Интервью |
Путешественник Дмитрий Неупокоев: "Автостоп позволяет изучить страны изнутри"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
Из всех доступных вариантов путешествий 27-летний сыктывкарец Дмитрий Неупокоев последние 11 лет неизменно выбирает автостоп. За годы путешествий он объездил многие регионы России, побывал в мегаполисах и столицах азиатских стран и даже в глухих деревушках Лаоса, Камбоджи и Вьетнама.
- Насколько мне известно, в нашей республике пока нет объединения автостопщиков. Почему бы вам не создать свою организацию?
- Действительно, такой организации нет, и я даже не надеюсь, что в ближайшее время вдруг появятся ребята, которые захотят создать свое объединение путешественников автостопом. Пока я знаю только двоих парней, достаточно опытных автостопщиков. Один из них уже переехал во Вьетнам.
Это очень специфический вид туризма, ведь намного проще купить путевку в турагентстве и отдыхать с комфортом в пятизвездочном отеле с круглосуточным питанием и идеальными бытовыми условиями. Но много ли узнаешь о новой стране, сидя в отеле или разъезжая по экскурсиям? Понять людей, их традиции, особенности их менталитета можно лишь в процессе живого общения. Автостоп позволяет изучить каждую страну изнутри.
- К слову, что дешевле - путешествие автостопом или по путевке?
- Лично я впервые отправился путешествовать автостопом именно из-за недостатка средств. А дальше появились спортивный интерес и туристический азарт. С опытом я научился более рационально распоряжаться деньгами. Когда узнаешь новую страну получше, уже не станешь останавливаться в дорогом отеле, а найдешь что-нибудь попроще. При желании можно даже бесплатно переночевать в монастыре или у местных жителей, а утром гостеприимные хозяева обязательно предложат завтрак.
- Честно признаюсь, география твоих путешествий меня просто потрясла: мало того, что ты объездил многие города России, так еще и побывал в Китае, Лаосе, Малайзии, Сингапуре, Камбодже, Таиланде, Вьетнаме, Австралии и Турции. Как долго длятся твои экспедиции?
- Рекорд был установлен в 2006 году, наше путешествие продлилось почти год. Тогда мы получили в Москве китайские визы и отправились на юг. Конечной точкой поездки был Сингапур.
Достаточно долгой была прошлогодняя экспедиция, которая для меня завершилась через полгода в Австралии. Маршрут пролегал через озеро Байкал, там мы пересекли границу с Монголией, добрались до Китая, проехали через всю Поднебесную и прибыли в Лаос. Там, к сожалению, один наш товарищ потерял паспорт, поэтому ему пришлось отправиться домой. Следующей страной был Таиланд. Там закончилось путешествие для второго напарника: по семейным обстоятельствам он срочно вылетел в Россию. Я продолжил путь один. Добрался до Малайзии, а оттуда улетел в Австралию.
- Стопить самолет - высший пилотаж среди автостопщиков.
- Ну на самолет я попал как обычный пассажир - купил билет. Хотя нам с ребятами доводилось ездить зайцами на водном транспорте, а как-то в Монголии мы бесплатно путешествовали на поезде. Это было в пустыне Гоби, нам оставалось примерно 600 километров до границы с Китаем. Вначале мы решили преодолеть пустыню автостопом просто в нечеловеческих условиях. Сидели в открытом кузове грузовика, который мчался по колее через пустыню. Обмотались одеждой с ног до головы, но даже это не защищало от песка, который проникал просто всюду: в глаза, уши, под футболку, в обувь.
Поэтому, когда мы добрались до ближайшего населенного пункта, тут же отправились на железнодорожную станцию. Нам очень повезло, поскольку удалось договориться с одним машинистом, и он взял нас к себе в кабину. Так мы проехали еще километров 200 и добрались до Китая.
- На каком языке вы разговаривали с машинистом?
- Жестами. Английский там никто не знает. Лишь изредка встречаются люди, чаще пожилого возраста, еще с советских времен помнящие русский язык. Но машинист был не из их числа.
- Неужели не страшно путешествовать автостопом, да еще по незнакомым странам?
- Первое время были опасения, но с опытом все страхи развеялись. Сейчас мне кажется, что куда опасней выйти вечером за хлебом в нашем городе, чем ездить автостопом по Таиланду.
- Правда, что вам приходилось голодать в экспедициях?
