Постфактум |
Кто «заказал» «Службу заказчика»? Сыктывкарский МУП намерен расплатиться с долгами и продолжить обслуживание горожан
В Сыктывкаре на «коммунальной» ниве разгорелся скандал. Сыктывкарское муниципальное управление ЖКХ («Служба заказчика») разослало жильцам многоквартирных домов письма с предложением заключить договоры на обслуживание. В свою очередь, администрация города распространила в СМИ сообщение с призывом не выбирать «Службу заказчика» в качестве управляющей компании, поскольку МУП в настоящее время находится в стадии банкротства. О том, как обстоят дела на самом деле, и какие цели преследует «Служба заказчика», рассылая собственникам квартир информационные письма, рассказывает внешний управляющий предприятия Павел Клементьев. - Ситуация обстоит следующим образом. Да, «Служба заказчика» находится в стадии банкротства, но предприятие еще не признано банкротом, а находится в стадии внешнего управления. Процедур банкротства несколько, каждая из них преследует свои цели. Например, конкурсное производство предполагает полную ликвидацию предприятия. Фактически это реализация имущества и расчет с кредиторами. Внешнее управление, напротив, направлено на восстановление платеже- способности предприятия. Моя цель как внешнего управляющего – поднять его на прежний уровень с тем, чтобы оно работало дальше. В этом смысле мою работу можно сравнить с работой доктора – пришел, диагностировал болезнь, вылечил, поставил на ноги. Точно так же предприятие, выплатив долги, продолжит работать, оставаясь муниципальным унитарным предприятием города. - С какого времени на предприятии введено внешнее управление? - Заявление о признании «Службы заказчика» банкротом было подано в декабре 2006 года. С сентября этого года введена процедура внешнего управления. - Стало быть, выход из сложившейся ситуации вы видите в том, чтобы привлечь как можно больше собственников жилья, заключив с ними соответствующие договоры? - Мы руководствуемся уставом предприятия. В уставе «Службы заказчика» написано, что МУП может заниматься управлением и содержанием домов, оказанием жилищно-коммунальных услуг и текущим ремонтом. Все мои мероприятия направлены на сохранение за предприятием этих функций. Сейчас Жилищный кодекс предлагает собственникам жилья выбрать любую управляющую компанию. Мы 10 лет обслуживаем город - процентов 97 многоквартирных домов. Поэтому мы всего лишь предлагаем гражданам закрепить уже существующие отношения в форме договора. При этом мы никого ни к чему не принуждаем, это всего лишь наше предложение. В каждом бюллетене есть строчки «за», «против», «воздержался». Гражданин может вообще не участвовать в заочном голосовании. - Управляющая компания выбирается большинством голосов собственников многоквартирного дома. Ну а если голоса «за» и «против» распределятся поровну? - Тогда решение будет считаться непринятым. Соответственно, если граждане не определились, дом продолжит обслуживать та организация, которая занималась этим прежде, то есть опять-таки «Служба заказчика». Она будет управлять многоквартирным домом до того момента, пока администрация города не проведет конкурс, либо пока сами жильцы снова не соберутся и не выберут управляющую компанию. Срок проведения конкурсов – до 1 мая 2008 года. Субъект Российской Федерации может эти сроки сократить. Законом Республики Коми этот срок, действительно, сокращен до 1 января 2008 года. Согласно закону, органы местного самоуправления должны провести эти конкурсы до 1 января будущего года. Но на сегодняшний день в Сыктывкаре на конкурс предложены всего несколько домов в Лесозаводе и местечке Париж. Это порядка 30-40 многоквартирных домов, в городе же их – больше 2 тысяч. Таким образом, на сегодняшний день администрация столицы не выполнила свои обязанности, не выставила дома на конкурс. При этом она путает абсолютно разные вещи и вводит население в заблуждение. То, что мы предлагаем гражданам заключить договоры - это не конкурс, а прямое волеизъявление граждан. Конкурс же проводит администрация. Но, во-первых, она пропустила сроки, а, во-вторых, мы и сами не будем участвовать в конкурсе, поскольку действует ограничение для нашего предприятия. Мы идем по другому пути - предлагаем гражданам заключить договор. - Как вы думаете, почему администрация Сыктывкара настроена против «Службы заказчика», ведь это же муниципальное предприятие? - Мне тоже непонятно, почему администрация «топит» свое собственное предприятие, выказывая столь негативное к нему отношение. Как следует из слов заместителя главы администрации Сергея Гераймовича, город будет разделен на несколько частей, и многоквартирные дома, расположенные на территории той или иной части, будут обслуживаться частными управляющими компаниями. - Так, может, власти правы – частники в условиях конкуренции будут работать более эффективно? - Конкуренция, это, конечно, всегда хорошо. Появление конкурентов пойдет «Службе заказчика» только на пользу, будет повышаться качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Это вполне естественная и закономерная ситуация, когда на рынке появляется кто-то еще. Но, на мой взгляд, целесообразно сохранить единый коммунальный фонд, не разрывая его на несколько частей. В этом тоже есть свои плюсы. Сохранится контроль над отраслью, и можно всегда быть в курсе, что там происходит. Тем более, что когда предприятие муниципальное, есть с кого спросить. - Павел, чтобы привлечь собственников жилья на свою сторону, вы, то есть «Служба заказчика», должны предложить очевидные преимущества и гарантии. - Специалистов на этом рынке, как известно, немного, а проблем более чем достаточно. «Служба заказчика» работает уже 10 лет, на предприятии квалифицированный персонал, который знает все проблемы и умеет их решать. Люди хотят работать здесь и дальше. Что могут предложить управляющие компании? Ну, во-первых, еще не известно, что это будут за компании. Есть предположение, что это будут те самые подрядные организации, которые сейчас работают в «Службе заказчика», - ЖУКи, РЭКи и тому подобные. Они созданы на базе бывших РЭУ, ЖЭУ и выполняют по нашему заказу определенные работы – ремонт кровли, стояки меняют в доме, делают покраску подъездов, уборку территории и прочее. - Как же все-таки получилось, что ваше предприятие стало крупным должником? Сколько и кому должна «Служба заказчика»? - Кредиторская задолженность составляет чуть больше 100 млн. рублей – это деньги, которые должны мы. Дебиторская задолженность - более 300 млн. рублей. Нам должно в основном население, это плата по квитанциям за жилищно-коммунальные услуги, так называемая квартплата. А мы должны бюджету чуть больше миллиона рублей налогов, энергетикам за тепло, Водоканалу за воду, а также тем подрядчикам, с которыми мы не смогли вовремя расплатиться. Такое ощущение, что все было сделано целена- правленно. До этого предприятие имело хорошие показатели, и вдруг разом все перестали друг другу платить. И хотя ситуация пока тяжелая, соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей позволяет рассчитывать на оптимистичный исход дела: 300 млн. легко покрывают 100 млн. - В какой срок вы планируете получить долги и расплатиться с кредиторами? - Ответить на этот вопрос сложно, поскольку наши главные дебиторы – население. Одними судебными решениями здесь не ограничиться. Нужно подходить комплексно, скажем, оказывать услуги лучшего качества, чтобы жильцы, действительно, понимали, за что они платят, и мотивировать тем самым оплату старых долгов. Процедура внешнего управления введена до сентября 2008 года, поэтому постараемся уложиться в эти сроки. После этого предприятие вернется городу, будет назначен исполнительный директор, и «Служба заказчика» и дальше продолжит работу по обслуживанию населения. Беседовала Лина Перова
добавить комментарий |
|