Интервью |
Парикмахер Никита Плеханов: "С опытом придирок к своей работе становится больше"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
В 29 лет парикмахер-универсал Никита Плеханов работает в собственной парикмахерской. В интервью МС в рамках проекта «Даешь молодежь!» он рассказал, почему не пошел по стопам деда - коми народного писателя Геннадия Юшкова, о первых неудачах в колористике и самых требовательных клиентах, а также рассуждал о том, что проявлять инициативу и предлагать клиентам свои варианты стрижек - дело неблагодарное.
- Когда ты понял, что твое призвание - стричь людей?
- Это произошло совершенно случайно, я никогда не думал, что стану парикмахером. Поступил в музыкальное училище, а после третьего курса бросил его. Полгода бездельничал, потом пошел в вечернюю школу, но вскоре понял, что и это не мое. Когда все нормальные дети думали, что после девятого класса они пойдут в десятый, мы думали о том, что будем рок-звездами, учились музыке. Я бросил школу в надежде стать сыктывкарским Куртом Кобейном. Спустя какое-то время появилась возможность поступить в профтехучилище, причем альтернатива была такая - я буду или сварщиком, или парикмахером. Тогда я подумал, что к творчеству ближе все-таки профессия парикмахера.
- В детстве кем мечтал стать, когда вырастешь?
- Лет до 15 мечтал стать дворником, потому что такая мечта была у одного персонажа в кино, и мне понравилась эта идея. А потом захотел стать рок-звездой.
- На ком тренировался стричь?
- Мне в этом плане было проще. Уже в конце первого курса я пошел работать в парикмахерскую в Эжве. Там меня как слепого котенка кинули в профессию. Толком еще ничего не умел, точно знал только то, что на голове есть волосы и их нужно стричь.
- Как оцениваешь этот свой опыт?
- Это самый ценный опыт, который я получал где-либо. Вот для примера. У нас в группе были 33 девочки и я, и только 12 человек остались в профессии. Только они смогли преодолеть порог стеснения перед клиентом, какие-то комплексы в общении, трясущиеся руки, страх что-то отстричь и все испортить. Мне повезло, я уже на первом курсе понял, что смогу. Потом меня поставили к креслу и велели стричь. Обычная социальная парикмахерская, никаких там сверхъестественных стрижек, клиентами были в основном бабушки и дедушки.
- А ты предупреждал людей, что ты стажер?
- Нет.
- Клиент же имеет право знать, кто у него за спиной стоит.
- Тут такая ситуация. Я бы мог объяснить, что отучился три года, умею выполнять все стрижки и нахожусь на стажировке. Но на тот момент я мог сказать людям, что еще только хочу стать парикмахером и по большому счету нигде не учился. Мы обговаривали эти моменты с хозяйкой парикмахерской: она очень сильна была как педагог и объяснила мне основные принципы профессии, технические моменты. Я даже помню один конкретный пример, который она привела. Сказала, что вот я сейчас начинаю работать в парикмахерской, а когда она начинала, их посылали на так называемые «соцстрижки». Нужно было ходить по домам и стричь пенсионеров. И у нее во время одной такой процедуры пенсионер скончался. Поэтому, сказала она, трястись перед клиентом - это такие мелочи по сравнению с данной ситуацией. На таких контрастах мне объяснили, что нет смысла паниковать, кто бы ни сидел в кресле.
- Такие примеры не отпугнули тебя?
- Ну у меня тоже есть порог брезгливости, и иногда было тяжело через него переступить. Но это все такие мелочи по сравнению с тем, через что приходится переступать патологоанатомам, например.
- Тяжело было переступать?
- Не скажу, что я шпана дворовая, но у меня были моменты в жизни и пострашнее.
- Сколько лет тебе было, когда ты взял первого клиента? И кто это был?
- Мне было 20 лет. Это была подружка моей одногруппницы. Короткая стрижка - «шапочка». Я стриг под надзором хозяйки парикмахерской, которая контролировала процесс, чтобы я не отстриг лишнего. На этом примере мне показали основные принципы короткой женской стрижки, с которой потом было легко перейти на мужские. Вообще, базовая стрижка открывает широкий спектр возможностей.
- Через какой период времени ты стал стричь самостоятельно, без подсказки «старшего товарища»?
- Мне потребовалось недели две, чтобы научиться основам. Сложнее было с мужскими стрижками. Там дольше пришлось учиться на наглядных примерах от простого к сложному.
- А кто требовательнее из клиентов: мужчины или женщины?
