Общество |
Юрист "ОПОРЫ России" Сергей Изъюров: "Это новый административный барьер для предпринимателей"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
Региональное отделение общественной организации «ОПОРА России» намерено обратиться в прокуратуру Сыктывкара с заявлением о проверке законности ограничений на движение большегрузов, которые вводятся в столице Коми. Общественники также собираются оспорить в Арбитражном суде РК соответствующее решение горсовета и постановление мэрии. Напомним, правила движения большегрузного транспорта в прошлом году утвердили сыктывкарские депутаты (см. МС №46 от 19 ноября 2010 года). Согласно им, грузовики, масса которых превышает 3,5 тонны, смогут двигаться по муниципальным дорогам только при наличии специального разрешения. Для его получения владельцам авто, помимо прочего, придется оплачивать госпошлину и возмещение наносимого дорогам вреда. Эти правила должны были вступить в силу с 1 февраля, но на прошлой неделе их было решено отправить до начала апреля на доработку. О том, чем чревато введение ограничений и какие претензии имеются к инициативе городских властей, в интервью МС рассказал юрист регионального отделения «ОПОРЫ России» Сергей Изъюров.
- «ОПОРА России» собиралась подать заявления в Сыктывкарскую прокуратуру и Арбитражный суд Коми. Эти намерения уже реализованы?
- В понедельник мы отдадим заявление в прокуратуру Сыктывкара. Мы хотим оспорить как незаконные два важных момента. Во-первых, это, конечно, самостоятельный критерий определения тяжеловесных грузов, которые не соответствуют законодательству, потому что нормами закона и тех нормативных актов, которые действуют, 3,5 тонны - это, конечно, не тяжеловесный груз. И второй момент, тоже для нас принципиальный, заключается в том, что орган местного самоуправления вводит постоянные ограничения на дорогах Сыктывкара. Здесь тоже серьезный вопрос о законности, потому что постоянные ограничения вводить нельзя. Они должны вводиться как временные. К тому же существует порядок проезда тяжеловесного транспорта по дорогам Сыктывкара. Все это уже разрешено на уровне федеральных нормативных актов, их нужно только правильно применять. Мы собирались оспорить это постановление в Арбитражном суде, но, по нашим сведениям, его вступление в силу перенесено на 1 апреля. Хотя документально эта информация не подтверждается. Как только ограничения начнут действовать, как только появятся первые уплаты, мы сразу же подадим заявление в Арбитражный суд Республики Коми о признании нормативного акта недействующим.
- Какие претензии к этой инициативе городских властей высказывались на рабочих встречах, организованных общественным объединением «ОПОРА России»?
- Самая главная претензия - это введение незаконных ограничений. Они действительно очень серьезно «бьют» по перевозчикам. Для того, чтобы ездить по дорогам, нужно приобрести специальное разрешение. И когда подсчитывались годовые затраты, речь шла не о сотнях и даже тысячах рублей, а о миллионах. Называлась сумма хлебозавода (ОАО «Сыктывкархлеб» - МС), который развозит свой товар по городу. Это, по-моему, в пределах трех-четырех миллионов. Некоторые выходили на сумму в 17 миллионов, потому что у них достаточно большие транспортные средства. Вот это основная претензия.
В ограничениях на проезд большегрузов есть также коррупциогенные моменты. Они связаны с тем, что уже поступают звонки от неких лиц, предлагающих приобрести за полцены специальные разрешения. Это при том, что правила еще даже не вступили в силу. Появляется такая вот кормушка.
Все прекрасно понимают, что есть такая проблема: в Сыктывкаре много транспорта. Город является торговым центром, сюда приезжают люди из районов, здесь находятся оптовые базы, здесь есть производство. Естественно, все связано с перевозками. Но такое местечковое, кулуарное решение проблемы, конечно, никого не устраивает. Городские власти ни с кем не разговаривали, не советовались. Только в последний момент Антон Воробьев (первый вице-мэр Сыктывкара - МС) собрал совещание. Там якобы было задано 16 вопросов, но ни на один из них не получено ответа. В управлении ЖКХ, которое сейчас занимается выдачей специальных разрешений, на вопрос о законности введения ограничений тоже ответить не могут.
То есть на сегодняшний день это новый административный барьер, созданный на уровне местной администрации, который создает реальные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, это дополнительная затрата, которая войдет в цену товара, что вы и я будем покупать в магазинах. Все складывается по копеечке. Я могу привести пример: буквально за 10 минут до вас к нам приходили поставщики мяса и сказали, что расценки на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы выросли в два раза. А это тоже увеличивает цену товара.
- Мэрия планирует вместе с автоперевозчиками доработать документ. Существенно ли, по-вашему, он изменится?
- Самый главный вопрос изменения этого нормативного акта связан с тем, что неправильно выбран критерий определения большегрузного транспорта. Но, по моей информации, этот вопрос вообще не стоит. Возможны какие-то косметические изменения, но принципиальных не будет, потому что уже устанавливают знаки, запрещающие проезд большегрузного транспорта.
Единственная форма борьбы с такими нормативными актами - это когда после признания их недействующими все, кто от них пострадал, подадут в суд заявления о возмещении вреда, нанесенного незаконными действиями органов местного самоуправления. Это универсальный способ борьбы с такими действиями власти во всем мире. Там, где это происходит, всегда задумываются, принимать или не принимать тот или иной нормативный акт, потому что, помимо вопросов законности, всегда есть еще и финансовые последствия, связанные с исками. А вред-то взыскивается с бюджета. Но у нас такой практики нет. Допустим, акт обжалуют, судебное решение будет через два-три месяца, а все это время все равно будут выдаваться специальные пропуска, и люди будут эти деньги платить.
Беседовал Николай ВОКУЕВ
добавить комментарий |
|