Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Праздник со слезами на глазах »»»
Владимир Урявин: «Авторитеты» отбывают наказание ... »»»
Избирательная комиссия слушает… »»»
Республика Коми
№ 9 / 28.02.2008 
|  Начало  |  Архив  |  О нас  |  Гороскоп  |  Старый сайт  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 НОВОСТИ САЙТА 
28.12 2007Сайт перенесен на хостинг .masterhost
10.05 2007Установлена система управления сайтом. Предыдущие номера доступны на старом варианте сайта
20.07 2006Можно скачать текущий номер в формате PDF
30.07 2005Заменена гостевая книга сайта
5.11 2004Начата реструктуризация сайта
8.01 2004Слегка изменен дизайн сайта
5.05 2003Новый вариант подачи материалов
25.04 2003Обновлен раздел «Реклама в «МС»
 ВЕБ-ДИЗАЙН 

ВЕБ-ДИЗАЙН, ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА, РАЗМЕЩЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА САЙТОВ

подробнее »»
 ССЫЛКИ 
Развлекательная газета "Молодой Свежее решение"
Усинск.ИНФО - Информационно-Деловой УСИНСК
Республика Коми: вакансии, резюме соискателей
Другие
 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
Котировки валют ЦБ РФ
Прогноз погоды от Фобос:
Погода от ФОБОС
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга № 37 (7316) от 13 сентября 2007 года

    List Banner Exchange  
Лицом к лицу 

Анна Истомина:

«Чудь в нашей крови...»


Книги известной коми-пермяцкой писательницы Анны Истоминой можно найти разве что на ее родине – в Кудымкаре. Но благодаря Интернету сейчас их можно прочитать в любой стране. И всем тем, кто интересуется происхождением коми народа, его историей и языком, тайной племени чудь, хорошо известно творчество этой исследовательницы. «Как рождаются языки и народы?», «Загадка чуди, или О чем рассказывают коми-пермяцкие предания и лексика, фамилии и географические названия Урала», - эти и другие ее работы я нашел и прочитал во всемирной паутине. Связался по электронке с автором, познакомился, а в августе, приехав в столицу Коми-Пермяцкого округа, встретился с Анной Юрьевной на главной площади Кудымкара. Здесь, в сердце Пармы, на земле легендарного Кудым Оша мы и поговорили о древних тайнах коми народа, об ариях и чуди...

- Анна Юрьевна, на родине вас знают хорошо, но в Республике Коми вы не столь известны. Расскажите немного о себе. Кто вы, современный классик коми-пермяцкой литературы?

- Ну, насчет классика вы уж слишком… По крайней мере, я себя классиком не ощущаю. Родилась я в 1964 году в Кудымкаре. После окончания школы работала в Перми на заводе и в Литве в совхозе. Параллельно писала стихи и совсем немного рассказы, которые публиковались в местной прессе. В 1985 году поступила в Московский литературный институт, который закончила в 1991-м. Полтора года была корреспондентом газеты «Парма», затем организовала издание дет- ского журнала «Силькан», в котором проработала главным редактором 12 лет. Затем три года была председателем Коми-Пермяцкой окружной писательской организации. Сейчас, видимо, могу считать себя безработной, так как окружная писательская организация решила сливаться с краевой.

В кудымкарских издательствах вышли шесть моих книг: четыре сборника стихов, повесть-сказка для детей и одно исследовательское эссе о чуди. Стихи публиковались также в разных СМИ, коллективных сборниках, антологиях в Сыктывкаре, Перми, Ижевске, Москве, в Эстонии и Финляндии. В 1997 году за сборник стихов «Белые птицы» стала одним из лауреатов литературной премии общества Матиаса Кастрена.

Со студенческих лет главным увлечением в жизни стали этимология и топонимика, в последние годы к ним еще присоединилась этнография. Вообще, интерес этот заключается в попытке понять, как образовались языки и этносы вообще, и коми-пермяцкий язык и этнос в частности.

- Наверное, не ошибусь, если скажу, что ваш главный интерес - это чудь и арийцы.

