Вчера и сегодня |
Елена Тарасова: «Индийский танец полон эротики» История индийского танца насчитывает пять тысяч лет. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива - один из троих великих богов индуизма. Много веков танец был своего рода молитвой, ритуальным подношением божеству и исполнялся исключительно в храмах в форме религиозной танцевальной драмы. Живших при храмах танцовщиц называли девадаси - служанками бога. В мифологии существовали еще небесные танцовщицы - апсары, которые появились из вод Молочного океана. Уже 11 лет в Санкт-Петербурге работает школа-студия индийского танца «Апсара». Несколько лет назад мы уже писали об одной из учениц этой школы - ухтинке Светлане Широковой («МС», №5, 30 января 2003 г.). Сейчас Светлана живет в Сибири, но она по праву может считаться первой «апсарой» в Коми. Ее последовательницы остались в Ухте. В августе на II международном этнофутуристическом фестивале «Камва» нам удалось встретиться с «гуру» ухтинки - директором питерской школы-студии Еленой Тарасовой. Сейчас Елену называют одним из лучших российских специалистов по индийскому танцу. - Елена, что же вас привлекло в индийских танцах? - Совершенство, сложность и красота. В индийском танце, словно орнамент, сплетены собственно танец, музыка, песня, поэзия и актерская игра. Я занимаюсь этим уже 17 лет - танцую классические стили кучипуди, бхаратанатьям, знакома со стилем катхак. - А с чего все началось? С индийских фильмов, или, может, в предыдущей реинкарнации вы были девадаси? - Вовсе не с индийского кино. На одном из ежегодных фестивалей, организуемых в Петербурге «Обществом осознания Кришны», я, еще маленькой девочкой, встретила свою будущую учительницу Татьяну Рымареву. Это было в конце 1980-х годов. Я обучалась у нее североиндийскому стилю катхак. Не последнюю роль сыграли и наша прекрасная домашняя библиотека, собранная мамой, и художественные вкусы старшего брата, который копировал южноиндийские барельефы. Искусство Индии все пронизано танцем: фасады старинных храмов часто украшают скульптуры, застывшие в танцевальных па. Одна из работ брата - копия всемирно известного барельефа из храма в Белуре - Darpana sundari (Красавица с зеркалом) - сегодня является логотипом «Апсары». - Как называется направление вашего танца? В каких районах Индии оно бытует и чем отличается от других направлений? - Кучипуди - один из восьми классических стилей, он родился на юге Индии в штате Андхра Прадеш, сегодня его распространение не ограничено только Индией, его танцуют во всем мире. Кучипуди - очень яркий стиль. Он привлекает чарующей музыкой, очень чувственной эмоциональностью, обладает богатым арсеналом пластики, в котором около сотни танцевальных па. Костюм этого стиля ярок и изящен, а техника - сложна. - Часто путают арабские и индийские танцы. Как бы вы охарактеризовали основные отличия этих танцев? - Очень просто. Я всегда задаю элементарный вопрос: страны Индия и Египет - одинаковы? Ответ однозначен - нет! Таковы и танцы этих стран. Это две разные культуры, и каждая из них уникальна по-своему. К тому же термин «индийские танцы» - весьма обобщенный, поскольку в Индии сейчас существуют восемь стилей только классического танца. Классический танец - дитя храма, он появился как дар богов и развивался при храмах. Это религиозное искусство, даже если перед вами изображается эротика. Полагаю, что тот вид арабского танца, который дошел до нас, - более светское искусство. - Индия - родина «Камасутры», а индийские танцы не столь эротичны, как арабские. Почему так вышло? - Я с вами не соглашусь. Скорее всего, вы не имели возможности видеть танец мастера. Для меня индийский танец полон тонкой эротики. Это искусство пронизано любовью. Если исполнение не «дышит» ею, значит, танцовщица еще этого не осознала. - Елена, а вы сами были в Индии или изучали эту страну в теории? - Впервые я приехала в Индию в 2003 году и сейчас бываю там каждые два года. Я уже была