященный современному искусству. МС побеседовала с одним из его создателей - поэтом Еленой Журавль - о том, существует ли «коми арт» и кто такой невидимый Джек, которого она благодарит на сайте за философские беседы. А ее соавтор Александр Немков дополнил разговор нюансами о работе artkomi.ru. Этим интервью мы продолжаем тему, затронутую в прошлом номере в беседе с фотографом Андреем Станиславским, намеревающимся открыть в Сыктывкаре центр современного искусства.
- Журавль – это мой псевдоним, под которым я пишу стихи и веду свой ЖЖ.
- Почему Журавль?
- Девичья фамилия моей мамы Журавлева. Когда я была маленькой, меня называли журавликом. А еще кто-то мне когда-то сказал, что я похожа на журавля. И я решила, что это я, птица высокого полета (смеется).
- Про шизофрению в твоем рассказе о себе на сайте – это шутка?
- Нет, это не шутка. У меня, правда, в детстве было это заболевание, оно повлияло на мое восприятие мира. Но сейчас я абсолютно здорова.
- Кто такой невидимый Джек, если не секрет?
- Долгое время это был мой лучший и единственный друг. Я жила в деревне, где мама работала директором школы. У меня из-за этого не было друзей: мама ставила ученикам двойки, а обижались все на меня. И от одиночества у меня появился Джек.
- А сейчас он есть?
- Нет. Сейчас это Jack Daniel’s, вечерами по пятницам (смеется).
- Как давно ты пишешь стихи?
- С тех пор, как научилась писать, - с первого класса. Первое мое стихотворение называлось «Муха». Звучало оно примерно так:
Вот какая муха,
Села мне на ухо.
Я ее – хлоп!
Она мне – на лоб…
И продолжение в том же духе.
А потом, класса с четвертого, я стала писать более взрослые стихи. В основном они были унылыми. Когда я научилась иронизировать и начала относиться к жизни по-веселому, у меня вышел сборник «33 записки под бокалом виски». Он есть где-то в интернете, даже пользуется спросом, особенно в Питере. Один питерский поэт читал выдержки из него в одном из андеграундных арт-клубов.
- На кого ориентируешься в поэзии?
- На Маяковского. А вообще, если говорить о современной литературе, мне очень не нравится Паоло Коэльо. В этом отношении мне больше по душе Дарья Донцова: она не скрывает, что просто зарабатывает деньги.
- Тебе ближе литература, поэзия?
- Да, поэзия мне ближе.
- Но на вашем сайте больше представлено визуальное искусство.
- Я бы сказала, изящное искусство – все, что можно потрогать. Это касается рубрики «С миру по нитке» и того, что мы вытягиваем из мировых новостей на ленту. Это интересно, и в республике этого мало. Хочется, чтобы это кого-то заинтересовало здесь.
К разговору подключается Александр Немков:
- У нас и музыкальные группы достаточно представлены.
Е.Ж.: - Да, оказывается, у нас много рокеров, рэперов, электронная музыка появляется.
- Как родилась идея сайта?
Е.Ж.: - Мне всегда хотелось сделать что-то хорошее для искусства.
А.Н.: - Подожди, давай по порядку. Мы вообще сначала хотели делать другой сайт.
Е.Ж.: - Мы решили сделать сайт, потому что ничем не занимались полгода. У меня не было работы, у Саши – тоже. Хотели сделать какую-нибудь развлекуху, вроде того, что сейчас делает «Куда идти?» Но потом появился «Куда идти?», и я поняла, что надо делать сайт про искусство.
- Какие-то образцы были?
Е.Ж.: - Нет, шли наобум.
- Это же только ваша инициатива? Вам никто за это не платил?
Е.Ж.: - Да, мы это делали просто так, для себя.
- Кто занимался дизайном сайта? На фоне республиканских электронных СМИ он неплохо выглядит.
Е.Ж.: - Александр.
А.Н.: - На самом деле, мы этим вместе занимались. Я делал разные варианты, скринил, а Лена уже потом одобряла или не одобряла. Вообще, ей только логотип сразу понравился.
- А до этого был опыт создания сайтов?
Е.Ж.: - Это его первый сайт.
А.Н.: - Google мне в помощь.
- Занятный у вас рубрикатор. Наряду с обычными рубриками, вроде «Литература», «Музыка», есть такие, как «Креатив», «Темная зона». Откуда они взялись? И как вы подбираете для них контент?