- Чудь и арии - это «побочная» любовь, которая появилась из вышеназванного увлечения. Правда, тема чуди волновала меня всегда. Дело в том, что в Коми-Пермяцком округе существует огромное количество преданий о народе чудь, где говорится о том, что раньше чудь проживала в наших местах. О внешности чуди чаще говорится, что они были темноволосые и смуглые, невысокого роста. Иногда предания говорят, что чудь - это «наши предки», но чаще говорится о том, что у чуди был свой, не коми, язык. Из этого противоречия в преданиях я сделала вывод, что чудь - это одновременно и «наши предки», и в то же время - другой этнос. Ведь, по Льву Гумилеву, этнос, так же, как человек, рождается от двоих родителей. Видимо, чудь и стала одним из «родителей». Интерес к ариям (в последнее время я стала умышленно избегать применения этого названия, так как в науке хотя и принято называть так индоиранцев, но нередко ариями называют индоевропейцев вообще) вырос также из моего увлечения этимологией и попытки понять, как образовался мой родной коми-пермяцкий язык.

Не секрет, что нередко имеется множество общих черт, фонетических, грамматических, лексических, в языках, относящихся к разным языковым семьям, в то время как эти самые общие черты отсутствуют в родственных языках. Например, слово нянь - хлеб, урожай - почти одинаково звучит в коми, китайском, фарси, хинди, курдском, казахском и киргизском языках. А эти языки из совершенно разных языковых семей. Поэтому я пришла к выводу, что представление о формировании языковых семей, которое нам дает официальная наука, не совсем соответствует истине. В поисках собственного представления о формировании языков я решила сделать словарь лексических параллелей коми-пермяцкого языка. При работе над ним выяснилось, что больше всего лексических параллелей коми-пермяцкий язык имеет, конечно же, в родственных финно-угорских языках. А далее следуют индоиран- ские языки. Лексических параллелей - одинаковых или схожих по звучанию и значению слов - в коми и индоиран- ских языках огромное количество! Больше всего меня поразил хинди. В хинди и коми языках некоторые слова звучат совсем одинаково, например, глаголы: «делать» в коми-пермяцком - «керны», в хинди - «карна»; «ковать» в коми-пермяцком «дорны», в хинди - «джорна»; «пахать» в коми-пермяцком - «г\рны», в хинди - «гарна» и еще множество подобных примеров. Кроме того, в хинди и коми языках очень и очень много общего в фонетике и грамматике. Вообще, в финно-угорских и индоиранских языках очень много общего, а в коми языках особенно много. Здесь необходимо вспомнить и опубликованную несколько лет назад вашу версию о том, что коми письменность имеет индийские корни. Кроме того, многие географические названия, где, по преданиям, проживала чудь, не расшифровываются при помощи финно-угорских языков, зато их можно понять при помощи индо- иранских. Поэтому на основании языковых и фольклорных данных я сделала вывод, что чудь была близкородственна индоиранцам.

- Во время последней переписи несколько человек назвали себя «чудью». Любопытно, что этнонимом «чудь» называют себя как коми-пермяки, так и живущие от них на большом расстоянии вепсы. Так сохранилась ли сейчас чудь?

- Вообще-то, коми-пермяки называют себя просто «коми», а если в разговоре назвать человека «чудь», то он может принять это как оскорбление. А в науке сейчас чудью принято считать всех финно-угров. И в этом есть доля истины. Считаю, что чудь действительно принимала участие в формировании финно-угорских народов, хотя и в разной степени. Посмотрите на типаж финно-угров: среди них есть очень темные и смуглые, а есть совсем светловолосые и «бледнолицые». Судя по территориальному распространению светловолосых людей, они сформировались и издревле проживали на севере или северо-западе Европы. Археологи считают, что примерно в третьем-первом тысячелетиях до нашей эры с востока пришли новые племена. Видимо, это и была чудь. Ведь этот народ был, как подчеркивают предания, темноволосым и смуглым. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что это были племена, а не единый этнос, соответственно, и язык их не был един, видимо, уже тогда они говорили на разных, хотя и родственных, языках. Придя в Европу, племена чуди перемешались с племенами светловолосых праевропейцев. Так образовались новые этносы. Если мы сравним коми языки с романо-германскими, то найдем тоже немало общего.

О том, что чудь принимала основное участие в формировании финно-угорских народов, говорит и восточный характер этих языков, основным показателем которого являются послелоги. Кстати, если еще раз вспомнить о хинди, то в этом языке, хотя он и относится к индоевропейской семье, совсем нет предлогов, одни послелоги. В других индоиранских языках есть и предлоги, и послелоги, что также может говорить об их смешанном характере.