в Дели, Агре, Джайпуре, Удайпуре, Джодхпуре, Калькутте, Белуре, Хассане, Халебиде, Бангалоре и Гоа. Обычно большую часть времени в Индии я провожу на юге - Ченнай (Мадрас) или в Хайдерабаде, где стажируюсь в Академии танца. Я приехала в Индию уже подготовленной, поэтому не была чем-то особенно ошеломлена. Из самых сильных впечатлений - первая встреча с Собхой Найду, учительницей. Это на тысячу процентов харизматичный человек. Первый раз я вошла в класс, когда в академии был особенный день: проходил религиозный обряд - пуджа. В пустом классе в неброском сари танцевала сама Собха Найду, на мраморном полу сидел брахман, читал священные гимны и совершал ритуал. Я сидела и смотрела ее танец, сами собой потекли слезы. Я плакала несколько часов. Переполняли чувства. Приезд в академию был для меня осуществлением очень давней мечты. До этого в течение почти десяти лет я училась индийскому танцу, постигала культуру Индии, не видя ее. Незабываемы цвета и оттенки индийских одежд, разнообразие растений и птиц, запахи и вкус индийской кухни, искусство и ремесла и улыбки-улыбки-улыбки - все это не оставит равнодушным никого. - Сколько раз в неделю нужно заниматься танцами? - Все определяется целью. Если желательны наивысшие результаты - каждый день. Моя студия работает шесть раз в неделю. Занятия длятся до двух часов и проходят в очень быстром режиме - мы танцуем без перерыва. - Что в этом занятии самое сложное? - Индийский танец - это сочетание драмы и танца. Технический «чистый танец» - нритта - это то, что мы отрабатываем из урока в урок, это не просто, особенно если сохранять высокий уровень исполнения: позицию ног и рук. Драма - натья - требует от танцора навыков актерского мастерства - абхиная. Это, на мой взгляд, самое сложное в этом искусстве. Это то, что заставляет наши сердца трепетать при виде индийского танца. Натья подразумевает опыт души исполнителя, и, конечно, мастера натьи - это не юные танцоры, а люди в возрасте. Я думаю, что искренне играть на сцене страдание, любовь, гнев, страсть, страх сможет лучше всех тот, кто пережил эти состояния. Смена скорости, смена ритма и технические приемы танца - все это достижимо путем тренировок, а раскрепостить сознание, направить северный менталитет в русло южноиндийской чувственности очень непросто. Часто вижу, что тело ученицы танцует хорошо, а душа - еще нет, так как лицо невыразительно. Исполнение индийского танца уместно сравнить с немым кинематографом - зритель, сидящий в последнем ряду, должен прекрасно понимать, какие эмоции изображает танцовщица, отсюда некоторая гипертрофированность актерской игры. - Поражают ваши сложные «раскраска» и костюмы. Вы сами их шили или купили в Индии? - И то, и другое. Большая часть костюмов театра изготовлена в индийской мастерской, у нас есть свой поставщик. Иногда этим занимаюсь я: придумываю дизайн костюмов, это мое хобби, на которое, увы, сейчас остается все меньше времени, поэтому чаще заказываем костюмы из Индии, их шьют по индивидуальным меркам танцоров нашей студии. - Сколько времени требуется для того, чтобы подготовиться к выходу на сцену? - Полтора-два часа, в зависимости от того, что надевает танцовщица. Есть костюм более простой, есть одеяние, которое без чужой помощи не надеть. - Индийский танец - это спорт, философия, искусство или религия? - Все вместе! Это способ самосовершенствования. Танец тренирует выносливость, память, является профилактикой множества заболеваний, он спасает от целого ряда «косметических» проблем, которыми часто озабочены женщины. Эти занятия подразумевают знание индийского искусства, литературы, философии и эстетики. Религия же - вопрос очень тонкий и глубоко личный. Танец - это мой духовный путь, для меня он давно уже стал жизненной философией, образом мышления, и я не могу представить себе свою жизнь без него, мы слиты воедино. Это мой способ познания себя, мира, бога. Танец - это очищение моего тела и духа, это экология