Лицом к лицу |
Ирина Ильина: «Народная медицина возвращается»
Ирина Ильина |
О том, как лечили в старину земляными червями, осиными гнездами и гусеницами, можно узнать, ознакомившись с вышедшей на днях в Сыктывкаре научной монографией «Традиционная медицин- ская культура народов Европейского северо-востока. Конец XIX - начало XX веков». Это первое обобщающее исследование традиционной медицинской культуры северных русских, коми и ненцев. Автор книги кандидат исторических наук Ирина Ильина на основе полевых и архивных материалов рассматривает традиционные способы лечения и профилактики заболеваний, включающие лекарственные средства природного происхождения, физиотерапевтические и психотерапевтические методы, представления о здоровом образе жизни, в том числе о рациональном питании. Особое внимание в книге уделено личностям и практике народных врачевателей как главных носителей традиционных медицинских знаний. С известным этнографом встретился наш корреспондент.
- Ирина Васильевна, с чего начался ваш интерес к народной медицине?
- Я выросла в старой части Сыктывкара, рядом с краеведческим музеем, в котором была замечательная и понятная всем возрастам экспозиция. Мы часто ходили туда с дворовыми друзьями. И, по воспоминаниям родителей, я уверяла, что «буду тетей, которая работает в музее». В пятом классе в школьном сочинении, сохраненном моей учительницей литературы Луизой Васильевной Хоревой, я писала, что хочу быть историком. А в старших классах каждое лето работала санитаркой в городском роддоме, где впервые познакомилась с медицинской практикой и с удивительными врачами, среди которых Эмилия Александровна Иванова - мое восхищение ею поймут, наверное, многие женщины. С этого времени медицина всегда была в сфере моих интересов, как и биология, которую в нашей школе преподавала замечательный учитель и человек Римма Васильевна Куликова.
И удивительно, как эти две линии пересеклись и объединились в моей профессии в одну. После окончания истфака Сыктывкарского университета меня распределили в Институт языка, литературы и истории КНЦ, где на выбор мне были предложены три темы для исследования: народная одежда, пища и медицина. Конечно же, я выбрала последнюю. В то время, после длительного периода негласных идеологических запретов, изучение народной медицины в России только начиналось. На заседании Президиума Коми филиала АН СССР, где утвер-ждались темы, высказывались сомнения, существует ли такое явление в традиционной культуре коми, «диссертабельна» ли данная тема. Но первый же выезд в поле развеял все сомнения - я вернулась из поездки на Вишеру с мешком трав и распухшим от записей полевым дневником.
- Вы сами пытались использовать для лечения народные средства и рецепты, или ваш интерес к ним чисто теоретический?
- Я редко применяю народные рецепты для собственного лечения. Это связано с необходимостью вылечиться быстро и без усилий - глотнул пару-тройку таблеток и «здоров». Это, конечно, от занятости, привычного невнимания к своему здоровью и, чего уж греха таить, лени. Но сына своего, перед которым чувствую большую ответственность как перед продолжателем рода, стараюсь лечить народными средствами - травами, растираниями, компрессами, массажем. Часто, как шутливо говорят мои подруги, это «зверские» методы, но они помогают.
- Пожалуй, один из самых экзотических способов лечения, описанных вами, это мазь из дождевых червей..
- Это очень распространенное средство в медицинской практике европейских народов, что должно заинтересовать биохимиков. Для приготовления лекарства земляных червей заливали водой, и настаивали на печи в течение двух недель. Полученным из перегнивших червей «маслом» смазывали раны. Осиные гнезда и паутина служили своеобразными пластырями для остановки кровотечений. Чтобы снять воспаление, к больным местам прикладывали высушенных гусениц. Но гораздо удивительнее то, что коми применяли в своей медицинской практике более 170 видов растений, знали множество рецептов по использованию тканей и органов животных, минералов. Чрезвычайно интересны физиотерапевтические средства лечения. Например, прижигание, или мокса, которая сейчас используется только в китайской народной медицине. Не исключено, что этот метод заимствован через самодийцев из восточных систем оздоровления.
- Интересно, а насколько народная медицина может быть востребована сегодня?
- К сожалению, в перестроечное и постперестроечное время, когда появилось множество «народных врачевателей, целителей, шаманов», народная медицина была серьезно дискредитирована. Эти люди, ничего общего не имевшие с народными традициями, преследовали чисто меркантильные интересы или же пытались самоутвердиться, реализоваться. Вместе с тем в деревнях, где существует достаточно строгая общественная «цензура», обманывать сложнее, и там сохранились традиции, которые могут представлять интерес и для профессиональных медиков. О пользе трав и применении их современной медициной говорить уже не надо. Стоит отметить, что, сопоставляя традиционные рецепты разных этносов, можно выделять растения, наиболее перспективные для создания новых лекарственных препаратов - этим успешно занимаются и в Европе, и биотехнологи Коми научного центра.