Интересным фактом, подтверждающим восточные корни чуди, может служить также большое количество лексических параллелей в китайском и коми языках. По количеству лексических параллелей в коми языках, после финно-угорских и индоиранских, китайский язык занимает третье место. Это такие слова, как «инь» - в коми-пермяцком языке означающее «женщина», в китайском – «женское начало»; «ен» в коми языках означает «бог; небо», в китайском «ян» - «небо»; «нянь» - в коми языках «хлеб; урожай», в китайском - «урожай» и так далее.

Далее возникает вопрос о происхождении языков вообще. Был ли ностратический язык? Ведь к общему, ностратическому происхождению относят только шесть языковых семей: индоевропей- скую, уральскую, алтайскую, кавказскую, семито-хамитскую, дравидийскую.

А здесь я говорю о большом количестве лексических параллелей в коми и китайском языках. Но сино-тибетские языки лингвисты не относят к ностратической семье. Что это может означать? И что, вообще, может означать то огромное количество лексических и не только параллелей в разных языках, часто относящихся к разным языковым группам и семьям? Я сравнивала происхождение ста пятидесяти слов - названия основных частей тела, крайних точек пространства и времени, названия водоемов, женское и мужское начала и так далее примерно в сорока языках и пришла к выводу, что в Евразии в древности было два языковых полюса. На северо-западном языковом полюсе, условно назовем его так, корни слов преимущественно строились на звуках [в], [л], [б] - в глубокой древности, не исключаю, это мог быть вообще один звук, а на юго-восточном языковом полюсе корни слов преимущественно строились на звуках [н], [м], [нг] - и это был один звук. Что было между этими полюсами - языковой вакуум или лингвистическая непрерывность - язык, плавно видоизменяющийся на протяжении континента, когда все соседи говорят на одном языке, а крайние точки континента - на разных, пока твердо сказать затрудняюсь, но пытаюсь это исследовать.

- Существует мнение, что праотцом всех языков является санскрит. Вы согласны с этим?

- Действительно, с помощью санскрита мы можем расшифровать происхождение многих слов не только в индоевропейских, но и в финно-угорских, тюркских и других языках. Лексические параллели в коми языках: коми «турун» – трава, санскр. «таруна» – растущий; коми «гу» – яма, пещера, санскр. «гу» – пещера; коми «ныр» – нос, санскр. «нарка» – нос, коми «дыр» – долго, санскр. «дырга» - долго, коми «ан» – челюсть, санскр. «ану» – челюсть; коми «куньны» – закрыть глаза, санскр. «кань» – зажмуриться, закрыть глаза;  санкр. «кари» – когда и много других примеров.

Но я не пытаюсь ни опровергнуть, ни подтвердить это мнение. Я исхожу лишь из того, что чем древнее язык, тем он ближе по своей сути к праязыку человечества, если такой существовал. В этом плане санскрит для меня интересен тем, что в нем очень много синонимов и очень много омонимов и многозначных слов. Как появились синонимы, и что вообще лежит в основе появления новых слов - в санскрите это видно очень ярко. Например, санскритское «aciva» означает беда; плохой; «acu» - конь; быстрый; «arbha» - мальчик; ребенок; маленький; «arusa» - заря; огонь; солнце; красный; «ayu» человек; жизнь; живой. Здесь мы видим, что слово «человек» появилось как «живой», слово «конь» как «быстрый», слово «ребенок» как «маленький». То есть в основе появления новых слов лежит признак. А признаков, как известно, у любого предмета или явления может быть очень много.

