Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Членов экспертного совета по рекламе смутил ... »»»
Платежные терминалы набрали обороты »»»
Ветеран подразделений особого риска Евгений ... »»»
Республика Коми
№ 50 / 17.12.2010 
|  Архив  |  Гороскоп  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 РадиоРубка 

Скачать РадиоРубка. 17 декабря.
Щиголев vs Антонов
Скачать РадиоРубка. 10 декабря.
Бобров vs Баякина
 Вся Россия 
Портал Вся Россия
 Сила добра 
 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
Котировки валют ЦБ РФ
Прогноз погоды от Фобос:
Погода от ФОБОС
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
Газета "Ухта"
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга № 20 (7299) от 17 мая 2007 года

Лицом к лицу 

Наталья Бидник:

«Даже при татаро-монгольском иге наша культура развивалась...»


Наталья Бидник

«Шондiбан», «Юрган», «Зарни кияс», «Мастер года» - сегодня уже кажется, что эти республиканские фестивали и конкурсы существовали всегда. Во многом они уже стали народными праздниками. И мало кто знает, что за «кулисами» этих меро- приятий стоят их организаторы, те, кто придумывают и создают праздники. И что скучная аббревиатура, объединяющая этих «бойцов невидимого фронта» - ГЦНТ РК, это Государственный центр народного творчества Республики Коми. Здесь и работают творцы народных праздников. Через четыре дня, 20 мая, Центр отмечает свое семидесятилетие. Началась его история в 1937 году, когда на базе сыктывкарского Дома культуры имени Пушкина был создан республиканский Дом народного творчества имени Пушкина. Основная задача Дома народного творчества заключалась в развитии художественной самодеятельности, оказании методической помощи руководителям самодеятельных кружков, выявлении в «глубинке» талантов и пропаганде всего лучшего в народном искусстве. Название организации за семьдесят лет менялось неоднократно, но цели и задачи оставались неизменными. Полтора года Центром руководит заслуженный работник РК Наталья Михайловна Бидник. Накануне юбилея Центра с ней встретился наш корреспондент. 

- Наталья Михайловна, вы, наверное, интересовались, с чего начиналась работа вашего Центра в далекие тридцатые годы. Почему вдруг в самый разгар сталинских репрессий появилась такая забота о народной культуре?

- Не могу ничего сказать о том, почему именно в 1930-х годах. Но становление всех российских центров народной культуры пришлось на 1930-50 годы прошлого века. Можно вспомнить еще и то, что сохранение народной культуры начиналось 90 лет назад с Поленовского дома, основной задачей которого было развитие традиционных ремесел и промыслов как традиционной культуры. Напомню, что в абрамцевской усадьбе мецената Саввы Мамонтова работал художник Поленов. Вот они и их жены начали собирать мастеров со всей округи и, чтобы сохранить народное творчество, организовали мастерские.

Неофициальная история республиканского Центра началась в конце октября 1936 года, когда для оказания методической помощи самодеятельным коллективам был организован Республиканский методический кабинет культурно-просветительной работы. Он оказывал постоянную помощь политпросветработникам, разрабатывая рекомендательные списки литературы, проводил семинары по повышению квалификации работников. Затем уже появился республиканский Дом народного творчества. В 1938 году был организован первый республиканский смотр самодеятельности. В тяжелом военном 1943 году проведена Декада искусства. В 1952 году состоялся первый республиканский праздник песни, а два года спустя 30 лауреатов Всероссийского смотра художественной самодеятельности из Коми АССР получили возможность выступить на сценах Москвы. Среди них - солист, впоследствии руководитель Ижемского народного хора, самодеятельный композитор Геннадий Семяшкин. В 1953 году образовалось Министерство культуры Республики Коми, и методический кабинет культпросветработы и Дом народного творчества перешли в его подчинение.

- Недавно в деревне я невольно обратил внимание, как коми бабушки с упоением смотрят бразильские сериалы. Может, это и есть народная культура нашего дня?

