Эхо Москвы |
Эхо Москвы Согласно результатам опроса, проведенного «Левада-Центром» в июле, россияне пересмотрели свое отношение к Западу. Отторжение среди россиян западных ценностей за последние годы значительно возросло. А число сторонников «особого пути России» за шесть лет выросло с 53 до 74 процентов. По мнению экспертов, эти данные исследований - «свидетельство растущего в России национального изоляционизма». На ваш взгляд, в чем причины этого явления?
Роман Зенищев, глава администрации Сыктывкара: - После открытия «железного занавеса» многие из нас переболели болезнью «безоглядного восхищения Западом». Теперь, когда границы открыты и многие из нас могли лично побывать в других странах, мы своими глазами увидели, что не все так безоблачно, даже на «очень благополучном Западе» есть проблемы. В то же время, пережив кризис, мы потихоньку «встаем на ноги», набираем вес в мировом сообществе. К нам прислушиваются, нас уважают. Что касается « национального изоляционизма» - я не сторонник таких радикальных мер, но считаю, что нельзя терять свое, исконно русское, беспрекословно подстраиваясь под Запад. Мы очень разные. Евгений Хлыбов, главный редактор газеты «Республика»: - Ответ на этот вопрос в двух словах не уместить. И даже в двух томах, даже в двух столетиях - о европейских, или западных, ценностях применительно к России большие умы спорят бесконечно долго. Но на бытовом уровне (а именно он взят социологами) все достаточно просто. Большинство россиян в силу своей бедности или исторической «провинциальности» на Запад не ездят, о европейских ценностях или стандартах часто судят по оценкам политиков-популистов. Поэтому, например, люди старшего поколения все беды, всю несправедливость, их окружающие, связывают с «тлетворным влиянием Запада». А может, это как раз следствие нашего «особого пути»? Возьмем хотя бы одну «европейскую ценность» - пенсию. Она там составляет 40 – 60 процентов от былого заработка. У нас – 26 процентов. Сами заработки тоже различаются. Беда в том, что у западной цивилизации мы берем все внешнее, заимствуем поверхностно. А надо – по сути. Игорь Сажин, председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал»: - Я бы назвал две причины. Первая - активное промывание мозгов в нашей прессе, попытка навязать образ врага в виде Запада. А вторая - в некоторой степени объективная. 10 лет назад у нас произошел резкий всплеск любви в Западу, к западной культуре, но, как известно, по всем культурологическим исследованиям, после всплеска должен быть спад. Весь вопрос, до какой глубины мы упадем? Ведь можно дойти не просто до отторжения, а до ненависти, до ситуации, как в Иране, когда любой человек в европей- ской одежде привлекается к уголовной ответственности. Думаю, эта степень зависит от нашей цивилизованности. Евгений Рожкин, руководитель департамента национальной политики Министерства культуры и национальной политики РК: - Как психолог и социолог считаю, что это временное явление. Всплески такие бывают, и, в частности, они могут быть вызваны размещением американской системы ПРО в Европе. К тому же в России последние два года происходит укрепление вертикали власти и растет уровень российской самоидентификации. Это все отголоски тех изменений, которые происходят в обществе. Надежда Мирошниченко, поэт: - В первую очередь, в работе наших СМИ. Все, что мы видим с экрана телевизора, подается как западный образ жизни, который прямо противоположен русскому. Поэтому, может быть, не осознавая этого на философ- ском уровне, но все же реагируя на навязываемые нам материальные ценности, на отрыв от духовного начала, разрушение семьи, на массовую обработку сознания, люди тем самым протестуют против такого образа жизни. Мы столкнулись с колоссальной обработкой национального сознания. Своего, родного, на том же телеэкране - мизер. Игорь Жеребцов, доктор исторических наук: - Во-первых, «западные ценности» осточертели уже и многим на самом Западе. Во-вторых, каждая приличная страна должна идти своим путем, а не чужой колеей. Наконец, что там страна, когда у нас не то что каждая деревня, а едва ли не каждый индивидуум издревле идет своим «особым путем» («пойди туда, не знаю куда»), но в конце концов все оказываются в одном и том же месте (не хочется говорить, в каком, но, видимо, национально изолированном).
добавить комментарий |
|