Лицом к лицу |
Олег Куратов: «Надежды у человечества больше нет»
Внучатый племянник основоположника коми литературы Ивана Куратова - москвич с коми корнями Олег Куратов - яркий представитель научно-технической интеллигенции. Он принимал непосредственное участие в разработке атомного оружия, прошел путь от рабочего до главного инженера Главка атомного ведомства СССР, работал с известным правозащитником Андреем Сахаровым. Достигнув пенсионного возраста, Олег Валерьевич неожиданно для себя всерьез занялся литературным творчеством. В 2004 году в Москве вышла его первая книга «Хроники русского быта». А на днях в Сыктывкаре состоится презентация нового романа.
- Олег Валерьевич, сейчас вы опубликовали роман, который написали здесь, в Усть-Выми, и о котором рассказывали мне еще три года назад. Название романа сохранилось?
- В сентябре в Москве вышла моя книга, содержащая роман «Пациенты доктора Визинга» и небольшой сборник рассказов и эссе «Коми сны». Роман состоит из трех частей - «Вера», «Надежда», «Любовь». Книгу я издал за свой счет небольшим, по московским меркам, тиражом. Проиллюстрировал ее замечательный сыктывкарский художник-этнофутурист Юрий Лисовский.
- Всю жизнь вы проработали в научно-технической сфере. Интересно, как и когда вы начали писать не отчеты и научные статьи, а литературные произведения?
- Когда я узнал, что являюсь родственником коми классика, то рука сама потянулась к перу. Только взялся не за поэзию, а за прозу. Первой книгой стали «Хроники русского быта». Этот сборник состоит из 62 частично автобиографических новелл. Бани, блат, продзаказы, проститутки, коммуналки - все вошло в мою неофициальную фактографию. В этой книге я, руководствуясь чисто научными методиками, просто изложил содержание конкретных фактов. В книге нет ни капли лжи. Она приводит статистику цен, зар- плат, и одновременно в ней рассматриваются отношения между людьми. Еще одно мое издание - это появившаяся к 160-летию со дня рождения Ивана Куратова «Родословная никольско-шуйско-московской ветви Куратовского рода». На составление таблицы, берущей начало в эпоху Иоанна Грозного и заканчивающейся в нашем веке, ушло почти три года.
- Кстати, как вы относитесь к творчеству Ивана Куратова?
- Оно осталось для меня непонятным по причине угрюмости и угнетенности духа классика. Наверное, поэт в результате какой-то душевной травмы, неудачной любви или болезни утратил оптимизм и надежду. Конечно, это качественная литература, но стихи его мне не нравятся. Когда читал, отметил, что это хорошие стихи, но не нашел в них никакого отклика, ведь сам я человек жизнерадостный.
- Вернемся к вашему роману. Судя по тому, что доктор Визинг - психиатр, его пациенты - это сумасшедшие?
- Да. Но это отнюдь не буйные психи, а обыкновенные люди нашего времени: у большинства из них психика серьезно травмирована социально-политическими потрясениями. Последние три поколения россиян перенесли свержение монархии, гражданскую и Отечественную войны, загнивание и окончательное разложение советской системы, афганскую войну, горбачевские и ельцинские времена духовного распада и беспредела. Если эти эпохальные события принимать близко к сердцу, активно участвовать в них, осмысливать и переживать, особенно попав под молот государственных и мафиозных репрессий, трудно не «тронуться». В то же время те, кто могут относиться к таким потрясениям с полным безразличием, - безусловно, неполноценны. Чтобы спастись от того и другого видов «полоумия», в России еще с начала прошлого века порядочные люди отчуждались от участия в государственной и общественно-политической деятельности. Так сделал наш последний монарх Николай II - по-видимому, слабый, но порядочный человек. Так сделали бежавшие за границу лучшие люди искусства, культуры, науки, промышленности. Так поступили, в конце концов, участники белого движения. Тех же из них, кто остался, насильно отстраняли от участия в строительстве новой жизни, так как методы и средства этого строительства не отвечали нормам их морали. В лучшем случае, эти люди оказывались на самых низах социальной лестницы, в худшем - в психушках и лагерях. При подборе кадров требование «морально-политической надежности», то есть готовности беспрекословно выполнять любую волю вышестоящих, сохранялось не только до последних дней советской власти, но вовсю «работает» и в наше время. Так что в этом смысле процесс вышеупомянутого отчуждения продолжается, ничего не изменилось. В этом меня убеждает мой личный жизненный опыт.