- Да, в китайском городе Баоджи у нас закончились деньги. Мы разбили палатку возле местного казино. Около трех дней нас подкармливали его работники и продавцы с ближайшего рынка. Правда, потом нам удалось устроиться на постой в Австрийский Красный Крест, дирекция которого возила нас по местным ресторанам.
- И дальше вы продолжили путешествие без денег. Так?
- Питались в основном в буддистских монастырях или тем, что дарили нам местные жители.
- В какой стране проще всего стопить попутки?
- В Таиланде. Там считается в порядке вещей ездить на попутках. Видимо, так исторически сложилось. По дорогам в основном колесят пикапы с пассажирами в кузове. На обочине даже десяти минут не простоишь, как кто-нибудь обязательно тебя подберет.
- А где самые качественные дороги?
- В Китае очень хорошие, транспорт по трассам мчится со скоростью 120 километров в час. А еще Китай удивил меня своими городами-миллионниками. В этой стране невероятное число мегаполисов, которые, может, еще 50 лет назад были обычными поселками. Население Китая растет быстро, его экономика развивается стремительно, поэтому умножается число современных городов.
- Говорят, китайцы не отличаются чистоплотностью.
- Это правда, там действительно считается нормой выплеснуть на улицу ведро помоев. Нередко из ресторанов отходы выбрасывают прямо под ноги посетителей, а вокруг стоит едкий запах специй, гниющих продуктов и экскрементов.
- Ты побывал не только в азиатских городах и столицах, а еще и в самых глухих деревеньках.
- Да, в Лаосе, например, довелось ночевать в поселке, где не было ни водопровода, ни электричества, ни прочих бытовых удобств. А сотовая связь, как ни странно, работала. Трудно поверить, что люди могут жить в бамбуковых хижинах, вспахивать землю на мулах. Не зная о лучшей жизни, они счастливы в своей деревне.
- Лаос - бедное государство. Если я не ошибаюсь, там даже федеральная трасса не асфальтирована.
- Пять лет назад так и было, а сейчас дорогу привели в порядок. Если раньше магистраль представляла собой сплошное месиво из грязи и глины, то сейчас транспорт ездит беспрепятственно, но по-прежнему редко. В Лаосе в пути проще встретить экзотическое животное, чем человека или автомобиль. Однажды навстречу нам вышел дикий слон - просто гигантское животное. Он ходил и срывал бананы.
- Ты останавливался в буддистских монастырях, в деревушках Лаоса, ночевал в палатке...
- И не только. В Таиланде мне довелось две недели пожить в семье кофейного плантатора. За это время я смог изучить весь процесс выращивания и изготовления кофе, мне доверяли собирать зерна и даже их обжаривать. Эта семья поставляла сырье для компании Nescafe, поэтому сейчас я предпочитаю кофе только этого бренда.
- Азиатская кухня непривычная для русских. Отравлений в пути не случалось?
- Были, конечно, неприятные эпизоды адаптации к пище и климату. На самом деле, тем и хорош автостоп, что путешествие длится достаточно долго, и у туриста предостаточно времени для акклиматизации и привыканию к местной кухне.
- Готовясь к путешествию, вы делали прививки от заболеваний, распространенных в странах Азии?
- Нет, и бог уберег нас от местных заболеваний, если не считать случая в Таиланде, когда меня укусил скорпион. Дело было уже ночью, мы ехали в кузове грузовика, и вдруг я почувствовал, что меня что-то укололо в палец руки. Смотрю - это черный скорпион. Палец просто онемел. К счастью, у водителя нашлась какая-то мазь, видимо, это было противоядие.
- Останавливаясь в азиатских поселках или деревушках, вы пытались познакомиться с местными девушками?
- Знакомства случались, со многими из них я еще долго поддерживал дружеские отношения.
- В России существует три самых многочисленных объединения автостопщиков: Петербургская лига автостопа, Московская школа автостопа и Академия вольных путешествий. У тебя есть связи хотя бы с одной из них?
- С представителями этих организаций, в частности, с Антоном Кротовым, Валерием Шаниным мне неоднократно доводилось общаться. Вот и все.
- Когда и куда собираешься в следующую экспедицию?
- В будущем году надеюсь побывать в США и попутешествовать по Европе.
Беседовала Алиса КОЗЛОВА
добавить комментарий |
|