Интервью |
Музыковед Ольга Мойсеевич: "В отличие от футбола, в музыке все строится по строгим законам гармонии"
Фото Андрея РЕТАНОВА |
5 февраля в Коми республиканской филармонии состоится очередной концерт из цикла «Музыкальные истории». Программа ожидается не совсем обычная. Организаторы назвали мероприятие специальным выпуском, посвященным 20-летию концертной и сценической деятельности музыковеда Ольги Мойсеевич, для которой «Музыкальные истории» стали своеобразной «визитной карточкой». О том, чего ждать в спецвыпуске, виновница музыкального торжества рассказала нашему корреспонденту.
- В чем необычность концерта?
- Как правило, в «Музыкальных историях» мы стараемся рассказать о композиторах или о музыкальных эпохах и направлениях в целом. На сей раз мне хотелось бы представить зрителям тех, кто помогает рассказывать эти истории - о музыкантах, которые регулярно принимают участие в наших концертах. Теория и история музыки не будут при этом забыты, но большей частью хотелось бы представить моих друзей. В концерте примут участие пианистки Ребекка Магомедова, Елена Ардуванова и Татьяна Ветошкина. Трубач Иван Демидов предстанет в двух ракурсах: как музыкант классического и джазового направлений. Артисты театра оперы и балета Евгений Гаврилов и Евгения Лисова напомнят о проекте «Век джаза», который состоялся в рамках цикла «Музыка online». Также в программе примут участие народные артисты Республики Коми и заслуженные артисты России Ольга Сосновская и Алексей Моисеенко, солистка ансамбля «Вдохновение» Ольга Ульянова, ансамбль «Джаз-Графика», вокальный ансамбль колледжа искусств «Делла». Всего раскрывать не стану, сюрпризы тоже будут.
- Очень часто, когда появляется имя Ольги Мойсеевич, у кого-нибудь обязательно возникает вопрос: кто такой музыковед?
- Все просто. «Музыковед» - это специальность, которую я получила в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Это то, что записано в моем дипломе о профессиональном образовании. «Музыковед» - по сути, тот человек, который «музыкой ведает» и делится своими знаниями со слушателем. Отличие классической музыки от популярной в том и заключается, что ее сложно научиться слушать без специальной подготовки. Она не только говорит об общечеловеческих ценностях и целях, но и обращается к самым тонким, сокровенным чувствам, пробуждает фантазию, заставляет задуматься, вдохновляет и тревожит одновременно. Лет сто назад музыка была особым лакомством. Ее невозможно было услышать на улице, как сейчас. Для нее строились концертные залы и театры. Ситуация изменилась, и теперь возможность слышать и знакомиться с прекрасной музыкой есть у всех. В этом нам помогают интернет, видео и аудиозаписи. Но вот какой парадокс: лишь небольшой процент использует данное богатство. На это много причин, в том числе и проблемы воспитания, образования и культуры. Возможно, музыка прошлых столетий не отвечает современному ритму жизни, ведь классику нужно не только услышать, надо вслушаться, прочувствовать, понять. Поэтому мне кажется важным рассказывать и, если угодно, пропагандировать серьезную классическую музыку. Самая главная задача музыковеда - заинтересовать человека, приобщить его к миру прекрасного, приблизить музыку прежних веков к восприятию современного человека.
- В 2012 году ваш проект «Музыкальные истории», известный зрителю с 2001 года, вышел в обновленном формате. Одним из нововведений стало появление «Музыкальных суббот» - лекций с музыкальными иллюстрациями. В них в достаточно простой форме вы рассказывали об основных музыкальных понятиях. Откуда появилась идея? Это еще одна форма пропаганды классического искусства?
- Однажды в разговоре с музыкантами мы пришли к выводу, что неподготовленному слушателю сложно воспринимать классическое произведение, не зная, по каким законам оно строится. «Как исправить ситуацию?» - задали мы сами себе вопрос. Ответ был простым. Все дело в том, что музыканты знают, чего ожидать. Они понимают, как развивается музыкальное произведение, они заранее предвкушают развязку-финал. Можно построить аналогию с футболом, когда, зная правила игры, болельщики ждут гола. Только, в отличие от футбола, где гол может быть неожиданным, в музыке все строится по строгим законам. Гармония и красота достигаются определенными выразительными средствами. Музыкант, когда звучат соната или симфония, слышит не просто бесконечно длинный набор звуков, он слышит последовательность тем, чувствует форму, он знает и готовится к контрастам и повторениям. Чтобы поделиться этим чувством с начинающими любителями классической музыки, нужно раскрыть им некоторые секреты рождения мелодии, формообразования и исполнительского мастерства. Однажды после очередного концерта «Музыкальные истории» ко мне подошли зрители и попросили сделать такую программу, чтобы можно было подробнее разобраться в музыкальных формах. Так появились «Музыкальные субботы». Мы очень ждали обратной связи. Но, видимо, на первой встрече дали зрителям слишком большой объем информации. На второй лекции, которая как раз рассказывала об эволюции музыкальной формы, объем был меньше, зато были подробные живые и яркие примеры. И зритель откликнулся. Более того, у нас спрашивали, что нужно сделать для того, чтобы проект жил.
