Всякая всячина |
Тайны императрицы открываются в процессе реставрации портрета
Неизвестную ранее надпись обнаружила на портрете русской императрицы Анны Иоанновны реставратор Ираида Огнева. Портрет с конца 1920-х годов находится в фондах Национальной галереи РК, но из-за плохой сохранности он почти не выставлялся. В этом году было решено привести его в порядок, и для этой работы из Национального музея РК пригласили единственного в Республике Коми реставратора Ираиду Огневу. В ходе реставрационных работ Ираида Леонидовна отделила живописный холст от основы картины и обнаружила на заднике домотканого, сшитого из двух половинок холста надпись «Анна Ioанновна». Конечно, о том, что на портрете изображена именно эта императрица, было известно всегда, но надпись все же удивила специалистов. Напомним, что Анна Иоанновна (1693-1740) была императрицей с 1730 года. Вторая дочь старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, она вступила на престол после смерти своего двоюродного племянника императора Петра II. Когда конкретно был написан этот портрет и кто его автор, – неизвестно. Это может быть как прижизненный портрет, так и его поздняя копия. Авторство определить сложно. Не известно и то, где он хранился до революции. В 1928 году в числе прочих он попал по «распределению конфискованных картин» в Коми республиканский краеведческий музей из Москвы. По мнению Ираиды Леонидовны, это не единственная тайна портрета, которая может быть открыта. В ближайшее время реставратор собирается отвезти картину в Москву, чтобы там изучить портрет в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, сделать его рентгеновский снимок. Таким образом, Ираида Огнева, по ее словам, собирается «раскрыть истинное лицо портрета». Дело в том, что почти весь авторский слой на холсте скрыт под следами неудачных поздних обновлений. Картину в течение веков подкрашивали и «украшали». Так что еще не известно, что откроется под этими наслоениями краски. В практике реставратора такие случаи не редкость. Так, несколько лет назад Ираида Огнева реставрировала хранившуюся в галерее «Русскую девушку». На картине конца XVIII - начала XIX века была изображена крестьянская девушка в кокошнике. Однако у Ираиды Леонидовны сразу же возникло подозрение, что под этим красочным слоем имеется, по крайней мере, еще один. А чтобы удостовериться в своей догадке, картину пришлось везти в Москву на экспертизу. И благодаря инфракрасным и ультрафиолетовым лучам выяснилось, что, действительно, портрет крестьянки написан поверх другого. После кропотливой работы под руководством опытных коллег из Всероссийского художественного исследовательского центра имени И.Грабаря на полотне проступил облик уже не крестьянки, а аристократки. Зачем автор позже изменил черты лица и «переодел» ее в крестьянский наряд, остается загадкой. |