Лицом к лицу |
Анатолий Обедков: «Ученый - это состояние души»
Как мы уже сообщали, известный в России и единственный в Республике Коми ученый-геоурбанист Анатолий Обедков подготовил и издал фундаментальный труд «Геоурбанистика С-Юга», посвященный городским поселениям С-Юга и особенностям российской урбанизации. Как оказалось, начало этого года стало самым результативным периодом в научной деятельности Обедкова. В течение января-марта у него вышли из печати 10 научных и научно-методических работ общим объемом более 110 (!) авторских листов, в том числе научная монография, 4 учебных пособия и 5 научных статей, опубликованных в московских и петербургских изданиях. Это можно назвать рекордом научной результативности. По мнению Анатолия Обедкова, такого объема научных публикаций вполне хватило бы для годового отчета о научно-исследовательской деятельности некоторых академических институтов и вузов.
- Анатолий Павлович, в чем секрет вашей высокой творческой активности и научной результативности?
- В основе всего лежат самодисциплина и инициативность, которые, впрочем, сами по себе ничего не значат без трудолюбия и работоспособности. Я занимаюсь научной деятельностью ежедневно и систематически только ради собственного удовольствия. Но мое научное творчество востребовано и получило признание не только в научном сообществе, у вузовских преподавателей, студентов и учителей, но и у простых читателей. Высокой научной результативности способствует то, что все, начиная от набора, верстки, обложек, иллюстраций и завершая оформлением и изготовлением оригинал-макетов своих книг, я всегда делаю сам. На протяжении последних пяти лет ежегодно публиковал в среднем 10-15 научных и научно-методических работ объемом не менее 50 авторских листов. Так как 2009 год для меня юбилейный, то он станет самым продуктивным в моей научно-педагогической деятельности.
- Сегодня очень популярна тема допинга в спорте, позволяющего получать высокие результаты. А есть ли «допинг» в научном творчестве?
- К сожалению, катализаторов научного творчества не существует. Между тем само по себе занятие научной деятельностью является для меня не только своеобразной отдушиной, но и действенным способом ухода от проблем окружающей действительности. В промежутках между «приступами творческого вдохновения» я занимаюсь рутинной работой, связанной со сбором и обработкой материалов для будущих статей и книг. При этом я получаю настоящий «кайф» именно от напряженной и сложной работы. Когда систематически занимаешься научной деятельностью, проблем с идеями не бывает. Жаль только, что времени для их реализации хронически не хватает. Другим стимулом для научного творчества является преподавательская деятельность и желание освоить новые учебные дисциплины.
- Вероятно, существуют различные типы ученых. Можете ли вы предложить свою типологию людей, занимающихся научной деятельностью?
- В первую очередь, необходимо отделить научных сотрудников от ученых. На мой взгляд, условная линия, по которой проходит размежевание между ними, лежит в разной степени их рвения к занятию научной деятельностью. Научный сотрудник – это, в лучшем случае, ремесленник от науки, готовый взяться за любую оплачиваемую работу. Однако уже за порогом научного учреждения он забывает о науке и полностью принадлежит самому себе. А вот настоящий ученый - это состояние души.
Я бы выделил несколько типов ученых. К первому следует отнести деятельность людей, занятых сбором и первичной обработкой научной информации. Их продукция – своеобразные научные полуфабрикаты, которые предстоит интерпретировать на следующих стадиях научного творчества. Между тем сбор и обработка информации - обязательная ступень любого научного исследования, составляющая фундамент науки.
К основному типу относятся авторы монографических исследований, создающие свои научные труды на основе обобщения накопленных знаний. Внесение элементов новизны в эти исследования позволяет продвигать науку вперед. Опираясь на комплексный и системный подходы, ученые-монографисты всесторонне обозревают предмет исследования, вскрывают научную проблему и предлагают научно обоснованные пути ее решения.
