Постфактум |
Островок счастья Нашего человека кризисом не напугать Заставил ли финансовый кризис пересмотреть потребительские запросы? «МС» попыталась выяснить, на чем предпочитают сегодня экономить жители столицы.
Оказалось, что товары первой необходимости пользуются прежним спросом. Все так же многолюдно в продовольственных магазинах, сыктывкарцы пока не изменили свой ежедневный рацион. Сохранился уровень продаж хлеба и мучных изделий, молочной продукции, круп, мяса и рыбы. Гурманы по-прежнему приобретают дорого- стоящие деликатесы. Любопытно, что в Сыктывкаре, в отличие от районов, не наблюдался ажиотаж с массовыми закупками соли, муки и спичек. Горожане воспринимают кризис спокойно.
«Конечно, люди стали реже покупать фрукты и овощи. Но это, в первую очередь, связано с сезонным повышением цен на подобные продукты. А в целом никаких существенных изменений спроса я не наблюдаю», - пояснил «МС» директор одной из сыктывкарских сетей продовольственных магазинов.
Кризис нанес легкий удар по ресторанному бизнесу. Но в большей степени пострадали заведения с высокой, нередко искусственно взвинченной, ценовой политикой. «Теперь люди стали отдавать предпочтение тем заведениям, где за свои деньги они получают продукцию более существенного качества. Люди отказались не от дорогих блюд, а от очень дорогих», - заявил «МС» известный сыктывкарский ресторатор. В меньшей степени клиентов стали интересовать внешний лоск и местонахождение заведений.
Дорожающий доллар «потянул вверх» цены на импортные товары, что, впрочем, поставило в выигрышное положение отечественных производителей. Даже магазины бытовой техники стараются расширить ассортимент продукции российских марок. Однако покупатели упорно не желают замечать отечественные бренды и предпочитают копить на японские и корейские холодильники, телевизоры, музыкальные центры... Поэтому уровень продаж волей-неволей снижается. Особенно несладко в нынешней ситуации приходится небольшим торговым точкам. «Финансовые мышцы» отдельных магазинов не настолько крепки, как у их конкурентов - сетевиков. Любопытно, что пока уменьшение спроса не перекинулось на продавцов мебели. Видимо, уют в доме сыктывкарцы ставят превыше всего.
Удивительное дело, но даже несмотря на ужесточение требований по выдаче кредитов, граждане не стали откладывать на дальнюю перспективу дорогостоящие приобретения. Если во многих городах России наблюдается снижение спроса на автомобили, то стабильности сыктывкарского автобизнеса можно только позавидовать. Более половины покупателей сразу же расплачиваются за машину наличкой. «Да, люди приходят с чемоданчиками, полными денег»,- рассказали «МС» в одном из автосалонов.
Женщины не перестают себя баловать - поток клиенток салонов красоты, косметологических кабинетов и соляриев остался прежним. И нет ничего удивительного в том, что модницы не отказывают себе в приобретении обновок. В магазинах одежды, специализирующихся как на иностранных, так и на отечественных брендах, уровень продаж не уменьшился. А сейчас, в преддверии зимы, дамочки спешат принарядиться - смело оформляют кредиты на шубы и шапки.
Мощнее всего кризис ударил по рынку жилья. «Это просто ужас: сделки срываются, банки требуют все больше документов при оформлении кредитов»,- описал ситуацию один из владельцев риэлтерского агентства. Участились случаи, когда банки вместо запрошенных сумм выдают кредиты в два раза меньше: люди надеялись получить 1,5 миллиона рублей, а на руки им выдали только 700 тысяч. Естественно, на эти деньги уже не удастся приобрести желаемую квартиру. Ценовая политика хоть и реагирует на изменения, но достаточно вяло - квартиры подешевели на 100, максимум 300 тысяч рублей. Причем цены снижают продавцы жилья только на вторичном рынке.
Не исключено, что отдельные респонденты слукавили в разговоре с корреспондентом «МС». И все же в целом сложилось впечатление, что до столицы республики все-таки финансовый кризис не добрался. По крайней мере, пока. Алиса Козлова
добавить комментарий |
|