Общество |
Организатор "алкорейдов" Илья Болобан: "Продавцы перестают отпускать алкоголь без паспорта"
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
В Сыктывкаре все меньше и меньше магазинов, где по-прежнему с нарушениями закона продают алкоголь несовершеннолетним. Во многом ситуацию в этой сфере удалось изменить благодаря добровольцам из «Ассоциации военно-патриотических клубов Коми». Почти год они устраивают так называемые алкорейды, во время которых проводят контрольные закупки спиртного. Как рассказал в интервью МС руководитель ассоциации Илья Болобан, вскоре рейды будут проходить и в других районах республики.
- Когда состоялся первый алкорейд, и каковы итоги вашей работы с того момента?
- Проект действует с весны прошлого года, а успешных рейдов набралось около 60. То есть, именно столько раз нашим несовершеннолетним участникам проекта продали алкоголь.
- Расскажи, как проходят ваши рейды, и кто в них участвует?
- С добровольцами проблем нет, сетка «рейдеров» у нас весьма широкая. Подростки достаточно активны, многие сами просятся в рейд. Сейчас у нас сформировался костяк лидеров, они и подтягивают своих знакомых. В плане тактики все просто - это обычная контрольная закупка.
- Как реагируют продавцы, когда понимают, что нарушили закон?
- Обычно адекватно происходящему. Но бывали и истерики, и попытки сбежать. Некоторые давали ложные показания. А один раз продавщица сказала, что знает молодого человека, так как он регулярный клиент, ему 25 лет, и у него есть семья. Хотя подростку было всего 16 лет.
- Что происходит дальше?
- Мы ведем и сопровождение этих дел. С нас тоже ведь берут объяснения, мы выступаем свидетелями в суде. Хотя несколько раз проиграли дела. Здесь все упирается в бюрократические проволочки. Грамотные юристы на стороне владельцев магазинов и в состоянии выиграть дело, т.к. наше антиалкогольное законодательство еще не столь мобильно.
- Насколько велика сетка волонтеров?
- Нас много. Активисты живут в разных районах - Лесозаводе, Орбите, Строителе, Эжве. Это школьники старших классов и студенты сузов.
- А почему они просятся этим заниматься? Почему для них это важно?
- Есть ощущение, что у подрастающего поколения возникло отвращение к повальной алкоголизации. А, имея рычаг воздействия на ситуацию, они хотят ее исправить.
- Недавно, помимо Сыктывкара, вы стали проводить алкорейды и в других муниципалитетах. Почему первым выбрали Княжпогостский район?
- Это получилось стихийно. Мы, естественно, заинтересованы в расширении проекта. А Княжпогостский район находится поблизости, туда можно доехать на машине. Тем более перед самими рейдами мы наладили контакт с местными полицейскими. Мы должны знать, что когда мы приедем, полицейские окажутся на месте и будут готовы отреагировать на наш вызов. Районы - это не столица, где сотрудники всегда в состоянии «полной боеготовности». Да и вообще этот проект силовиками востребован. Ведь сами полицейские не вправе напрямую проводить контрольные закупки, тогда адвокаты могут «разломать» это дело в суде. Оперативно-розыскные меры не могут содержать элемент провокации, а контрольная закупка по своей сути и есть провокация. Именно поэтому на помощь сотрудникам правопорядка могут прийти гражданские институты.
- Вы ощущаете, что благодаря вам ситуация с продажей алкоголя несовершеннолетним изменилась?
- Безусловно. В городе это очень четко обозначено. У нас все меньше и меньше успешных рейдов. Алкоголь несовершеннолетним продают разве что на окраинах города. Сети «Магнит» хватило двух случаев, чтобы осознать свою ошибку и изменить политику. Я считаю, что все это наша заслуга.
Беседовал Максим ПОЛЯКОВ
добавить комментарий |
|