Интервью |
Воркутинский актер Герасим Архипов: "Съемки у Шахназарова научили меня серьезно относиться к кино"
Фото предоставленно Герасимом Архиповым |
28-летний петербургский актер из Воркуты Герасим Архипов сыграл одну из главных ролей в новом военном фильме Карена Шахназарова «Белый тигр», который вчера вышел в прокат по всей стране. Для него это стало дебютом в большом кино. В интервью МС он рассказал, кто из местных преподавателей первым увидел в нем актерский потенциал, чем его поразили декорации Берлина на «Мосфильме», и признался, что Карен Шахназаров удивил его тщательной подготовкой к съемкам.
Фильм основан на повести «Танкист, или «Белый тигр» петербургского писателя и историка Ильи Бояшова. По сюжету сержант советской армии Иван Найденов вступает в смертельный поединок с «Белым тигром» - немецким танком-призраком. Жанр картины Карен Шахназаров определил как «фантастика и мистика, погруженные в реальность войны». Бюджет ленты составил около 11 млн. долларов.
- Расскажи, как ты решил стать актером, ведь у тебя первое образование музыкальное.
- Ноги моего нынешнего актерского диплома растут из Сыктывкара. После девятого класса я поступил в республиканское училище искусств (ныне колледж культуры им. В. Чисталева - МС). Там я участвовал в так называемых «герцмановских» капустниках, режиссером которых был известный в Коми Михаил Герцман. На них собиралось все училище, они были очень смешные. Еще тогда Михаил Львович советовал мне поступать на актера. Но вместо этого я бросил учебу, вернулся в Воркуту и снова поступил в музыкальное училище. И там, занимаясь музыкой, я попал в молодежный клуб, где проводились занятия по актерскому мастерству.
- Когда ты понял, что все-таки хочешь стать актером и готов ради этого поступать в театральный вуз?
- Это произошло позже. Я закончил Воркутинское музыкальное училище по классу флейты и переехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить на эстрадно-джазовое отделение института культуры. Но подготовился к экзаменам не совсем правильно и поэтому не поступил. Я так сильно переживал, что два дня с кровати не вставал. После этого просто жил в Санкт-Петербурге, работал.
- Получается, что в академию театрального искусства ты решил поступать только через год?
- Мой друг решил поступать в театральную академию. И я подумал, что и мне надо попробовать. Я разложил на кровати отрывок из «Сирано де Бержерака», стал учить, но через несколько минут крепко заснул. Так закончилась первая попытка подготовиться к поступлению в академию. В итоге уже через год я пошел на подготовительные курсы.
- Как прошли твои вступительные экзамены?
- Мой будущий педагог Вениамин Фильштинский, когда узнал, что я из Воркуты, попросил изобразить какое-нибудь северное животное. Я стал рассказывать, что у нас есть северный олень, песец, росомаха. Он попросил показать росомаху. Я сказал, что видел ее только в краеведческом музее, и скопировал позу, в которой она там стоит - оскалил зубы, устрашающе показал когти. Все стали смеяться. В итоге я прошел все испытания и поступил с высшим баллом.
- Какую роль в твоем становлении как актера сыграл известный педагог Вениамин Фильштинский?
- Конечно, Вениамин Михайлович сыграл главную роль в моем становлении. Поступать к нему было страшно, ведь у него учились Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Михаил Пореченков, Илья Шакунов. Он учил всех этих известных актеров мастерству, и мы это знали, поэтому учеба сразу захватила нас с головой. А вообще курс Пореченкова-Хабенского был одним из культовых в академии. Например, в раздевалке одной из аудиторий актеры достроили второй этаж (раньше там было тесно, девушки и юноши ютились вместе), таким образом оставив после себя своего рода памятник для всех последующих курсов.
- Насколько сложно было учиться у Фильштинского?
- Учиться было очень интересно. В учебном процессе Фильштинский уделяет много внимания физическим ощущениям. Когда мы показывали этюды, например, на ощущение холода, то делали так называемую проверку. Мои однокурсники показывали, как они залезают в холодную воду. А уже после этюда мы всем курсом смотрели видеозапись того, как они реально зимой окунались в холодную Неву.
- Как и когда ты в первый раз попал в кино?