- Когда вы впервые ощутили все это в своей жизни?
- Как я уже говорил, я работал в атомной промышленности, сначала на заводе, потом занимался управлением наукой и производством одного из главков. Так вот, по мере продвижения по служебной лестнице я все отчетливей ощущал, как происходит методичный отсев талантливых работников, отстаивающих собственную точку зрения, отличную от спущенной сверху. Напротив, те, кто, понимая полную несостоятельность официальных позиций, лицемерно выступали в их поддержку и впустую тратили колоссальные средства, делали успешную карьеру. В конце концов, я ушел из ведомства, в котором проработал тридцать лет.
- Но ведь это было при советской власти, а сейчас другие времена.
- Каких-либо сдвигов в этом я не ощущаю. Мне пришлось поработать в коммерческих структурах в середине девяностых годов, и там я сто- лкнулся с абсолютным произволом владельцев фирмы. Конечно, есть толковые предприниматели, у которых собственные амбиции подчиняются интересам бизнеса. Что же касается государственных структур, все видят воочию - с советских времен ничего не изменилось, кроме дальнейшего роста размеров коррупции. Те же казенщина, безразличие, пассивность наряду с вечной погоней за личной выгодой. Весьма поучительно то, что эти же свойства российского аппарата госуправления видели еще в поза- прошлом веке Гоголь, Щедрин и другие мыслители.
- Вы рисуете довольно печальную картину. В России ничего не меняется. А как же влияние научно-технического прогресса, свободы?
- Именно на этот вопрос я попытался ответить в романе. Как ученый я сознаю огромное влияние научно-технического прогресса на социальные процессы, а как гражданин не могу не видеть негативных сторон этого влияния. После выхода в свет моей книги я попросил немногих, наиболее близких мне, людей прочесть ее и выразить свое отношение к изображенным героям и событиям. Известно, что литературный материал, основанный на отражении фактов, действительных событий, реальных личностей, а именно таковым является мой роман, имеет особое свойство: он может, как и все факты, иметь самые разнообразные толкования. Поэтому, как я и ожидал, трактовки романа моими экспертами оказались противоречивыми.
- А какими именно?
- Например, «банальная» версия. Главный герой - психиатр Михаил Дмитриевич Визинг. Действие происходит в современной Республике Коми. Размышляя о жизни, доктор Визинг приходит к мысли, что миром руководят только сумасшедшие, нормальных людей во власти нет. Произошло это из-за утраты в России духовной ориентации. Единственным сдерживающим фактором для человека становится недостаток материальных средств. Хищения, поголовное взяточничество, сексуальная разнузданность привели большую активную часть населения к отчуждению от таких духовных ценностей, как десять заповедей, подвижничество, верность, патриотизм, благочестие. Меньшинство, придерживающееся этих понятий, мешает преображению образа мышления и жизни и не находит себе места в созидании новой России: одни устраняются от активной жизнедеятельности по своей воле, других изгоняют из нее насильно. К такому меньшинству принадлежит одна группа героев романа. Это талантливый историк, разносторонне образованный человек, который отказывается от блестящей карьеры и добровольно забивается в дикую глушь. Там он обреченно, в ущерб своему психическому здоровью, ищет истину в богопознании. Другой герой – это заслуженный летчик-испытатель, ответственный руководитель современных военных разработок. Его, полного сил и стремления служить Родине, досрочно вышвыривают на пенсию, обрекая на бездеятельность, общение с бутылкой и телевизором. Он уверен: к власти придут предатели народных интересов, и оказывается прав. Его рассудок не выдерживает преступной несправедливости. Третий герой - боевой офицер, попав в человеческую мясорубку - кровавую спецоперацию, чудом остается в живых и, едва не впав в полное сумасшествие, спасается от ужасов мирской жизни в лоне церкви. Еще среди «пациентов» есть старый и мудрый военный искусствовед, участник Отечественной войны, который впадает в глубокую депрессию и оказывается в психушке.