Но особо, мне кажется, важно учитывать требования, предъявляемые в традиционной культуре к личности и практике врачевателя. Не каждый мог стать им, ученики выбирались и по моральным, и по физическим, и по наследственным характеристикам. Процесс обучения был длительным, врачевание никогда не могло быть источником больших денежных доходов, а воспринималось как служение обществу. Методы лечения и приготовление лекарств всегда были строго индивидуальны. Обязательным условием лечения было наличие постоянной связи между пациентом и лекарем - так, как общаются народные врачеватели со своими пациентами, - этому может поучиться любой доктор.
- Есть ли династии коми народных целителей?
- Конечно, идеальный вариант - это передача знаний по наследству, поскольку предполагается, что необходима еще и «особая сила», которая идет «по роду». И наследственный врачеватель считается более успешным. В коми деревнях известны семьи, где уже в пяти поколениях имелись признанные среди населения лекари. Но реалии ХХ века, когда прервались очень многие традиции, заставляли врачевателей обращаться к чужим людям. Может, благодаря этому, мне и удалось собрать так много материала - бабушки, видя мой искренний интерес и готовность учиться, передавали мне знания, которые в иной ситуации вряд ли бы доверили постороннему.
- В одной из первых своих экспедиций вы столкнулись с шевой. Что это за явление, и встречается ли оно сейчас?
- В этом явлении настолько тесно переплелись мировоззренческие и медицинские проблемы, что это тема для отдельного разговора. С медицинской точки зрения, это невротическое расстройство, проявляющееся в возможных истерических припадках, чревовещании, особых прихотях, раздвоении сознания и так далее. По-разному это явление оценивается в традиции народной и церковной.
Изгнания шевы я не видела, но с носительницами общалась. С одной из них встретилась в первый же год работы. В деревне Троицк разговаривала с бабушкой о средствах лечения, и когда спросила ее, знает ли она, как излечить от шевы, другой, очень высокий, голос произнес: «Что это она спрашивает...и-и-и-и?...» Бабушка ничуть не смутилась, захлопала себя по груди и своим голосом продолжила: «Вот только о ней заговорили, она тут как тут». Впечатление, конечно, странное, но, с точки зрения окружающих, нестрашное. Эту бабушку очень ценили - как лучшую няньку в деревне.
- Сохраняется ли значение народных целителей в современном мире?
- Оно даже увеличилось сейчас. Народная медицина возвращается. Это возникает из-за плохого лечения или невнимательного отношения к пациентам в официальных больницах.
- Какие практические советы из народной медицины вы можете дать нашим читателям?
- Очень важно понимать, что народная медицина - это целая система лечения и предотвращения заболеваний, очень тесно связанная со средой обитания, образом жизни, и она не исчерпывается познаниями о лекарственных травах, целебных свойствах бани и так далее. У коми народа в пищу использовались различные дикорастущие травы и плоды, которые являлись не только сезонными продуктами, но и общеукрепляющими средствами. В основном это грибы, ягоды, молодые побеги борщевика, хвоща полевого, кислица, щавель и крапива. Весной дети срывали и сосали дикие соцветия ивы, ели с молоком молодые сосновые и еловые побеги, в больших количествах употребляли березовый и сосновый сок. Все это позволяло северянам запастись витаминами на всю зиму.
Нужно помнить и о гигиене вербальной среды. Меня, да, наверное, и не только меня, беспокоит ужасающе прогрессирующее загрязнение речи. Необходимо помнить, что раньше мат был возможен только в исключительных ситуациях и состояниях. А сейчас у многих это стало обычным способом общения.
- Много внимания в монографии вы уделили рождению и воспитанию детей...
- Возможно, стоит обратить внимание на народные традиции ухода за ребенком, забота о здоровье которого начиналась задолго до его рождения - выбор супруга, питание беременной, необходимость физического труда, регуляция нравственного поведения, взаимоотношения с окружающими, отношение к алкоголю. Интересно, что у коми зафиксированы рудименты кувады, когда муж символически, а иногда и физически разделял муки роженицы. Или вот, к примеру, «предыстория» памперсов - в оленеводческих семьях ребенок спал в колыбели, на дно которой стелился длинный шейный волос оленя, а под него или мох, или березовая стружка, хорошо впитывавшие влагу. На такой подстилке ребенок всегда оставался сухим.
- Использует ли народная медицина магию, и если да, то каким образом?
- Целостной системы уже, конечно, нет, но отдельные элементы лечебной магии функционируют в народной культуре, причем не только деревенской, но и городской - умывание водой, набранной по особым правилам, использование защитных вербальных формул, предохранительная магия при уходе за детьми и так далее. И, безусловно, главная функция магических средств и методов лечения сегодня - психотерапевтическая.
- Вы пишете, что ненцам были известны приемы иглоукалывания, а коми знахари знали биологически активные зоны и точки.
- Да, исследователи отмечают знакомство ненцев с традициями акупунктуры, что, возможно, связано с происхождением самодийских народов из южной Сибири. Правила проведения прижиганий при простудах, травмах и других заболеваниях у коми, ненцев, отдельных групп русских практически совпадают с существующими в восточной медицине. Но я не склонна рассматривать приемы массирования определенных зон как свидетельство существования у коми и северных русских стройной системы знаний о биологически активных точках, аналогичной восточной. Артур Артеев
комментарии посетителей (всего: 2) |
добавить комментарий |
|