- Сначала были массовки, потом эпизодические роли в сериалах. Первая, почти незаметная роль у меня была в фильме «Человек у окна» Дмитрия Месхиева. Мы играли «золотую молодежь». Нас снимали под Санкт-Петербургом. Тогда было очень холодно: ночью температура упала ниже ноля, и даже фрукты на столе заледенели, а мы по сценарию изображали летний день. Все были в маечках, футболках, а изо рта шел пар. Было сложно, но интересно. Еще снимался в нескольких сериалах и полнометражных фильмах, но в эпизодических ролях.
- Ты закончил вуз в прошлом мае и сразу попал в картину Карена Шахназарова. Как это получилось?
- Карен Георгиевич для фильма «Белый тигр» искал немедийных артистов. Мне позвонили и сказали, что у Шахназарова проходят пробы в военный фильм. Я пришел на пробы предпоследним. Меня просто сняли на камеру, я представился и рассказал о себе. Тогда ассистент по подбору актеров спросила меня: «А ты случайно не из Украины?» У меня аж сердце екнуло: у меня половина родственников оттуда, но впервые это кто-то заметил. По моему виду (глаза у меня чуть раскосые) сложно догадаться, что у меня есть украинские корни, мне все больше говорят, что я татарин или узбек, в общем восточной национальности. А режиссеру как раз и нужен был такой типаж.
- После этого были повторные пробы?
- Мне перезвонили и сказали, что Карен Георгиевич приглашает на пробу в Москву. Это я воспринял спокойно, так как многие мои коллеги ездили на пробы, но им отказывали. На «Мосфильме», где проходил кастинг, были выстроены декорации, и там я впервые почувствовал атмосферу большого кино. Нас одели в костюмы, загримировали и сняли полноценный эпизод из фильма.
- После этого тебя утвердили?
- Я вернулся в Санкт-Петербург, а через некоторое время мне позвонили и пригласили сделать еще одну съемку. Я снова поехал в Москву, и через две недели мне сообщили, что я утвержден на роль капитана Шарипова.
- Где и когда проходили съемки фильма?
- Это было в Голицыне под Москвой. Там находится военно-танковая база «Мосфильма». Оттуда на съемки пригоняли настоящие танки и другую военную технику. Первая часть съемок проходила на натуре. Было сложно, так как стояла жара. Мы были в полном обмундировании. Мастер учил меня учитывать любые мелочи для того, чтобы вжиться в роль. Поэтому я, например, надевал и исподнее белье, и портянки, а не носки, как это делали другие актеры. Кроме того, мы очень много репетировали, прежде чем снимать. Фильм снимали на пленку, а это очень дорогое удовольствие, много дублей не сделаешь. И это очень дисциплинировало.
- По сценарию фильма некоторые события происходят в Берлине. Эти эпизоды реально снимались в немецкой столице?
- Это снималось в павильонах «Мосфильма». Там выстроили несколько полуразрушенных берлинских улиц. Меня поразили декорации. Когда я хотел сфотографироваться у дома, то облокотился на стену, а она прогнулась подо мной. Я повернулся, приложил руку. Оказалось, что стена сделана из пенопласта. Да и весь дом был полностью из него. Но там так качественно были прорисованы мелочи - отверстия от пуль, дыры от снарядов, внутри щелей – штукатурка: даже с расстояния нескольких сантиметров не поймешь, что этот дом ненастоящий.
- Что за человек разведчик Шарипов, которого ты сыграл в ленте?
- Это особенный человек, разведчик, особист. У него есть специальные навыки, в том числе и по убийству людей. Сначала я не совсем мог понять, какой Шарипов в жизни. Вроде у него, разведчика, должны быть задушены все человеческие качества. Но иногда проскальзывают нотки понимания и сочувствия к главному герою.
- Книгу Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр», которая легла в основу сценария, часто сравнивают с «Моби Диком». Ее главный герой пытается поймать некое призрачное существо, в вашем случае танк. Он вроде есть, а вроде его и нет. Когда ты читал сценарий фильма, какие мысли были?
- Мне понравилась идея воплощения зла в танке. Когда зло человечное, оно не такое страшное. Человек переживает; каким бы он ни был бессердечным, он дает волю эмоциям. А когда это техника, вот это страшно, это холодно и мертво, это зло без души.
- Шахназаров сказал, что для него съемки фантастики на военном материале - это испытание. Снимать такую картину - большая ответственность. А для тебя играть в такой картине тоже было испытанием?
