Всякая всячина |
«Голгофа России» на площади трех вокзалов Проект мемориала Анатолия Неверова получил одобрение Зураба Церетели
Не исключено, что в скором времени в Сыктывкаре появится первая в Коми творческая мастерская под эгидой академии художеств Санкт-Петербурга. Руководить ею и вести мастер-класс для одаренной молодежи будет известный в республике и за ее пределами скульптор Анатолий Неверов. Такое предложение мастер получил от руководства питерской академии, которую некогда с отличием закончил сам, а теперь одной из лучших студенток этого престижного творческого вуза является его дочь – Анастасия Неверова.
«Ничто не заменит для будущего художника работы с мастером, когда ученик воочию видит, как тот творит, помогает ему и одновременно учится у него, - считает Анатолий Неверов. - Так было во все времена, ученики были у Микеланджело и Родена, они есть у именитых художников и ныне. Творческие мастерские действуют при художественных вузах имени Репина, Сурикова, а также, например, в Красноярске».
По мнению Анатолия Иосифовича, если такая идея найдет понимание у правительства республики, самые одаренные ребята смогут получить хорошую практическую подготовку перед поступлением в столичные творческие вузы.
Это не единственная приятная новость, которую привез вернувшийся на днях из Санкт-Петербурга Анатолий Неверов. Почти все лето скульптор провел в поездках. В Питере он контролировал процесс отливки бронзовых мемориальных композиций, одна из которых - «Голгофа России» (другое ее название «Звезда ГУЛАГа») - затем отправилась в Великий Новгород на региональную выставку «Российский Север». Естественно, Анатолий Иосифович вместе с коллегами из Союза художников РК также присутствовал на открытии этого мероприятия. Кроме того, он успел дважды наведаться в Москву, где состоялась его встреча с президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели, с которым наш земляк обсудил один из своих проектов. Речь как раз-таки идет о композиции «Голгофа России», снискавшей оглушительный успех на региональной выставке. Практически сразу же эту скульптуру решила приобрести у автора Вологодская картинная галерея. Но прежде композиция отправится в Первопрестольную – на всероссийскую выставку, в экспозиции которой будут собраны лучшие из лучших работ региональных выставок.
Сам автор «Голгофы России» надеется, что в столице его творение также обратит на себя внимание, и тогда можно будет предложить правительству Москвы рассмотреть проект, получивший одобрение Зураба Церетели. По мысли А.Неверова, памятник жертвам ГУЛАГа отлично бы вписался в пространство на площади трех столичных вокзалов – Ленинградского, Казанского и Ярославского. Ведь именно отсюда отправляли в северные лагеря тысячи и тысячи людей, попавших под молот политических репрессий.
У этой работы длинная и интересная предыстория. В конце 90-х Анатолий Неверов одержал победу в творческом конкурсе на создание памятника жертвам ГУЛАГа, который должны были установить в Абези – одном из самых страшных лагерных мест Приполярья. Скульптор связал в единое целое звезду и крест, на котором распят заключенный. Предполагалось, что композиция будет вырезана из дерева. Но, как это нередко бывает, на возведение мемориала денег не нашлось. Однако автор продолжал работу над композицией, и в итоге родилось уже совершенно иное произведение – более глубокое и трагичное. В этом памятнике можно разглядеть множество образов и ассоциаций: воронье и солнечный диск над головой заключенного образуют терновый венец, рында – это одновременно и надгробный столб, верстовой столб и рельс олицетворяют путь на советскую Голгофу, а в грязи под ногами зэка проглядывают лица вождей – Ленина и Сталина.
Если мемориал «вписать» в пространство Комсомольской площади, потребуется целостное композиционное решение, убежден скульптор. В проекте, который он разработал, по обе стороны от памятника – мемориальные стены в виде глухих вагонов, в которых перевозили заключенных. Одновременно это еще и мартиролог всех лагерей ГУЛАГа.
добавить комментарий |
|