На порядок выше я бы поставил деятельность ученых-методологов, разрабатывающих принципы и способы организации теоретической и практической деятельности, научные методы познания окружающей действительности и понятийно-терминологический аппарат той или иной научной дисциплины. Ученые этого типа способны выдвигать и обосновывать научные теории, концепции и гипотезы. К этому типу ученых следует отнести также авторов монографических научных справочников, энциклопедий и понятийно-терминологических словарей конкретных научных дисциплин. Создание таких произведений требует многолетнего подвижнического труда, а иногда и всей жизни.
Высший тип научной деятельности олицетворяют собой великие ученые, которых на определенном этапе научной деятельности озаряет творческая вспышка, определяющая их дальнейшее научное творчество. К таковым, бесспорно, относятся наши гениальные соотечественники Владимир Вернадский и Дмитрий Менделеев. К этому же типу я бы отнес Льва Гумилева.
К дополнительному типу ученых я бы причислил популяризаторов и критиков традиционной науки. Их продукция – обзоры и рецензии научных работ, научно-популярные книги и брошюры, связанные с популяризацией малоизвестных, парадоксальных и спорных теорий и явлений, включая историческое мифотворчество. К числу последних относятся скандально известные сочинения Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, посвященные глобальной корректировке хронологии исторического процесса. К этому же ряду работ относятся книги выдающегося офтальмолога и не менее талантливого мистификатора Эрнста Мулдашева о его сенсационных открытиях и путешествиях в параллельные миры, в которых предпринимается безуспешная попытка соединить науку и религию.
- К какому из вышеперечисленных типов вы себя относите?
- Я отношу себя к числу ученых-монографистов. Однако при этом с удовольствием занимаюсь кропотливой научно-подготовительной работой, требующей много времени и усилий. Например, на сбор информации и составление отдельных приложений и таблиц в своих последних крупных работах я потратил несколько лет. В то же время, пользуясь терминологией Льва Гумилева, я осознаю себя ученым-пассионарием, если понимать под этим экстремальную энергичность в научном плане, стремление к максимальному самовыражению и занятию научной деятельностью в любом окружении и при любых обстоятельствах. Поясню, что Гумилев объяснял пассионарность в том числе и как особый склад психической конституции человека, замешанный на честолюбии и гордости, самопожертвовании и неравнодушии.
- Насколько мне известно, вы были лично знакомы со Львом Гумилевым.
- В годы учебы в Ленинградском университете мне посчастливилось слушать лекции по народоведению, которые блестяще читал Гумилев. Они проходили при неизменных аншлагах. Причем подавляющая часть слушателей была представлена не студентами, а творческой и технической интеллигенцией Ленинграда. К стыду своему, до этого я не был знаком с творчеством Гумилева, но атмосфера тех лет была такова, что не заинтересоваться идеями Льва Николаевича было просто невозможно. Тем более, что ближний круг Гумилева составляли мои хорошие знакомые, которые были его добровольными помощниками и вели трудоемкую подготовительную работу, связанную с набором, вычиткой и оснащением текста необходимыми ссылками, толковыми словарями понятий и терминов.
- Как вы относитесь к идеям Гумилева?
- Для меня он - прежде всего выдающаяся личность, образец настоящего ученого и блестящего оратора, наделенного ярким литературным даром. Человек трудной судьбы, он занимался научным творчеством всю сознательную жизнь при любых условиях и обстоятельствах. Основную часть своих работ он подготовил, находясь в неволе. В лагерях он провел в общей сложности около 14 лет как неблагонадежный «сын врага народа и опальной поэтессы». А большую часть жизни на свободе он проживал в обычной коммунальной квартире, где и создавал свои труды.
Научные заслуги Гумилева весомы и разнообразны, как и круг научных проблем, которыми он занимался. В ученом сообществе он известен как создатель учения о человечестве и этносе как биосоциальных категориях, пассионарной теории этногенеза, оригинальной теории формирования и развития этносов, а также как кочевниковед, историк-климатолог, исследователь природных циклов и ритмов. Между тем неординарность идей Гумилева и его популярность среди интеллигенции всегда вызывали крайне неоднозначную реакцию со стороны многих известных историков и этнографов. В совет- ское время опального ученого многие опасались брать на работу. Поэтому известный историк и этнограф с 1963 года и до самой смерти в 1992 году работал старшим научным сотрудником в НИИ географии при географическом факультете ЛГУ.