Есть и другая группа героев – люди, которые исповедуют мировоззрение нового времени - абсолютный прагматизм. Одаренный молодой человек становится крупным ученым, но параноидальные амбиции толкают его на борьбу за взлет к верхам правления. Он мечтает применить свои новейшие научные достижения для захвата беспредельной власти над людьми. Офицер тайной службы, одержимый навязчивой идеей создания идеального детектора лжи, идет на преступное служение криминалу и шагает через трупы во имя достижения своей дьявольской цели: тайно проникать в любую человеческую душу, чтобы управлять ею. Ответственный чиновник, которому вверено воспитание молодого поколения, создает бизнес, процветающий на сутенерстве в среде школьниц и студенток. Крупные политики и дельцы новой России, выросшие из перегноя советской партократии и криминала, поражены тяжкими психозами. Начисто лишенные совести, они готовы на любые преступления, чтобы утолять свои тайные пороки и удерживать захваченные силой и обманом богатство и власть. Столкновения этих противостоящих сил показывают, что в новой России беспринципные прагматики готовы к решительному взаимодействию для достижения своих целей, тогда как приверженцы десяти заповедей не способны к сплочению и борьбе, и их поражение представляется неизбежным. Все эти жизненные драмы и коллизии наблюдает мудрый психиатр доктор Визинг. Видимо, исторически неизбежен полный крах сторонников ценностей десяти заповедей, - ведь они выступают против интересов огромных народных масс. Они обречены на вымирание в своих норах. Несмотря на природную одаренность, эрудицию и огромный потенциал, им, как и всему русскому народу, не приходит в голову мысль объединить и направить свои силы, способности на спасение Родины. Напротив, такие персонажи, как выдающийся молодой профессор Лихушин и его друг чекист Юрчаков, верящие во всемогущество науки и собственные силы, достойны всяческого уважения.
- Что же теперь - жить без надежды?
- Надежды у человечества уже нет, и ее не должно быть в принципе. Это нужно принять и жить с сознанием этого. Только вера и любовь могут спасти мир. По-настоящему объединить народ может только вера. Герои моего романа в своей повседневной жизни постоянно, помимо своей воли, возвращаются к вопросу о вере. Все они подвергаются непрерывным искушениям и внутреннему зову к очищению, раскаянию. Если так станут жить все люди, не станет ли вера заветным ключом к великому духовному единению?
- Вы упомянули, что ваш роман основан на отображении реальных фактов, событий и личностей. Значит, у героев имеются «живые» прототипы?
- Так и есть. Однако следует отметить, что в действительности эти люди, возможно, ведут себя не совсем так, как мои персонажи, ведь это всего лишь мое понимание, мое восприятие их. Это же можно сказать и о событиях: например, я работал с учеными, которые занимались спецификой персональных признаков, однако они никогда не говорили об использовании своих исследований для воздействия на сознание человека. В то же время я знал, что такие шаги уже сделаны. В книге вымысел перекликается с реальными событиями. Так, ставший священником бывший офицер рассказывает доктору эпизод времен афганской войны, когда наши солдаты выбрасывали из летящего над горами вертолета живых заложников, в том числе женщин и детей. Эту жуткую историю я узнал от своего знакомого афганца.
- С какими сложностями вы столкнулись при написании романа?
- Соблюсти компактность текста при максимальном вложении смысла. По-видимому, это рефлекс от написания в прежние годы многочисленных научных отчетов. После выхода книги понял, что это сильно навредило: многое из того, что хотелось сказать, «заглублено» и всплывает лишь при повторном чтении, перечитывании. Кроме того, приходилось маскировать персонажей от прототипов.
- Есть ли новые литературные задумки?
- Пока планов нет. Обычно новая воронка затягивает неожиданно, как в реке. Пока не чувствую, чтобы меня тянуло куда-то особенно сильно.
- Когда роман появится на вашей исторической родине?
- Я предполагаю приехать в Сыктывкар в конце ноября. Предварительно презентацию книги намечено провести в музее моего именитого предка Ивана Куратова 28 ноября. Беседовал Артур АРТЕЕВ
добавить комментарий |
|