- Позвольте с вами не согласиться, хотя сильное влияние массовой культуры отрицать тоже нельзя. Если говорить о народной культуре в целом, то, я думаю, что под ней мы все-таки понимаем традиционную культуру, а не «мыльные оперы». Сегодня источник бытования традиционной народной культуры – это российская деревня, село. Так было всегда. И какие проблемы сейчас стоят в развитии села, такие же проблемы стоят в сохранении и развитии народной культуры. Чтобы сохранить традиционную культуру, нужно сохранить самобытность и язык народа. Думаю, что никакие сериалы этому не помешают.

- А есть ли отличия от того, что было в прошлом, позапрошлом веках?

- Да, естественно, отличия есть. В том плане, что внедрение современных технологий, открытие границ и глобализация – все это, конечно, разрушает традиционную культуру. И поэтому вопрос сохранения традиционной культуры стоит серьезно и остро.

- Любопытно, а если бы вашего Центра не было, то народная культура развивалась бы или сгинула? Какова ваша роль в ее «жизни»?

- С одной стороны, традиционная культура как процесс саморазвивающийся существует независимо от нашего желания, от исторических условий. Даже при татаро-монгольском иге наша культура развивалась. Но, с другой стороны, в какой-то момент ей все равно нужны помощь и профессиональный взгляд. Центры, подобные нашему, были изначально определены только как аккумуляторы, хранители и передатчики традиций.

- А чем конкретно вы можете помочь развитию народной культуры?

- Мы же не со стороны помогаем. Мы находимся в гуще народной культуры, способствуем ее развитию, являемся проводниками. Центр связан с творчеством и с теми, кто занимается этим по велению сердца, души. Это не профессионалы, а те люди, которые без этого жить не могут. На базе Центра организуются творческие коллективы, устраиваются различные акции, фестивали.

- Наверное, вашему Центру часто приходится выискивать самородков из глубинки. Как это происходит, и каковы успехи на этом поприще? Можете назвать самые яркие примеры?

- Мы не занимаемся выискиванием самородков специально. При проведении фестивалей, праздников часто появляется интересная личность, исполнитель. Это такое великое счастье, когда ты видишь интересную личность, самобытного исполнителя, который не похож на всех. Яркий пример – Лидия Логинова. Она вышла из самодеятельности, была солисткой в усть-куломском хоре «Эжваса дзоридзьяс». А теперь она народная артистка, профессионал. Я прекрасно помню творческие отчеты, когда молодая воспитательница детского сада исполняла песни, которым ее научили мама и бабушка. Если же говорить о новом уровне творческого развития, то, наверное, можно сказать о детских конкурсах, о молодежи. У нас проходит «Юрган» – конкурс молодых исполнителей эстрадной, народной песни. Многие дети - исполнители народных песен - потом получили музыкальное образование, закончили вузы и сейчас профессионально занимаются любимым делом. Задача Центра в том, чтобы «яркого» человека увидеть и показать его специалистам через фестиваль, конкурс, «вывести» на всероссийский уровень. Если это перспективный молодой человек, то мы сделаем все для того, чтобы его заметили и он смог получить специальное образование. В культуру случайные люди не приходят.

- Как ваш коллектив, в котором почти сорок человек, размещается на столь малой площади в здании Рембыттехники? Планируете ли менять «прописку»?