моей души. Танец - моя особая религия, он живой бог, который учит меня жить правильно, и который всегда со мной. Даже если я не танцую, он постоянно живет в душе, рождается в мыслях, проявляется на бумаге и потом становится движением моих учеников. Я очень счастливый человек, мне не нужен отпуск, потому что я очень люблю свое дело. - Что дает индийский танец питерским женщинам? - Здоровье, решение ряда проблем, потерю избыточного веса, красивую осанку, уверенность в себе, терпение, дисциплину, изящество и грацию, которыми славятся индийские женщины. Гармонию! В «Апсаре» учились трое мужчин, остался один, самый сильный и выносливый. Кстати, наша студия была основана моей первой учительницей Анной Мащак в 1994 году. Два года спустя она вышла замуж за индийца, покинула Россию, а руководство передала мне. Так что можно сказать, что студия - мое «приемное дитя», которое я «воспитываю» уже 11 лет. За это время я вырастила троих педагогов, которые преподают в студии. Я дала студии имя «Апсара». Сегодня «Апсара» переросла в культурный центр: студия танца, театр, лекторий, просветительская, концертная деятельность и благотворительность. Студия динамично развивается, последние шесть лет я активно создаю свою хореографию. Мне особенно приятно признание индийских коллег и критиков, высоко оценивших наше исполнение академической программы, и мое собственное творчество, которое практически невозможно отличить от постановок индийского хореографа. В школе обучается около 50 человек, число студентов постоянно растет. - Говорят, что языком индийского танца можно рассказать целый роман. Правда ли это? - Это так. Скоро я представлю свой проект «Поэзия жеста», который будет освещать именно этот вопрос. Язык жестов индийского танца сравним с сурдопереводом. Танцовщица поясняет жестами текст сопроводительной песни, она делает поэзию зримой и доступной пониманию любого зрителя. Индийский классический танец знаменит языком жестов - хаста мудра. В переводе с санскрита «хаста» - кисть руки, а «мудра» - знак, символ. - И как обозначаются хастами слова в танце? - Распустите пальцы руки в виде раскрывшегося венчика цветка - перед вами хаста «алападма»... Этот язык кодифицирован и изложен в теоретических трактатах, его изучают в течение многих лет. Это азбука танца, которую должна знать каждая профессиональная исполнительница. Однако этот язык намного богаче... Богатство его заключено в конкретном, практическом употреблении хаст. Существуют десятки «употреблений» хаст, их комбинации, обозначающие самые различные предметы, явления, виды цветов и деревьев, животных и птиц, наречия и глаголы, небесные светила и явления погоды, характер отношений между людьми, атрибуты богов и их супруг - шакти, их ездовых животных - вахан и прочее... - К вам часто приезжают учиться из других городов? - В последнее время - да, и даже из других стран: Украины, Белоруссии, Казахстана, Эстонии, Молдавии, Болгарии, Австралии, США и даже ...Индии. В этом сезоне планирую открыть класс для англоязычных петербуржцев. В постоянном составе класса и концертной группы преобладают, конечно, петербуржцы. Но в числе моих лучших учениц была и ваша землячка - Светлана Широкова - одна из самых незабываемых: потрясли ее тяга к знанию и необыкновенная работоспособность. Справка «МС»: Елена Тарасова родилась в Ленинградской области в 1977 году. С отличием окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств - искусствовед по образованию. Исполнительница индийского танца, арт-директор своего театра и студии, преподаватель танца, ритмики, южноиндийского вокала, лектор, художественный критик, режиссер-постановщик, сценарист и хореограф. Танец - это ее хобби, за 17 лет ставшее профессией. Замужем. Муж - один из вдохновителей работы. Детей пока нет. Обожает классику мировой литературы и кино, театр и свой город, с которым связана еще одна профессия - гид-переводчик VIP-класса. Артур Артеев
добавить комментарий |
|