Культура |
Сыктывкарская богема приняла итальянскую версию "Богемы" на ура
Фото Николая АНТОНОВСКОГО |
Республиканской премьерой оперы Пуччини «Богема» открылся юбилейный, 20-й фестиваль «Сыктывкарса тулыс». Эта опера входит в топ-лист самых исполняемых в мире. В некоторых российских театрах она выдержала уже несколько постановок и вот, наконец, добралась до столицы Коми. По просьбе МС премьеру оценил Сергей Терентьев.
Так совпало, что в этот же день, 22 апреля, случился еще один юбилей - 140 лет со дня рождения Владимира Ульянова (Ленина), современника Пуччини - они даже умерли в один год. Главной «оперой» Ильича, как известно, является Октябрьская революция 1917 года. Хотя называлась она всегда рабоче-крестьянской, на самом деле была подготовлена и осуществлена в основном российской богемой, а не рабочими и уж, тем более, не крестьянами. Именно люди из этой интеллигентской и околоинтеллигентской прослоек, которым всегда был присущ неустроенный, «цыганский», богемный образ жизни, принялись руководить новым советским государством.
И далеко не все представители европейской богемы того времени, покинув ее, стали выдающимися творцами: литераторами, художниками, артистами, музыкантами (сам молодой Джакомо Пуччини, еще не добившийся первых успехов, вел богемный образ жизни). Было в богемной среде и немало тeх, кто, оставив искусство, пошел в революционное движение, политику. Самый, пожалуй, известный из них - молодой австрийский художник Адольф Хитлер, который в Вене и Мюнхене несколько лет вел богемный образ жизни: подобно пуччиниевскому Марселю зарабатывал написанием картин на заказ. То, как впоследствии сложилась его судьба и судьба всего мира, хорошо известно: буквально через несколько дней наступит еще один юбилей, и мир «со слезами на глазах» будет вспоминать эту историю.
Конечно, в самой опере, показанной на сыктывкарском фестивале, представители богемы выглядели совсем не так, как это было в реальной жизни. Но искусство условно, и бедность тоже можно изобразить живописно, ярко. К тому же в опере все подчинено великолепной музыке, и невольно соглашаешься со всеми условностями и даже с некоторой нелогичностью либретто. В самом деле, если Рудольф так любит Мими и, к тому же, знает о ее смертельной болезни, то почему решает расстаться с ней? Сетования героя на бедность не убеждают.
Музыка Пуччини действительно обладает уникальными свойствами, присущими, пожалуй, только итальянцам. Так писать больше не удается никому. Особый итальянский мелодизм всегда обеспечивал операм Пуччини успех, огромную популярность, любовь почитателей и исполнителей. Неудивительно, что такие композиторы-гиганты, как Стравинский и Шостакович, недолюбливали Пуччини.
Большой удачей явилось то, что «Богему» поставил у нас итальянский оперный режиссер Паоло Паницца из знаменитого театра «Арена ди Верона». Во всем, что происходило на сцене, чувствовалась какая-то новая, профессиональная рука. А наши артисты под руководством итальянца прекрасно справились с образами своих героев: Вячеслав Резниченко (единственный приглашенный солист со стороны - из Петрозаводска) в роли Рудольфа и Мими в исполнении Ольги Сосновской (которую можно уже не хвалить - она всегда хороша в операх). Художника Марселя сыграл любимец публики Михаил Журков, а его пассию Мюзетту - Альфия Каратаева. В сцене, когда Мюзетта остается без обуви и без надзора старого Альциндора, она бросается к любимому Марселю и обнимает его не только руками, но и … ногами. Это была актерская находка самой Альфии. Тремя днями позже, когда «Богема» повторялась, гризетку Мюзетту воплощала уже Светлана Мерзлова, и момент запрыгивания на Марселя-Журкова был сдержанней (и физически легче для Михаила).
Стоит также отметить зазвучавший оркестр театра в результате усиления состава приглашенными на время музыкантами из других городов. Управлял оркестром, солистами, ансамблями, которых немало в «Богеме», и хоровыми группами дирижер из Швейцарии Виктор Бокман. Но при этом артисты пели, почти не глядя на дирижера (это в нашем театре далеко не правило), что создавало бoльшую достоверность происходящего.
Видимо, этот спектакль отныне - планка, к которой театр должен стремиться. Удержать ее, скорее всего, не удастся: приезжие музыканты после фестиваля уедут (Паоло уже уехал). Театр остается со своими вечными проблемами до следующего фестиваля.
Сергей ТЕРЕНТЬЕВ
добавить комментарий |
|