- И что же?
- Пока нам было достаточно увидеть, что этот материал востребован. Мы подали проект на соискание гранта главы Республики Коми. И выиграли. В 2013 году состоится еще пять «Музыкальных суббот», финалом станет концерт в филармонии. Кроме того, к нам уже обратились представители образовательных учреждений повторить лекции для студентов. Значит, процесс пошел.
- Вы уже более 20 лет преподаете музыкально-теоретические дисциплины в Гимназии искусств при главе республики. Преподавание концертной деятельности не мешает?
- Напротив, помогает. Эти процессы в моем случае очень взаимосвязаны. Постоянно готовясь к занятиям, я использую большой объем информации. И это очень помогает при подготовке к концертам. С другой стороны, ученики своими вопросами, реакцией иногда подсказывают, как можно заинтересовать зрителя, преподнести то или иное произведение. К тому же опыт работы на сцене сильно выручает, когда приходится из обычного урока делать «шоу». Детям очень нравятся сценические ходы и приемы.
- Вы достаточно хорошо знаете обстановку в творческой среде города. Недавно стало известно, что из Сыктывкара уезжает Андрей Дикоев, работавший директором республиканского колледжа искусств, благодаря которому город сделал большой шаг вперед в музыкальной сфере. Уезжают вокалисты, музыканты, дирижеры. Почему?
- У каждого - свои причины. Хотя я уверена, что приятнее всего жить и работать именно там, где ты родился, где живут твои родные и друзья. Думаю, Андрей Дикоев с радостью бы остался в Сыктывкаре, если бы не те условия, в которых он вынужден был жить здесь с семьей. При этом, знаете, не всегда материальные трудности играют решающую роль. Есть же такая поговорка, что художник должен быть голодным. Правда, у нас почему-то этот «голод» воспринимается буквально. Но очень важно для творческого человека быть востребованным. Например, Михаил Журков с большим сожалением уезжал из Сыктывкара, этот город он любит и считает его родным. Но в последние полгода в театре оперы и балета не состоялось ни одной оперы. А музыкантам необходимо развиваться и расти.
- А вообще, на ваш взгляд, Сыктывкар по своему культурному уровню соответствует статусу столицы Коми?
- К сожалению, у нас нельзя говорить об уровне культуры как о неком понятии, равномерно касающемся всех сфер творчества. У нас есть проекты и отдельные личности, которые задают очень высокую планку. Те же фестивали Андрея Дикоева, Союза композиторов. «Традиции и классика авангарда» стали настоящим прорывом, уникальным явлением, которое, я думаю, мы еще долго будем вспоминать.
- Сейчас очень модно говорить о брендах республики, «визитных карточках» и узнаваемых событиях. В Коми в сфере классической музыки есть такой бренд?
- Лет двадцать назад в филармонии проходили фестивали классической музыки «Печорские зори». Это были грандиозные события, на которые приглашались выдающиеся музыканты, хоры, оркестры. Нечто подобное случилось в Сыктывкаре осенью 2012 года под названием «Шедевры и премьеры». Но здесь выступали только приглашенные звезды, а фестиваль «Печорские зори» давал площадку и местным музыкантам. И это было праздником для всех: и для зрителей, и для артистов. В лучшие свои годы на звание такого бренда мог претендовать и фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» под руководством заслуженного деятеля искусств России Ии Петровны Бобраковой.
- 20 лет творческой деятельности. Что изменилось за время вашей работы на концертном поприще?
- Эти двадцать лет пролетели быстро. У меня такое ощущение, как будто я только-только начинаю. Хотя да, изменения есть. В 90-е годы культуре было очень тяжело. Изменились приоритеты, нужно было учиться жить по-новому, в новых финансовых условиях. Спустя двадцать лет государство начинает обращать внимание на культуру и профессиональное искусство. В 2012 году благодаря грантовой поддержке главы Республики Коми состоялись фестивали классического искусства и многие другие культурные события. И в нынешнем это направление снова поддержано. Если тенденция не изменится, нас ждут новые постановки и проекты, а это не может не радовать.
- Стандартный вопрос напоследок: о чем мечтается накануне круглой даты?
- Идей множество. Хочется вернуться к циклу оркестровых концертов «Музыка online». Когда мы с дирижером Виталием Лайдиненом его придумали, было озвучено 15 или 17 тем для этого проекта. Реализовано же только три, так что есть над чем работать. В отношении «Музыкальных историй» - здесь поле деятельности вообще не имеет границ, и я считаю, что этот цикл получит дальнейшее развитие. Большие надежды мы с коллегами связываем с недавно образовавшимся сообществом профессиональных музыкантов Республики Коми. Возможно, благодаря этому объединению им станет легче организовывать и проводить концерты, а молодежи - проще заявить о себе.
Беседовала Евгения ГАБОВА
добавить комментарий |
|