- Это больной вопрос для нашего Центра. Раньше у нас было великолепное помещение в доме №4 на улице Бабушкина, там, где сейчас располагается национальный музыкально-драматический театр. Нас выселили из него временно, под предлогом капитального ремонта. Но, как видите, у нас нет ничего более постоянного, чем временное. Самое главное, что у народной культуры, у Центра там была сцена, доступная абсолютно для всех. На ней выступали творческие самодеятельные коллективы со всей республики, проводились концерты, фестивали, творческие отчеты. Сейчас такой возможности нет. Даже наш ведущий коллектив, который представляет республику на российском уровне, «Русь печор- ская», не имеет своей сцены. Нет сцены и у замечательного театра «Фантастическая реальность». Два столичных дома культуры - «Строитель» и «Металлист» - просто угробили во время перестройки. В выстроенном самими художниками зале «Серпас» сейчас располагается магазин. Сохранился только эжвинский ДКБ. Ведь Центр народной культуры должен быть не просто офисом, а сценической площадкой, где коллективы могли бы выступить, показать свое творчество. Здесь должны быть и кружковые комнаты, и репетиционные классы, и помещения, где бы могла проводиться культурно-досуговая работа с населением. Это плохо и для Сыктывкара, и для республики. Насчет смены «прописки» - перспектива на сегодняшний день слишком туманная. Мы прекрасно понимаем, что новое помещение со сценической площадкой нам никто не выстроит. Может, это и стало причиной того, что, несмотря на общероссийский всплеск интереса молодежи к этнокультуре, у нас в городе этого нет. В Удмуртии, Мордовии, Перми, Москве - везде есть интересные молодые фолк-группы, а нашей молодежи это почему-то не интересно.

- Центр проводит выставки, конкурсы, организует фестивали. Какие из мероприятий, на ваш взгляд, уже вошли в «золотой фонд» центра и стали классикой, а какие находятся только в стадии развития?

- Если вспомнить последние 15 лет, то можно назвать несколько уже ставших «брендами» фестивалей и выставок. Это выставка декоративно-прикладного искусства «Мастер года», межрегиональный праздник мастеров декоративно-прикладного творчества «Зарни кияс», куда съезжаются мастера с финно-угорских территорий и Северо-Запада. Десять лет проводили конкурс молодых исполнителей эстрадной и народной песни «Юрган». Через этот конкурс прошло очень много талантливой молодежи, которая в дальнейшем получила хорошее профессиональное образование. Я могу привести такой пример: по конкурсу «Юрган» в номинации «народная песня» десять участников - лауреатов и дипломантов - закончили Академию имени Гнесиных. Праздник народной коми культуры «Шондiбан» был придуман великолепным профессионалом Лидией Чувьюровой и проходил с 1991 года. Несколько раз мы проводили фестиваль национальных культур «Многоцветье Республики Коми». Думаю, что этот фестиваль и в дальнейшем будем продолжать. Ну и, конечно, на протяжении всех этих лет проводился фестиваль «Салют Победы». В его рамках проходили и фестиваль ветеранских хоров «Красная гвоздика», и фестиваль хореографических коллективов «Браво!», всевозможные акции и марш-парады духовых оркестров. Есть о чем вспомнить, что показать и чем гордиться. Это будет проходить и в дальнейшем. Мы и сейчас не стоим на месте, разрабатываем интересные проекты. Просто не хочется раскрывать заранее все наши задумки. Возможно, будет объявлен по России фестиваль творчества сельской самодеятельности. Мы в этом тоже будем принимать активное участие. У нас в республике уже несколько лет подряд проходит республиканский этап российского фестиваля творческих певческих коллективов «Поет село родное». В Коми он проходит как отборочный фестиваль. Съезжаются все сельские певческие коллективы. Он проводится один раз в Визинге, другой – в Печоре, то есть задействованы Север и Юг республики. Кроме того мы поддерживаем традиционные праздники в районах: ижемский Луд, усть-цилемская Горка, усть-куломский «Василей».

- А сами вы как пришли в Центр? Это было призвание или жизненная необходимость? Кто у вас работает - люди, которым просто некуда уйти, или энтузиасты своего дела?