- У меня - другой взгляд, я же не режиссер. А еще, когда я прочел сценарий, мне пришлось совместить две реальности. Война, которую я представлял с самого детства, и фантастика. Я вырос на военных фильмах, ветеранов тогда еще было много. Когда мы были детьми, мы все хотели учить не английский, а немецкий язык. Говорили так: «Когда нападут немцы, мы сможем с ними разговаривать, и они нас не убьют». Для меня война была максимально приближенной к реальности. А в книге смешались война и фантастика, которая, казалось бы, с войной не вяжется. И представить это было сложно. Но мистика именно моего персонажа не коснулась, поэтому мне проживать было проще, чем моим коллегам.
- А Карен Шахназаров какой режиссер - щепетильный, требовательный, добрый?
- Карен Георгиевич - строгий, дотошный, требовательный, но это не бросается в глаза. Для меня все съемки были завораживающим действием, где все было сделано еще задолго до момента съемки. Все продумано, прочувствовано, построено заранее. Он приходит на площадку не пустой, он все знает, и вся команда знает, что делать.
- Он позволял себе повысить голос?
- Меня он иногда ругал. В первый же день съемок я стал знакомиться со всеми, много шутил, спрашивал у операторов, световиков, художников-оформителей, как все устроено. Я забыл, что у меня на груди микрофон. А Карен Георгиевич, иногда надевая наушники, слышал всех актеров и работников группы. И, естественно, слышал, как я шутил. Мне об этом намекнула ассистент.
- И все-таки он тебя наставлял по-отечески или очень строго?
- Карен Георгиевич не давит авторитетом, его не боишься. Он справедливый, умный, рассудительный, и от этого ты сам начинаешь понимать, в чем ты не прав, и стараешься исправлять ошибки. Он знает, что делает.
- А ты чему-то научился у него?
- Он научил меня серьезно относиться к профессии киноартиста, причем не просто науськивая или тыкая на что-то. Бывало, пожурит меня – и, раз, у меня все получилось.
- Каким был твой последний день съемок?
- Да вроде ничего такого не было. Мы сняли допрос немца, я со всеми попрощался, и все. Для меня день прошел в работе. А когда вернулся домой, то было ощущение, что я принял участие в чем-то грандиозном.
- Можешь представить ситуацию, когда зрители, выходя с премьерного показа, скажут, что им фильм не понравился, а особенно не понравился актер Архипов, сыгравший разведчика Шарипова?
- Об этом я думаю после каждого спектакля. В кино большая ответственность лежит на режиссере. Здесь есть на кого свалить. А в театре не свалишь. Да мне самому интересно, что получилось, так как я не видел ни одного кадра.
- Знаю, что начинающие актеры испытывают особую радость, когда видят свою фамилию в титрах. Ты тоже?
- Я иногда на сайтах смотрел анонс фильма и не видел своей фамилии в ролях. Тогда немного комплексовал. Но это все из-за недостатка главных ролей. Конечно же, я, как и любой артист, хочу сниматься много, у всех самых успешных режиссеров.
- Когда ты жил в Воркуте, то не раз становился лучшим игроком КВН, а в Сыктывкаре участвовал в капустниках. Да и на съемочной площадке, как ты сам рассказал, много шутил. Ты артист комедийного или драматического плана?
- У меня в спектаклях есть комедийные роли, а в фильмах нет. Я отчасти комедийный артист, но и от драмы получаю особенное удовольствие.
- Чем ты занимаешься сейчас? У тебя есть новые предложения?
- На пробы хожу редко, так как много работаю и играю в «Этюд-театре». Мы создали этот театр со своим курсом. Я занят там в двух спектаклях. В свободное время забочусь о семье. Так как актерский труд оплачивается не слишком высоко, поэтому в свободное время ищу способы обеспечить семью. У меня только-только родилась дочь, ей всего лишь шесть месяцев. А когда чуть подрастет, я снова буду весь в театре.
Беседовал Максим ПОЛЯКОВ
комментарии посетителей (всего: 5) |
|
Просто
Город: Воркута
|
|
Фильм для зрителя, который знает и читал книгу Бояшова, остальным просто ничего не понять, возможно, недоработка как режиссера, так и автора сценария. Жаль, что так получилось. Шахназаров верен себе, уровень мастера сразу чувствуется. Есть некоторые недоработки:в финале фильма у полковника контрразведки среди прочих наград заметен орден Славы, чего в принципе быть не может - такими орденами награждался только рядовой и сержантский состав. У офицера он может быть только в одном случае - если тот отбывал наказание в штрафном батальоне, где и был награжден, совершив геройский поступок. |
|
№5
13.05.2012 21:44:03 |
|
|
добавить комментарий |
|