- Мужчины чаще.
- В слезах от тебя уходили?
- Был такой случай. Я проработал уже три года, и получилось так, что девушка, которая сидела в кресле, стала сиреневой после неудачного окрашивания. Она попросила трехцветное колорирование - белые, черные и шоколадные пряди. Я начал смывать эти цвета в неправильной последовательности, и иссиня-черный оттенок «Египетская ночь» на белые пряди лег сиреневым цветом. Я неправильно открыл для себя колористику. Девушка рыдала. Но я все исправил. Сейчас я знаю, что достаточно было просто еще раз помыть голову, но тогда я заново выбирал все пряди, и в итоге остались только два цвета - шоколадный и черный. Я тогда очень усложнил себе работу.
- Сейчас таких случаев уже не бывает?
- С опытом приходит профессионализм, и расстроенных клиентов становится гораздо меньше, но вот собственных придирок к работе - больше.
- Чем ты особенно недоволен?
- Да вообще недоволен, стригу паршиво (смеется). Твой профессионализм прямо пропорционален количеству твоих постоянных клиентов. Естественно, они ходят к тебе не потому, что ты их каждый раз уродуешь. Но чем профессиональнее становишься, тем строже начинаешь относиться к своей работе. Есть две категории: это ребята с пытливым умом, которые хотят постоянно развиваться, и те, которым ничего не нужно, они состоялись в профессии и просто продолжают работать.
- Какое будущее для себя видишь?
- Из этой профессии я не собираюсь уходить, слишком много было потрачено на нее. Хотя периодически такое желание возникает.
- Какова альтернатива парикмахерской?
- В 2009 году я ушел из парикмахерской на телевидение, работал звукорежиссером. У меня к тому времени был опыт работы со звуком и музыкальным оборудованием на местных рок-фестивалях. Тогда меня хватило на год, не было дальнейшей перспективы. Я вернулся в парикмахерскую, тем более, что мне поступило очень хорошее предложение от салона.
- Как считаешь, конкурсы профессионального мастерства среди парикмахеров - нужное дело?
- Да, они нужны, но не мне. С одной стороны, я стесняюсь, а с другой - трушу показать свой непрофессионализм. Я совсем не пафосный человек для таких конкурсов.
- А тебя кто стрижет?
- Чаще всего, кто придется. Поход в парикмахерскую для меня обычно заканчивается каким-то вердиктом мастеру. Чтобы впечатлений было больше, я хожу ко всем мастерам подряд. Тогда оказываюсь в курсе того, как стригут другие, есть возможность сравнить со своей работой, чему-то научиться, даже украсть какой-то приемчик.
- Клиенты просят тебя предложить им что-то, кроме классических вариантов стрижки? Сам проявляешь инициативу, предлагая более удачные варианты?
- Стараюсь не проявлять инициативу, и опыт показывает, что это правильно. Есть люди, которые приходят, говорят, что ничего не понимают в парикмахерском деле, не понимают, как они хотят выглядеть, и предлагают постричь их как-нибудь на мой вкус. В таких случаях я предлагаю стрижку наголо и кость в нос (смеется). Они думают, что я открою в них что-то новое, не учитывая, что есть просто особенности внешности, которые никуда не денутся.
- Насколько знаю, ты уже давно ищешь себе напарника-парикмахера? С какими сложностями столкнулся?
- Очень много безынициативных людей, и есть те, с которыми мне бы просто было неинтересно или некомфортно работать как с компаньонами. Другой вопрос, что по-настоящему хороших мастеров в Сыктывкаре достаточно, но они давно нашли свое пристанище, и мне было бы сложно перетянуть их к себе.
- Твой дед - коми народный писатель Геннадий Юшков. Гены давали о себе знать? Никогда не тянуло в писательство?
- Как и все в нашей семье, я, конечно, что-то такое чувствую. Более того, дед был безумно расстроен, что я так и не стал писателем. Он был удручен тем, что я стану всего лишь парикмахером. Он еще как-то относился к моим попыткам музицирования, однако всему всегда предпочитал литературу. Но я не начал заниматься литературой в нужное время. Сейчас начать этим заниматься? Писать в стол? У меня были попытки, но это все незаконченные работы, наброски, и я даже показывать это никому не хочу. Дед был отличным повествователем, но меня больше интересует работа над сценарием, и, возможно, когда-нибудь я себя в этом попробую.
Беседовала Анастасия АЛЕКСЕЕВА
добавить комментарий |
|