Интервью |
Замминистра природных ресурсов Коми Сергей Гераймович: "На любую свалку приди - деньги просто лежат"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
Ежегодно в республике образуется 6 млн.тонн отходов - разных и по природе, и по классу опасности: бытовых, промышленных, биологических, медицинских, лесопереработки. Они накапливаются. К концу прошлого года их было уже более 113 млн.тонн. Проблема в другом: в Коми практически нет раздельного сбора и переработки отходов, большинство объектов их размещения - обыкновенные свалки. В 2012 году начала действовать долгосрочная республиканская целевая программа «Обращение с отходами производства и потребления (2012-2016 годы)». Что сделано за год, и оправдывает ли себя эта программа - об этом интервью с первым заместителем министра природных ресурсов Коми Сергеем Гераймовичем.
- Насколько критична ситуация с отходами в республике?
- Объемы отходов с каждым годом растут. И ни один объект размещения их, за исключением полигона в Вуктыле, построенного на средства газовиков, как раньше, так и сейчас не соответствует требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств. При захоронении отходы необходимо уплотнять и пересыпать грунтом, чего не делается. Все по старой технологии: мусор трамбуется бульдозером (а у нас около шести месяцев идет снег), при разложении его выделяется тепло, снег тает, образуются полости, которые заполняются метаном, свалки начинают гореть. И так везде. Я проехал по всей республике. Проблема одинаково актуальна что для Щельяюра, что для Воркуты. Некоторые говорят: «Будут деньги, приведем полигон в соответствие с законодательством». Одно из основных требований - это гидроизоляция основания полигона, чтобы не было контакта отходов с грунтовыми водами, а для этого весь мусор надо вывезти, проложить гидроизоляционный слой, а потом завозить мусор партиями и послойно пересыпать грунтом. Это невозможно. Поэтому мы идем по другому пути - создания новых полигонов. Старые свалки проще рекультивировать, пересыпать грунтом, чтобы снизить негативное влияние на природу. На Западе пересыпают полигоны, укладывают трубы и добывают метан, который образуется при разложении. Его сжижают и используют в производстве.
Есть еще одна проблема - утилизация медицинских и биологических отходов. По документам медучреждения вывозят свои опасные отходы в Киров, но это зачастую не так, и об этом говорят сами вятичи: договоры с медучреждениями есть, но куда деваются отходы, никто не знает.
- Сразу вспоминается история с контейнерами с эмбрионами в Свердловской области. У нас может быть такое?
- Пока не обнаруживали, никто не попадался, но это не исключено. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо налаживать раздельный сбор. Должны быть вторичная переработка и, конечно же, правильное хранение, захоронение и утилизация отходов. В программе предусмотрен целый ряд мероприятий по обращению с разными видами отходов для всех муниципальных образований республики. Параллельно с программой разрабатывалась концепция. Мы не стали изобретать велосипед и взяли за основу мировой опыт и опыт субъектов России. По сути дела сейчас мы находимся у истоков создания системы управления отходами и начали с самого главного - создания объектов их размещения (полигонов, площадок хранения), соответствующих требованиям законодательства.
- Программе по обращению с отходами исполнился год. Как ее оцениваете, и оправдывает ли она себя?
- В этом году планировали сделать проекты полигонов и площадок хранения отходов для 9 муниципальных образований. Они готовы. Все идет по плану. Единственное, что не успели, - провести экспертизы. Их три, и все они федеральные. Их делают от месяца до полугода, и ускорить этот процесс нереально. Когда разрабатывали программу, мы полагали, что финансирования достаточно. Но поскольку в республике грунты сильно обводнены и очень много лесной территории, на строительство полигонов надо больше денег. Самый маленький полигон обойдется примерно в 40 миллионов рублей. Будем в начале этого года выходить на Минфин. Также хотим поучаствовать в федеральной программе. Ее еще нет, но она, как мы знаем, будет. А одно из условий участия в любой федеральной программе - это наличие проекта. Поэтому просить деньги будем не только у республики, но и у Москвы.
- А пока общая сумма до 2016 года - это 888 миллионов?
- Больше миллиарда, потому что муниципальные образования тоже вкладываются. Условие участия в республиканской программе - не менее 20% из средств местных бюджетов.
- По какому принципу выбирали первые 9 муниципалитетов?
- Решение принимала рабочая группа. В этих районах данные вопросы были наиболее проработаны. Кроме того, там есть решения судов, обязывающие руководителей создать полигон и рекультивировать старые свалки.
- На 2013 год заложена самая большая сумма за 5 лет программы - 311 миллионов рублей. Что планируется?
