Общество |
Два сыктывкарских вуза сольются в единый комплекс
В понедельник был окончательно решен вопрос о создании нового университетского комплекса, в состав которого войдут Сыктывкарский государственный университет и Коми государственный педагогический институт. Принципиальная договоренность об этом достигнута в ходе встречи главы Коми Вячеслава Гайзера с ректорами вузов - Мариной Истиховской и Михаилом Китайгородским.
По словам главы республики, для региона высшая школа должна быть не просто набором вузов, представленных в Коми, а работающей системой подготовки кадров для экономики своего региона, а в перспективе и для соседей.
- Это касается как технических, так и гуманитарных университетов или институтов. Говоря об объединении, ректоры КГПИ и СГУ отметили, что ни у одной из сторон нет стратегических противоречий в этом вопросе, все остальное - рабочие процессы. В их быстрейшем решении заинтересованы все стороны, - отметил Вячеслав Гайзер.
Глава дал поручение Министерству образования республики до 17 декабря текущего года подготовить согласованный с ректоратами вузов план-график по реализации проекта создания университетского комплекса. Для поддержки со стороны правительства Коми назначен куратор - первый заместитель главы республики Алексей Чернов.
МНЕНИЯ
Михаил Китайгородский, ректор КГПИ:
- Речь идет не о присоединении пединститута к университету, а о создании нового университетского комплекса, в который на равных условиях войдут два вуза.
Модель подготовки педагогических кадров может быть разной. Наиболее оптимальная, с нашей точки зрения, подготовка в специализированном образовательном учреждении, как мы делали до сих пор. Однако решение Министерства образования и высшей школы РФ заключается в том, что вузы должны быть реорганизованы. Учредитель не учел нашу просьбу и не собирается менять свое решение. Поэтому вариантов у нас нет, мы должны в этом процессе участвовать.
Марина Истиховская, и.о. ректора СыктГУ:
- Сегодня перед нами стоит задача построения эффективной высшей школы в республике. Наиболее разумный способ ее решения - создание нового университетского комплекса на базе ведущих вузов региона - Сыктывкарского государственного университета и Коми государственного педагогического института. Это позволит нам выстроить систему образования для подготовки специалистов соответствующего профиля на необходимом для республики и страны уровне.
Нам предстоит колоссальная работа, которая возможна только при объединении усилий двух вузов. Рада, что удалось достичь взаимопонимания с ректоратом КГПИ. Уже началась работа над понятной коллективам и студентам концепцией объединения.
Мы понимаем, как важно вывести на новый уровень подготовку педагогических кадров. Поэтому мы вместе с коллегами из пединститута займемся изучением российского опыта по объединению классического и педагогического направлений в образовании.
Наша стратегическая задача заключается в том, чтобы выбор абитуриентов складывался в пользу объединенного вуза, а в различных сферах экономики и социальной сферы работали квалифицированные специалисты - наши выпускники.
Светлана Колосова, профессор СГУ:
- Меня удивляет обывательское мнение о том, что объединение вузов якобы дает возможность кому-то управлять финансовыми потоками. Два года назад президентом России была дана установка на сокращение количества вузов в стране. Выходит, это именно он хочет управлять всеми финансами? Учредителем вузов является российское правительство в лице Министерства образования и науки, поэтому федеральные деньги направляет именно оно. Почему все забывают о том, что финансирование вузов предполагается трехуровневым. И если учредители, федералы не собираются финансировать неэффективные вузы, то спасти высшее образование в Коми необходимо любыми средствами. Никто к нам работать из Москвы не приедет, поэтому мы должны сами позаботиться о рабочих кадрах.
Николай Цхадая, ректор УГТУ:
- У нас есть хороший пример — создание комплекса на базе Ухтинского государственного технического университета. То, что сейчас делается, только на пользу нашему образованию. Если вы возьмете стратегию развития высшего образования в Республике Коми, то создание университетских комплексов там подразумевалось изначально. Другое дело, что стратегия не выполнялась в полной мере. Поэтому сейчас мы на верном пути. Конечно, будут возникать вопросы — кого к кому присоединять. Я считаю, что надо их объединить и разработать очень точный механизм слияния. Для каждого коллектива это очень ранимый вопрос, особенно для КГПИ, и важно не потерять педагогический коллектив.
Инна Макарова, доцент кафедры культурологии КГПИ:
- Мы должны на равных участвовать в создании единого университетского комплекса, в котором на паритетных началах будут существовать два вуза. Мы опасаемся, что со временем классическое образование поглотит все педагогические специальности. Мы можем потерять все наши направления, и от этого в первую очередь пострадают школы. Как бы ни относились к нашему вузу, но большинство учителей в городах и районах, а особенно в сельской местности — это выпускники не СГУ, а КГПИ. Мы против присоединения, мы — за равноправное слияние.
Ольга Савастьянова, уполномоченный по правам человека в Коми:
- Создание университетского комплекса - лишь средство, главное - определиться в перспективах высшего образования в Коми. Два года назад была утверждена концепция развития высшего профессионального образования, в соответствии с ней было принято решение о том, что на базе КГПИ будет сформирован педагогический комплекс.
Если бы в течение этих двух лет коллектив подготовил конкретную программу и документы по его созданию, то сегодня ситуации, в которой мы все находимся, не было бы. Дальше нет смысла спорить о том, что плохо и что хорошо, надо переходить от слов к делу.
Важна роль профессионального сообщества преподавателей при разработке концепции создания университетского комплекса из двух вузов, которая, с одной стороны, позволила бы сохранить существующие успешные практики и традиции, имеющиеся у вузов, с другой стороны, развивая достигнутое, формировать конкурентоспособную, отвечающую времени систему подготовки кадров.
Важна не форма, а содержание. Каким будет это содержание, будет зависеть от коллективов пединститута и университета. Все дискутирующие стороны объединяет то, что никто из них не хочет что-то разрушить, все хотят развиваться, быть успешными. Этот момент является страховочным случаем, чтобы шаги были правильными и выверенными. Как бы мы ни дискутировали, надо понимать, что появился совершенно новый ресурс, очень важно оценить его плюсы с тем, чтобы они стали ценностью для студентов и коллективов вузов.
Надежда Быковская,директор издательского Дома Коми, главный редактор газеты «Коми му»:
- Слияние вузов - самый разумный выход из сложившейся в регионе ситуации с высшим образованием. Пример тут нам показывает Ухта, где в свое время к Ухтинскому индустриальному институту приросли другие учебные заведения. УГТУ теперь жизнеспособный и эффективный вуз.
Кто выигрывает от того, что в Коми много вузов? Прежде всего, преподаватели. А кто виноват в том, что выпускники наших вузов не котируются? Вероятно, тоже они. Поэтому я призываю преподавательский состав отказаться от личных амбиций и подумать, прежде всего, о студентах. От слияния студенты только выиграют. Не пострадают и преподаватели, так как власти республики сделают все возможное, чтобы минимизировать риски и потери кадрового состава. Особенно важно слияние для села, где сейчас так велик дефицит кадров по всем направлениям.
Использована информация агентств БНКоми, Комиинформ, Финно-угорского портала
добавить комментарий |
|