Е.Ж.: - Мы сначала хотели вынести в рубрики все виды искусства. Но потом оказалось, что некоторые из них в Коми не развиты. Их мы решили объединить в рубрику «Креатив». Там и дизайн одежды, и мультфильмы.
А.Н.: - Если повезет, то, возможно, мы и фильм снимем. Есть человек, который готов за это взяться. Нужен только сценарий.
Е.Ж.: - Это как раз будет фильм о культуре и искусстве в Коми.
- А «Темная зона»? Там, кажется, у вас представлена только одна команда – Grimorium Verum, которая играет блэк-метал.
Е.Ж.: - Скоро там появятся и другие. Некоторые музыканты нелегко идут на контакт. У нас есть человек, который как раз общается с ними и потихоньку вытягивает для нас разные демо-записи.
- Это местные музыканты?
А.Н.: - Да. Это не то, чтобы очень известные музыканты. В Сыктывкаре о них мало кто знает, а за пределами республики их слушают.
Е.Ж.: - Мы, наверное, тоже опубликуем их в «Темной зоне». Под этой рубрикой мы будем собирать, скажем так, творчество не для всех: матерные стихи, фотографии ню.
- Что темного в ню?
Е.Ж.: - Есть у нас знакомый фотограф, который приводит к себе домой девушек, а потом их снимает незаметно, в основном, когда они спят. Лица, конечно, при этом замазывает. Зато получаются красивые снимки. Я думаю, это лучше разместить в специальной рубрике «Темная зона». А то вдруг эти фото кого-нибудь оскорбят, какого-нибудь христианина. То же самое и с Grimorium Verum с их антихристианскими мотивами.
- На вашем сайте много внимания уделено современному искусству, в узком смысле. Но республиканских художников я не заметил. У нас нет современного искусства?
Е.Ж.: - Просто мы специально разделяем материалы о мировом искусстве и о том, что происходит в Коми. Чтобы не было путаницы.
- Так у нас есть современное искусство, то, что сейчас принято называть словом «арт»? «Коми арт» существует?
А.Н.: - Есть, например, человек, который отлично оформляет обложки альбомов для музыкантов. Статья о нем скоро появится на сайте.
Е.Ж.: - Если ты имеешь в виду граффити и что-то в этом духе, да, это есть. Вообще, мы это ищем, но пока мало нашли.
- Artkomi – это, скорее, коллективный блог, чем СМИ. Творческий процесс у вас происходит стихийно?
Е.Ж.: - Ну да, нашли что-то интересное, новое, захотелось, чтобы об этом узнало больше людей. И мы пишем об этом. Но хотелось бы структурировать работу.
- А кто пишет статьи?
Е.Ж.: - В основном мы вдвоем. Еще про музыку пишет наш знакомый, о котором мы уже говорили.
- С профессиональными журналистами не хотите связываться?
Е.Ж.: - На это деньги нужны. Ради интереса они писать нам не будут.
А.Н.: - У меня есть на этот счет некоторые мысли. Я ими пока делиться не буду, но думаю, у нас будут хорошие журналисты.
- В последнее время публикации на вашем сайте стали появляться реже. Это лето или это ваша занятость?
Е.Ж.: - И то, и другое. Но в первую очередь занятость. Что касается развития сайта, конечно, хотелось бы, чтобы возросла его посещаемость. Для этого у нас в скором времени появится новостной раздел культуры в Коми, в котором будут освещаться все мероприятия и выставки.
- Какова сейчас посещаемость?
Е.Ж.: - Где-то около 50 человек в день.
- Как вы раскручиваете сайт?
Е.Ж.: - Через социальные сети. У нас есть группа «Вконтакте».
- То есть к вам в основном переходят через «Контакт»?
Е.Ж.: - Не только. Кто-то – через поисковики.
А.Н.: - Процентов 30 – это запросы с поисковиков. Странно, но по запросу «Честная музыка» мы в «Гугле» - где-то на седьмом месте.
- У меня создалось впечатление, что многие, о ком вы пишете, - ваши знакомые. Особенно это касается поэзии.
Е.Ж.: - Если взять сыктывкарских поэтов, все они друг друга знают и друг с другом общаются.
- Не думали найти какую-нибудь финансовую поддержку для проекта?
Е.Ж.: - Пока нет. Скажем, в Министерство культуры мы не думали обращаться. Мне кажется, в этом нет смысла. Если поднимают зарплату полицейским, понятно, что эти деньги откуда-то уходят. Я думаю, из Министерства культуры.
Беседовал Николай ВОКУЕВ
добавить комментарий |
|