- Подчеркну, что в 2016 году действие программы не заканчивается, она рассчитана до 2020-го. В 2016-м разработаем новую программу, а что получится, зависит от того, что будет сделано, что не успеем из-за отсутствия средств. В этом году начнется строительство полигонов и площадок хранения по готовым проектам, а также начнут разрабатывать проекты еще 9 муниципальных образований. В конечном итоге планируется построить 20 полигонов, из которых 2 межмуниципальных (Сыктывкар - Сыктывдинский район и Ухта - Сосногорск). В малых, труднодоступных и удаленных от полигонов населенных пунктах должны построить площадки временного хранения отходов (до полугода). Их по программе 3, но в процессе работы муниципальные образования начинают принимать решения о строительстве дополнительных площадок в рамках разработки проектов на полигоны. В Прилузском районе, например, расстояние большое, поэтому там построят 2 полигона - в Объячево и Летке, а также 2 площадки хранения отходов в Спаспорубе и Ношуле. Сколько будет площадок временного хранения, зависит от схемы, которую разработают муниципалитеты. Мы говорим о том, что везде должны стоять прессы. После сортировки то, что не подлежит вторичной переработке, должно быть спрессовано и вывезено на полигон, а летом пересыпано грунтом. В этом 2 плюса: увеличение срока службы полигона и отсутствие горения. Кроме того, практически для каждого муниципального образования предусмотрено приобретение установок по уничтожению биологических отходов, так называемый крематор. На совещании мы решили приобрести передвижные крематоры, чтобы не возить отходы на утилизацию, а уничтожать их на месте, это выйдет дешевле. Также предусмотрено приобретение установок для утилизации медицинских отходов для всех районов. Еще одна задача - утилизировать пестициды, которые остались у сельхозпредприятий и которые нельзя применять. На их сбор в программе предусмотрено финансирование, есть предприятие под Санкт-Петербургом, где пестициды утилизируют. Что касается отходов деревообработки, то в республике запланировано 10 площадок для хранения и переработки. Корткерос в этом плане можно похвалить, мы его ставим в пример. Если бы все так работали в данном направлении, мы бы горя меньше знали.
- По поводу полигона в Мандаче, куда будут свозиться отходы из Сыктывкара и Сыктывдинского района. Есть мнение, что это слишком далеко от города, тарифы на вывоз мусора закономерно вырастут. С вашей точки зрения, место для полигона выбрано правильно?
- Это решение муниципального образования. Выбор делает оно, оно же проводит общественные слушания. Помните, как жители Ижмы подняли шум? Там был выбран участок для полигона в двух километрах от населенного пункта, он соответствовал всем требованиям, но население высказалось против. Полигон решили разместить в 13 километрах. Удаленность полигона - это не наша епархия.
- Что делать с несанкционированными свалками?
- Если мы будем заниматься несанкционированными свалками, проблему не решим. Куда мусор девать? Свалки в муниципальных образованиях есть, хоть они и не соответствуют требованиям, туда же свозят отходы. А когда появятся полигоны, старые свалки должны быть рекультивированы. Свалки появляются там, куда людям удобно складировать мусор. Муниципальные образования должны заниматься организацией сбора мусора, а республика, понимая, что на местах недостаточно финансирования этих полномочий, должна помогать. И чтобы несанкционированных свалок не было, надо сам процесс сбора приблизить к человеку, у которого эти отходы и образуются. На сегодня методов сбора отходов много, и инновации не нужны, достаточно вспомнить доброе прошлое. Например, когда люди выносили мусор в определенное время к машине. Можно поставить контейнер. Можно, как в Татарстане, продавать мешки, в стоимость которых уже заложена утилизация, их в определенное время забирает тележка. У норвежцев есть вакуумные установки - что-то вроде трубы, куда кидается мешок с мусором, его всасывает, и он летит несколько километров на сортировочную станцию. Понятно, что в малом населенном пункте вакуумной установки не будет, выберут простой метод.
- В программе оговаривается строительство полигонов и площадок для временного хранения, на это выделяются бюджетные деньги. А как же экологическая ответственность бизнеса? В Сыктывкаре есть предприятия, которые перерабатывают макулатуру, пластик, стекло, металл. Почему нет пунктов сбора вторсырья от населения?
- Бизнес в этом направлении не активен. Вторичными отходами не все хотят заниматься, потому что есть определенный риск. Мы дали предложения компаниям, они согласны принимать отходы от населения, и они принимают их от организаций, которые занимаются сбором мусора. «Экотехнологии», например, от этого получают доход. На любую свалку приди - «деньги» просто лежат на земле. Сегодня предприятия не готовы пойти по пути создания пунктов приема от населения, администрации тоже по этому пути не идут. Один из вариантов - это установка специальных контейнеров для разных видов отходов. Надо из месяца в месяц, из года в год тренировать людей, приучать к раздельному сбору. Есть вариант с раздельным сбором мусора в ТСЖ. Например, установить для них разные тарифы: вывоз мусора стоит «икс» рублей, а вывоз раздельного мусора - дешевле. Соответственно, люди будут платить меньше. Это такой элемент стимулирования.
- Что мешало раньше прививать людям привычку разделять мусор?
- Долгое время мы воспитывали потребителей, и сегодня пожинаем эти плоды. Мы создаем систему управления отходами, но и самим людям надо меняться. Должны быть «пряник» и «кнут», чтобы люди понимали, что есть еще и ответственность. Пример: улица Станционная, гаражи. Мусор убирает администрация за деньги налогоплательщиков, которые не имеют там гаражей, а заставить владельцев данных построек заключить договор нельзя - нет юридических рычагов. За руку каждого не поймаешь. Способы есть. В Норвегии люди платят налог на утилизацию мусора, и ни у кого не возникает вопросов. Мы участвуем в совместных программах с норвежцами, шведами, финнами, проводим обучающие семинары, рассказываем о мировом опыте, запускаем пилотные проекты по раздельному сбору, деревообработке, участвуем в экообразовании. На встречах в поселениях приводим примеры того, как можно мусор сортировать. Все говорят, что им это не надо, потому что невыгодно. Необходимо менять психологию руководителей. Мы не можем диктовать им условия, мы говорим о том, какие методы есть и насколько они целесообразны. Как будет работать проектант с муниципальным образованием - это второй вопрос. Чтобы изменить менталитет населения, надо внедрять идеи и технологии, широко освещать данную тему. Иностранцы шли к этому 30 лет (раньше и у них мусор сваливали в кучи). Мы - в начале пути, но мы нацелены пройти его быстрее.
Беседовала Елена БАЯКИНА
добавить комментарий |
|