Общество |
Владимир Бондаренко: "Крупные лесные предприятия кризис преодолели, но малый бизнес мы потеряли"
Фото Андрея РЕТАНОВА |
Несмотря на продолжающийся кризис в лесной отрасли, президент Союза лесопромышленников Коми Владимир Бондаренко настроен оптимистично. В беседе с корреспондентом МС он рассказал, что много нового в республике может появиться в ближайшей перспективе, а также оценил, насколько мировой кризис отразился на ведущих предприятиях лесной промышленности региона.
- Какие новые компании лесного комплекса планируется запустить в ближайшее время?
- Этой зимой предприятие «Печораэнергоресурс» собирается завершить строительство в Троицко-Печорске лесопильного цеха и цеха по производству топливных гранул - пеллет. В дальнейшем там будут производить эфирные масла из хвои. Это - современное предприятие. Даже само здание сделано по современным стандартам.
На заводе будет занято человек 200 - 250. У руководства компании большие задумки. За лесопилением должно пойти изготовление строительных конструкций. Предприятие арендует большую лесную базу с объемом 400 тыс. кубометров в год. Это большие лесозаготовки и большое лесопиление.
Другой завод тоже зимой или к весне планируется запустить в Усть-Вымском районе, в поселке Казлук. Пока там только лесопильный завод, большая производственная площадка. Своих лесозаготовок нет, лесной участок арендуют. По сути, это импортный лесопильный завод на финском оборудовании. Монтаж уже практически завершен, идет наладка отдельных агрегатов.
- Что сейчас происходит с уже действующими предприятиями, например, с Сыктывкарским ЛДК?
- Комплекс с весны банкротится, введена процедура наблюдения. Основная причина неурядиц на ЛДК – тяжелое положение самих собственников, у которых возникли неприятности у себя на родине в Италии. Их там обвинили в уклонении от уплаты налогов, кого-то арестовали. В вопросах финансирования, сбыта продукции ЛДК сильно «завязан» на своих владельцев. Сейчас его судьбу решит арбитражный суд. Мы ожидаем, что там произойдет смена собственника через процедуру банкротства.
- Каково положение на Жешартском фанерном комбинате?
- ЖФК выкарабкался. Я недавно был на 65-летии комбината, и одновременно там праздновалось 425-летие поселка Жешарт. Было организовано прекрасное действо. Я прошелся по цехам. У них начался выпуск древесно-волокнистой плиты средней плотности - это новое производство, организованное в цеху, который был остановлен еще в 1992 году. Сейчас комбинат работает на полную мощность. Нормально идет фанерное производство, которое пережило модернизацию. На комбинате перешли к выпуску фанеры большого формата, а также ламинированной. Собственники ЖФК построили в Кировской области новый завод, который производит лущеный шпон. По сути это полуфабрикат для производства фанеры. Комбинат полностью загружен. У него были большие трудности, тоже была процедура банкротства, но она закончилась мировым соглашением с кредиторами. И сейчас предприятие рассчитывается с долгами согласно графикам. Было приятно, что на комбинате реанимировали художественную самодеятельность. Причем атмосфера - как при социализме в Советском Союзе, когда каждый работник считал себя совладельцем предприятия. Так вот они в Жешарте этот социалистический дух вернули. И КВН у себя возродили! Видно, что работники считают комбинат своим, родным. Неважно, что собственники его живут в Москве, важно отношение людей. Так легче кризисы переживать, пояса затягивать.
- Каково, на ваш взгляд, состояние лесной отрасли в целом?
- Она постепенно оживает после кризиса 2008 года. С конца 2009-го пошло улучшение. В мировом плане кризис, как считается, не завершен, и мы просто привыкли к этой ситуации. Была острая фаза, когда мы в республике столкнулись с проблемой сбыта. Это коснулось всех: «Монди СЛПК», сильно пострадали Сыктывкарский фанерный завод и ЖФК. Эта рана сейчас рассосалась. Восстановился сбыт, восстановились цены, и сегодня предприятия вышли на докризисный уровень. 2007-й был самым урожайным годом. Сейчас идем дальше. Конечно, если по новой не нагрянет, как нас все пугают.
- Как дышат малые лесные предприятия?
- Я сегментом малого бизнеса занимаюсь давно. Всегда был сторонником его сохранения в лесозаготовках. Но, к сожалению, наше государство его загубило. В значительной степени это произошло благодаря тому, что в марте 2009 года были приняты поправки в Лесной кодекс, по которым оказалась запрещена купля-продажа лесных насаждений. Раньше на аукционах малые предприятия покупали лесные делянки под сруб. То есть купил делянку на 500 - 1000 кубов, в течение года ее вырубил и ушел. Теперь же остался только один вид лесопользования для промышленных целей – аренда на срок от 10 до 49 лет. Это не всем предприятиям по зубам. Во-первых, арендная плата не зависит оттого, работаешь ты или нет. Во-вторых, на арендатора возлагается обязанность вести лесохозяйственную работу: не только восстановить, что вырублено, но и заниматься уходом по всему участку в течение всего срока аренды. Это рубки ухода в молодняках, содержание противопожарных дорог и просек, тушение пожаров. Масса дополнительных расходов, которые малому бизнесу, как правило, не по зубам. Даже крупный бизнес с трудом это потянет, а малый – нет. Сегодня объемы лесозаготовки малых предприятий упали по сравнению с 2007 годом в два раза. А по лесопилению – на 60%. Небольшие пилорамы были раньше в любом поселке, в деревнях. Теперь исчезли, этого уже не вернуть. И такая картина по всей стране. Мы протестовали, стучались в различные двери, но нас не послушали. И малый бизнес в том объеме уже не возродить. В этом году он уперся в дно и больше не падает. Остались только те предприниматели, кто приспособился, кто работает на подряде, кто арендует, кто еще как-то выживает. Потихоньку малый бизнес, конечно, поднимется, но это будет уже другой масштаб. Я вообще за то, чтобы его цивилизовать. Ведь малый бизнес – это первичное накопление капитала. Это «отмороженные» мужики — те, кто прошел огонь, воду и медные трубы. Часть из них становится нормальными предпринимателями - примеров много. А сейчас они ушли из лесной отрасли, пооткрывали магазины. Обидно, что мы потеряли рабочие места в глубинке.
Беседовал Михаил ДАСЮК
добавить комментарий |
|