- Я окончила Пермский институт культуры и искусства, по распределению попала в Сыктывкар. В Центр я пришла после Министерства культуры, где отработала семь лет в отделе культурно-просветительной работы и народного творчества. Поэтому можно сказать, что народная культура - это мое призвание. Кто у нас работает? Это энтузиасты своего дела, потому что работа Центра держится только на энтузиазме, а зарплата здесь мизерная. И разве человек без энтузиазма, без влюбленности в свое дело мог бы здесь работать за такие деньги? Конечно же, нет. А те люди, которым просто некуда было идти, у нас долго не задерживаются, потому что нужно выкладываться душой, сердцем. Стоит отметить, что у нас в Центре есть и свои художники, и специалисты, занимающиеся песенным фольклором, декоративно-прикладным творчеством, актеры, хореограф. При Центре работает замечательный усть-цилемский коллектив «Русь Печор- ская», которым руководит Нина Матвеева. Она одна из первых получила премию «Душа России». У нас есть даже люди, которые вроде бы не имеют творческой профессии, но занимаются творчеством. Например, наш системный администратор - автор музыки группы «Капилана», а юрист - танцует.

- А вы сами тоже творите на досуге?

- Для меня творчество – это моя работа. Я не представляю себя без нее.

Артур Артеев


«« »»
добавить комментарий 
Имя:    E-mail: 
Город:   Сайт:
Ваш комментарий:
Код для проверки: 








 = 
 
Читайте в номере
Дни Коми в Суоми
комментарии (0) | дальше »»

Не богоугодное дело
комментарии (0) | дальше »»

Одиннадцать войн на одном диске
комментарии (0) | дальше »»

Главный приз - ноутбук
комментарии (0) | дальше »»

Встреча вятского медведя
комментарии (0) | дальше »»

Лесной интерес Сергея Иванова
комментарии (0) | дальше »»

Лето в подарок
Детский фонд призывает осчастливить школьников путевками и трудоустройством
комментарии (0) | дальше »»

Салат из «Пригородного»
признан лучшим в России
комментарии (0) | дальше »»

Торг уместен!
Но чтобы торговать, хозяевам рынков придется похлопотать
комментарии (0) | дальше »»

Гепатит не пройдет
В республике началась бесплатная вакцинация
комментарии (0) | дальше »»

Эхо Москвы
комментарии (0) | дальше »»

Наталья Бидник:
«Даже при татаро-монгольском иге наша культура развивалась...»
комментарии (0) | дальше »»

На тренерскую стезю
решил ступить Андрей Нутрихин
комментарии (0) | дальше »»

Тайна маэстро
Почему Юрий Башмет не играет без перстня на мизинце
комментарии (0) | дальше »»

Связь времен
в теме покаяния
комментарии (0) | дальше »»

«Дипломатический» прорыв
СГУ расширяет круг специальностей
комментарии (0) | дальше »»

В память о победе над французами
Велопробег по городам Золотого кольца
комментарии (0) | дальше »»

Нос к носу
К носухе привезли жениха из Пензы
комментарии (0) | дальше »»

Гроза городских голубей
В столице объявился ястреб
комментарии (0) | дальше »»

Медаль за Федора Шаляпина
вручили Майе Бурлыкиной
комментарии (0) | дальше »»

Расстрел «авторитета»
Раскрыто убийство Александра Новосельцева
комментарии (0) | дальше »»

Тайник для «белого китайца»
В Эжвинском районе Сыктывкара вынесен приговор наркоторговцу
комментарии (0) | дальше »»

Взяточники в погонах
комментарии (0) | дальше »»

Особая примета
комментарии (0) | дальше »»

Калейдоскоп впечатлений
на выставке Анжелы Размановой
комментарии (0) | дальше »»

На линии света
От лучинки до прожекторов
комментарии (0) | дальше »»

Георгий на коне,
но лошадь подвел «бычок»
комментарии (0) | дальше »»

Дню Победы - победы спортивные
комментарии (4) | дальше »»

Пловцы из Коми
представят регион на чемпионате России
комментарии (0) | дальше »»

(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.