Общество |
ОПРОС Надо ли вернуть в школу розги?
Учителя в царской России были в статусе государственных служащих с высоким заработком и большим кругом полномочий. К числу последних можно отнести и право наказывать учеников. В «Школьном уложении» 19-го века, например, было предусмотрено 85 провинностей, за которые можно было высечь. В одних образовательных учреждениях порка «процветала» и зачастую выходила за рамки разумного, в других наказание розгами допускалось лишь в исключительных случаях. В современной школе практически любое действие учителя в отношении ученика может быть расценено как насилие и нарушение прав ребенка. Детям даны неограниченные права. А, может, все-таки стоит вернуть в школы систему наказания? С этим вопросом МС обратилась к экспертам.
Владимир Шарков, министр образования Коми:
- Воспитание под розгами - это возврат к тоталитарному государству. Я против какого-либо психологического или физического воздействия на детей, потому что это проецируется на их будущую жизнь, на их детей. А вот как быть в ситуации, когда учителя часто более бесправны, чем ученики, - вопрос сложный. Порой ситуация, как ее представляют дети и родители, не соответствует действительности. В этом плане учителя не защищены. Что делать? Сразу на этот вопрос никто не ответит, и я в том числе, к сожалению. Надо думать, как выстроить возможность защиты и учителя, и ученика, чтобы избежать ущемления чьих-то прав.
Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский:
- Нет, конечно, но должно быть отчисление учащихся из школы, если их поведение наносит вред другим учащимся, дезорганизует образовательный процесс.
Елена Малышева, учитель начальных классов Коми национальной гимназии Сыктывкара, победитель конкурса «Самый классный классный-2010»:
- Розги возвращать не надо. Если учитель полностью выкладывается на уроке, интересно дает тему, весь класс слушает, а кто-то из учеников мешает, - это проблема воспитания. Но в этом виновата не только школа. Сегодня надо учить родителей, как правильно воспитывать детей, и прописывать их ответственность, например, в уставе школы. Чтобы не было такого, что у учителя прав меньше, чем у ученика.
Василий Андреев, лидер общественного движения детей и молодежи «Ребячья республика», член Общественной палаты Коми:
- Трудный вопрос. Физически наказывать не надо. Нужно ввести ответственность для учеников. У учителей она и так уже есть, а вот дети должны учиться оценивать последствия своих поступков. Наказанием может стать, например, отстранение от уроков, а за системные или грубые нарушения (по отношению к учителям или одноклассникам) - перевод на платное обучение по какому-либо предмету. Эти меры заставили бы и родителей задуматься о том, правильно ли они воспитывают своих детей.
Михаил Матвеев, директор Академического театра драмы имени Виктора Савина:
- Возвращать розги в школу нужно. Но розги - это скорее собирательное понятие. Это свод правил, который бы помог восстановить уважение учеников к учителям и наоборот. За последние два десятилетия школа существенно изменилась изнутри. Люди, получившие финансовую независимость, почувствовали себя богатыми. Теперь в их сознании укоренилась мысль, что воспитание и обучение их детей полностью ложится на школу, а сами родители ничего не обязаны делать. Но ведь школа без участия мамы и папы не может полноценно воспитать ребенка. Сейчас ученик может обматерить педагога, и ему за это ничего не будет. Именно такие крайности порой и вызывают агрессию учителей. Надо вернуть в школу четкие правила и законы уважения. А еще есть момент, который также появился в 90-е годы прошлого века. Ситуация, когда педагог на фоне богатых родителей получает 10-15 тысяч рублей, и вызывает перекосы.
Дмитрий Коданев, замдиректора ООО ЧОП «Конфидент-2»:
- Розги возвращать в школу не надо. Сегодня есть много средств, которые позволяют видеть то, что происходит на уроках. Есть системы видеонаблюдения. Почему бы не оборудовать ими все школы, все классы? Тогда можно будет просмотреть видеозапись и понять, что на самом деле происходило на уроке.
Алиса Козлова, жрналист, мать двоих детей:
- Сегодня учителя по сравнению с учениками находятся в бесправном положении. И подростки часто пользуются этим, провоцируя своих педагогов на проявление агрессии, хамят им, вызывая нервные срывы. Я об этом знаю от своих друзей-педагогов. По их словам, в лицеях и гимназиях дела с поведением учащихся обстоят еще неплохо, а вот в сельских школах, которые, к сожалению, начали деградировать еще в 90-х годах, все очень сложно. В интернете можно найти массу таких историй, когда школьники целенаправленно доводили учителей до срывов.
Конечно, розги возвращать в школы не стоит (хождение строем мы пережили еще в советское время), а вот усилить ответственность родителей за поведение сыновей и дочерей нужно. Вместе с этим, мне кажется, нужно усилить контроль за ситуацией со стороны социальных служб и в крайних случаях полиции. Конечно, мы должны говорить о правах детей и воспитывать свободных людей. Другое дело, что Россия, может, не совсем к этому готова - нам свойственны крайности. Как говорилось у Пушкина, русский человек – это дерево, из которого можно вырезать и икону, и дубину. Поэтому считаю, что в деле воспитания нужно искать золотую середину и усиливать ответственность родителей за своих отпрысков.
Нелли Струтинская, уполномоченный при главе Коми по правам детей:
- Возвращать в школы розги нельзя ни в коем случае. Это недопустимо. По конкретной ижемской ситуации, пока не будут готовы выводы следствия, немного неправильно будет что-либо комментировать. В целом могу заметить, что проблема взаимоотношений «учитель – ученик» действительно стоит остро. Современные дети хорошо знают, что такое «права», но часто забывают о своих обязанностях. Нужно помнить, что учитель – это прежде всего человек, выбравший профессию педагога. И в любой ситуации он должен оставаться профессионалом своего дела, взрослым, ответственным человеком, не допускающим слишком эмоциональных моментов в своей работе. Есть проблема, которую нужно обсуждать, и внимание в этом следует обращать, в том числе, и на престиж профессии учителя.
Александра Макеева, одиннадцатиклассница:
- Розги? Вы, наверное, шутите? Тогда уж и давайте про стояние на горохе вспомним. Я уже оканчиваю школу и за 10 с лишним лет успела увидеть многое. Да, бывает, что учителя агрессивно ведут себя по отношению к ученикам и дают волю своим «тараканам в голове», но такое случается редко. Гораздо чаще дети (даже восемнадцатилетние) ведут себя просто оскорбительно. Но разве в таком возрасте физические наказания что-то изменят? Я думаю, такое поведение идет из семьи, от воспитания. Если у кого-то и есть право на розги, то только у родителей. А учителей действительно жалко.
добавить комментарий |
|