Многозначность, когда одно слово выражает совершенно разные понятия, часто даже противоположные, говорит о том, что изначально само по себе каждое слово или корень было практически всеобъемлющим. А причина этого в том, что изначально крайние точки пространства и времени обозначались одним словом. Это явление мы можем увидеть и в некоторых современных языках. Например, в коми языках корень «пон», «пом» означает и начало («понд\тны» - начать), и конец («помавны» - закончить), а также вершину - «кер\спон» и крайние точки предметов - «пызанпон». А вот причину того, зачем требовалось огромное количество синонимов при том, что один корень мог образовать все необходимые понятия, понять сложнее. Если заглянуть в современные языки, то наличие синонимов выглядит как след от разных языков, принимавших участие в формировании данного языка. Например, в коми-пермяцком языке есть глаголы «кайны» и «лэбны». Оба означают «подниматься» - только смысловые оттенки разные. В коми-пермяцком языке есть слово «кай» - птица, в марийском птица - это «кайык», в чувашском - «кайгк». В коми-зырянском языке «птица» - это «лэбач». Как видите, здесь оба слова - птица и подниматься - имеют по два корня: «кай» и «лэб». Думаю, что это следы двух древних языков, существовавших на этой территории. Кстати, в одном из коми-зырянских диалектов слово «кай» означает «мужской половой орган». Ясно, что и здесь тоже не случайный омоним - это название связано с понятием «начало, рождение»...

- Скорее уж, с понятием «подниматься вверх», «взлетать»...

- Да, такая расшифровка более поэтична, но все-таки я считаю, что это связано с многозначностью одного корня; сравните, например, китай- ское «ян», означающее и «небо», и «мужское начало». А если уж мы затронули эту щекотливую тему, то вот вам еще один интересный омоним: в коми-зырянском есть слово «чипан», означающее «курица», а в коми-пермяцком это слово означает «мужской половой орган». А если верить поговорке, то «курица – это не птица», по крайней мере, она не летает. Если же вернуться к санскриту, то напрашивается вывод, что санскрит все-таки тоже несет в себе признаки «смешанного» языка, и по своей сути находится ближе к современным языкам, нежели к праязыку человечества.

- А можно ли, исходя из лингвистики, установить, где находилась прародина коми народа?

- Считаю, что понятия «прародина» не существует вообще. Например, если ваш дедушка с Алтая, бабушка из Карелии, то где ваша прародина?.. А вот родина известно где – там, где вы родились. Так же и с этносами. Поэтому и Биармия никуда не исчезала – это наша Парма. Правда, судя по скандинавским сагам, биармийцы были народом более энергичным и воинственным - так же, как и чудь, судя по преданиям. Но это тоже понятно. Видимо, в те времена «чудской крови» в наших предках было больше. Затем ее разбавили более пассивные светловолосые европейцы.

Артур Артеев

«« »»
Читайте в номере
Обнаружены три «подземные лодки» с мазутом
дальше »»

В Коми пропал вертолет
дальше »»

Самый «короткий рубль» в Усть-Куломе
дальше »»

«Парме шуметь вечно»
дальше »»

«Динамо» проиграло дважды со счетом 2:12
дальше »»

Родители, опасные для детей
дальше »»

«Того абитуриента, который нам нужен, уже не осталось», -
считает ректор Сыктывкарского университета Василий Задорожный
дальше »»

Кандидатов по осени считают
Партии готовятся к битве за думские мандаты
дальше »»

Мерзнут из-за долгов
дальше »»

Эхо Москвы
дальше »»

Анна Истомина:
«Чудь в нашей крови...»
дальше »»

Тайны императрицы
открываются в процессе реставрации портрета
дальше »»

Новый главный милиционер
прибыл в Коми из Ставропольского края
дальше »»

Отдохнули, называется...
Микуньцы стали жертвами ДТП в Турции
дальше »»

Печорский «Титаник»
поднимают со дна реки
дальше »»

Сыктывкарские рыцари
примут участие в новом фильме про Александра Невского
дальше »»

Александр Михайлов:
«Справедливость у россиян на генетическом уровне»
Народный артист возглавил Фонд имени Михаила Евдокимова
дальше »»

Автостопом по планете
Двадцатилетний сыктывкарец Андрей Сажнов работает в Таиланде, а отдыхает в Южной Америке
дальше »»

Вклад газовиков в развитие спорта
Забота «Газпрома» о юных спортсменах Микуни
дальше »»

Жених из зоны
организовал нападение на квартиру бывшей возлюбленной
дальше »»

Счет за ночные развлечения
охраннику предъявит Фемида
дальше »»

Подозрительные сумки
нельзя оставлять без внимания
дальше »»

Животный ужас
Жители Коми неравнодушны к кошкам
дальше »»

(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Дмитрий Терентьев.
Предыдущие версии создавали:
Юрий Пешкилев
, Владимир Барабанов.