- Насколько актуальны научные идеи и теории Гумилева в наши дни?
- В постсоветское время на основе концепции Гумилева о сильном влиянии климатических условий и их изменений на развитие добуржуазных обществ возникла научная школа социо-естественной истории. Тюркоязычные народы бывшего СССР высоко ценят Гумилева как выдающегося тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. В Казани ему установлен памятник, а в Астане работает Евразийский национальный университет имени Гумилева.
После смерти Гумилева практически сошла на «нет» острота дискуссий вокруг теории пассионарности. Однако идеи, понятия и термины, которые были введены в научный оборот Львом Николаевичем, не только устоялись, но и вошли в лексикон российской интеллигенции. Согласно пассионарной теории этногенеза Гумилева, российский суперэтнос в настоящее время находится на переходном этапе от фазы надлома к инерционной фазе. Для этого времени характерно преобладание субпассионариев - пассивной части населения, что позволяет проводить политику укрепления государственной власти и социальных институтов.
- С учетом вашей насыщенной научной и преподавательской деятельности остается ли время на чтение или хобби?
- Можно было бы пошутить, ответив фразой из анекдота, что «чукча – не читатель, чукча - писатель». Но это совсем не так. Чтение – обязательная составляющая успешной научно-педагогической деятельности. К тому же для меня оно давно стало важнейшей жизненной потребностью как «пища для ума». Я читаю очень много, везде и всегда, когда выпадает свободная минута. В ежедневное «меню» входят чтение республиканской и российской прессы, новостей интернета, а также научной и учебной литературы.
Еще с советских времен у меня обширная и разносторонняя домашняя библиотека, которая пополняется сейчас в основном энциклопедиями, справочниками и словарями. Читать художественную литературу я могу позволить себе только в дороге и командировках. Модные книжные новинки принципиально не читаю и жду, когда спадет ажиотаж. Под настроение могу позволить себе чтение поэтических сборников. Недавно супруга подарила мне прекрасно изданный сборник четверостиший Омара Хайяма «Рубайат». Однако творчество великого персидского поэта меня почему-то не трогает так, как стихи выдающегося аварского поэта Гамзата Цадасы - отца Расула Гамзатова, которые я в последнее время с удовольствием перечитываю, тем более что этот сборник стихов называется «Уроки жизни».
Склонность к порядку давно заставила меня понять, что я по своей натуре коллекционер и потому рано или поздно прихожу к необходимости систематизации всего, что меня окружает и интересует. Около 20 лет я интересуюсь на полупрофессиональном уровне геральдикой и фалеристикой, систематически пополняя свои знания в этих областях вспомогательных исторических дисциплин. Членство во Всероссийском геральдическом обществе позволяет мне ежемесячно пополнять свою обширную коллекцию, которая насчитывает несколько тысяч единиц и уже давно не поддается учету. Кстати, это увлечение часто помогает мне в научно-педагогической деятельности, подсказывая темы научных статей и книг в области геоурбанистики и политической географии.
Справка МС:
Анатолий Павлович Обедков - экономико-географ и регионовед, преподаватель общественно-географических и экономических дисциплин. Родился в 1959 г. в Дербенте Дагестанской АССР. В 1982 г. после окончания географического факультета ЛГУ был распределен в Отдел экономики Коми филиала АН СССР. Живет и работает в Сыктывкаре, сочетая научную и преподавательскую деятельность. Автор свыше 250 научных и научно-методических работ. Разработал около 15 учебных дисциплин и спецкурсов. Лауреат Государственной премии Республики Коми (1996), действительный член Русского географического общества (с 1983 г.), член-корреспондент Всероссийского геральдического общества (с 1994 г.). Артур Артеев
добавить комментарий |
|