Экономика |
Таксистам не дали зеленый свет
1 января вступит в силу закон «О такси», принятый еще в апреле 2011 года. По идее, к этому времени все автомобили должны быть оборудованы таксометрами и наклейками в виде «шашек» на бортах. Водители же должны были получить разрешения на пассажирские перевозки. В реальности в Коми с нового года появится лишь около 10% легальных такси. МС проанализировала возможные последствия вступления в силу нового закона.
Многим водителям еще только предстоит оформить машину в собственность или в лизинг, нанести на борт «шашки», поставить таксометр и привыкнуть к мысли о том, что необходимо платить налоги за предпринимательскую деятельность, ежедневно заезжать к медику и механику для прохождения предрейсового освидетельствования. Таковы требования закона, но на такие жертвы готовы пойти немногие. Большинство машин сейчас оформлено на родственников или находится в залоге у банка, что не позволяет водителям получить разрешение на работу в службе такси. Также существует проблема с таксометрами: те, которыми рекомендуется оборудовать авто, стоят дорого и, по словам таксистов, не очень удобны в эксплуатации и обслуживании - не выдерживают морозов, устарели морально, требуют ежемесячного техобслуживания.
- Если бы правила были более лояльными, и при их написании учитывалось бы мнение профессионального сообщества, легализовались бы около 60 - 70% водителей, задействованных в автоперевозках. Получить разрешение на пассажирские перевозки таксомоторным транспортом почти невозможно для 50% желающих работать легально и платить налоги. Позволить себе иметь машину в собственности сегодня могут немногие, поэтому цифра выданных разрешений в Коми более чем скромная. Согласно законодательству сегодня можно взять в аренду автобус, самолет, бензовоз… и получить разрешение на работу - лицензию. А вот такси - нет: машина должна быть только в личной собственности, и это основная, хотя и не единственная, проблема принятого закона, - отметил руководитель Ассоциации таксомоторных предприятий Коми Игорь Хвищук.
По его данным, в начале 2011 года в Коми работало около 5 тыс. таксистов. По прогнозам службы РК по лицензированию, к началу 2012-го будет выдано до 500 разрешений на пассажирские перевозки. На сегодня их 437. По мнению Игоря Хвищука, это весьма неплохой показатель.
- Есть регионы, в которых до сих пор не выдано ни одного разрешения. В Коми же в выполнении требований нового закона есть успехи, - констатировал глава ассоциации.
Таксисты и эксперты в один голос утверждают, что после Нового года часть водителей уйдет в «бомбилы», оставшиеся повысят цены, а рынок перевозок перестанет быть конкурентным: выживут сильнейшие, которые и станут диктовать условия всем остальным. В случае, если худшие прогнозы экспертов сбудутся, такси станут объектом пристального внимания антимонопольного ведомства. ФАС России готова присматриваться к перевозчикам уже сейчас. На неделе одно из региональных управлений антимонопольной службы распространило заявление о том, что «одновременное повышение цен у таксистов может быть квалифицировано как согласованные действия, направленные на ущемление интересов потребителей». В республике повода для подобных предупреждений пока нет.
- В настоящее время рынок такси является конкурентным, на нем отсутствуют доминирующие хозяйствующие субъекты. Поэтому на этом рынке действует общий принцип: спрос рождает предложение. Это касается цен на поездки и в новогоднюю ночь. Если после вступления в силу закона структура рынка такси изменится, возникнут предпосылки к появлению доминирующих хозсубъектов, то Коми УФАС изучит рынок, после чего сможет применять те или иные меры антимонопольного реагирования, - заверили МС в республиканском антимонопольном управлении
Более того, антимонопольное ведомство Коми готово защищать таксистов от излишнего внимания контролирующих органов.
- Если после вступления нового закона со стороны контролирующих органов к таксистам будут предъявляться дополнительные, не предусмотренные законом требования, то эти факты могут стать предметом рассмотрения Коми УФАС России, - заявили представители управления.
За 2011 год в ожидании вступления в силу нового закона таксисты в Сыктывкаре уже поднимали цены четырежды - каждый раз на 10 руб. В новогоднюю же ночь поездка на такси по центру города обойдется примерно в 200 руб. Игорь Хвищук такое повышение объясняет тем, что 31 декабря водителям захочется побыть дома с семьями.
- Таксистов, желающих выйти на работу в новогоднюю ночь, традиционно мало, поэтому также традиционно повышается тариф на перевозку, - пояснил он.
Вырастет и время ожидания машины. Уже сейчас в среднем по Сыктывкару оно составляет 15 - 20 минут. Причины - пробки и, конечно, уход из бизнеса части водителей. С нового года легализовавшихся таксистов будут ждать проверки, а «бомбил» - штраф в 5 тыс. руб. Проверять будет ГИБДД. Другой контролер - Служба РК по лицензированию - присоединится к проверкам только после рождественских каникул. Правда, по словам замруководителя ведомства Владимира Шелеста, его подчиненные постараются до 31 декабря обработать все поступившие и правильно оформленные заявки, дабы информация о получивших разрешение таксистах была полностью опубликована на официальном сайте службы.
В январе, когда начнет полноценную работу новая Госдума РФ, на очередное рассмотрение (уже во втором чтении) отправится пакет поправок к закону «О такси». Свои предложения в него еще осенью вносили и таксисты из Коми. Предполагается, что законодательство разрешит арендовать автомобили, не перекрашивать их до 2013 года, заменять устаревшие таксометры на навигаторы со счетчиками, а также позволит перевозчикам устанавливать фиксированные цены на поездку по определенным маршрутам.
- Мы ожидаем, что закон будет изменен, но до вступления в силу этих поправок нам придется придерживаться закона, принятого в апреле. То есть большая часть водителей такси, желая работать легально, не будет иметь на это возможности из-за сырого, не выполнимого для многих закона. Законодатели из прежнего состава Думы нашу проблему услышали, допущенную ошибку признали и обещали исправить. Но, к сожалению не успели. Ожидается, что это произойдет в январе. Это значит, что как минимум весь январь водители такси не будут иметь возможности выполнять требования закона, но могут быть оштрафованы, от чего мы особого восторга не испытываем и оставляем за собой возможность устраивать акции протеста. Это мнение профессиональных сообществ таксистов по всей России, - заявил Игорь Хвищук.
Александра САВЕНЯ
добавить комментарий |
|