Интервью |
Корреспондент "Красного знамени С-Юга" Ярослава Деркаева: "Всегда хотела стать военным корреспондентом"
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
МС при поддержке БНКоми и «Комиинформ» продолжает цикл интервью с журналистами «Новые медиа-лица республики». Сегодняшний наш гость - корреспондент газеты «Красное знамя С-Юга» Ярослава Деркаева.
Коротко: 26 лет, закончила СыктГУ. С февраля этого года работает корреспондентом в газете «Красное знамя С-Юга». В ноябре стала обладателем премии республиканского конкурса среди журналистов «Признание» в номинации «Дебют».
- Ты закончила факультет управления университета, но в итоге выбрала газету. Почему?
- Да. Изучала «туризм и сервис» - гостиницы, рестораны, турфирмы... Но потом решила, что журналистика интереснее. Вообще, начала писать еще в школе - в районную газету «Знамя труда». А потом уже в университете - в «Verbum», носила заметки в «Твою параллель», на третьем курсе поступила на факультет дополнительного профобразования в КГПИ, на журналистику, вечернее отделение. Пошла на практику в газету «Республика». Спасибо главному редактору Евгению Хлыбову, многому научил. А дипломную работу в КГПИ писала по военной журналистике. Это заинтересовало декана колледжа в Берлине, который участвовал в программе российско-немецкого обмена. 3 месяца провела в Германии: 1,5 месяца училась, а потом 1,5 месяца была практика в пиар-агентстве, работала по продвижению «Недели российского кино» в Берлине. В нашей группе было 10 человек из России и Украины. Стипендию платили хорошую, так что мы еще съездили на выходные в Швецию и Италию.
- Судя по записи на твоей странице «ВКонтакте», у тебя была возможность выбрать профессию - по специальности ты все же поработала.
- После окончания университета я поехала в первопрестольную, прошла конкурс в журнал «Военные комиссариаты» Минобороны РФ, но зарплата там была 12 - 14 тысяч - жить на эти деньги в столице невозможно. Поэтому с журналом не получилось, и я устроилась в представительство австрийского отеля «Элизабетпарк» в Москве. Это горнолыжный курорт. Два года работала менеджером по продвижению - занималась бронированием, рекламой, контрактами с туроператорами, часто ездила в командировки в Австрию. Зарплата, да, там была выше, до сих пор вспоминаю. Но я сильно скучала по маме и друзьям, поэтому на выходные летала в Сыктывкар. Да и прежнего круга общения очень не хватало, а новый не сложился. Потом решила вернуться домой. Недавно звонили из представительства - звали, но я ответила, что, наверное, нет. Мне здесь интересно, и я нисколько не жалею.
- Говорят, что много друзей не бывает, о каком круге общения ты говоришь?
- Ой, у меня их, правда, много: по учебе, туризму, поисковики (ребята из отряда «Северная звезда»). Не успеваю со всеми встречаться. Я на первом курсе сразу, не раздумывая, пошла в секцию туризма при СГУ: водные походы, лыжные, велопоходы, Приполярный Урал, Северный Тянь-Шань… Коллектив большой, дружный. Вот тогда я, кстати, и влюбилась в горы. Урал - самый красивый, может, потому, что увидела его первым, хотя потом было с чем сравнить.
- Ты же могла сделать карьеру, переехать за границу…
- Люблю Россию, и ни в какой другой стране не согласилась бы жить. Может, на Украине, но ни за что в Европе. Там менталитет другой, люди менее эмоциональные, поверхностные какие-то, закрытые. А наши - открытые. Люблю наши города. Жаль, за Уралом не была. Хочу на Байкал, на Камчатку съездить. Проехать на поезде семь дней от Москвы до Камчатки - это же интересно!
- Ты писала диплом по военной журналистике да еще и в журнал Минобороны хотела устроиться. Почему именно эта тема?
- С детства ею интересовалась. Много читала, а после книги Виктора Доценко «По прозвищу Зверь» главной темой стал Афган. Следила за новостями. А потом старшие классы, много литературы о войне, и выпускное сочинение выбрала именно на эту тему. Много общалась с ветеранами Афганистана, писала о патриотическом воспитании, публиковала в московских изданиях статьи о поисковиках, о телемосте солдат и матерей. Хотела стать военным журналистом. При этом у меня никто из родных отношения к войне не имеет, просто для меня самой это важно.
- Военный журналист - профессия опасная…
- А я об этом мечтала. Даже в горы с туристами ходила не просто так - готовилась к этой работе. Некоторые на высоте четыре с половиной тысячи метров начинали плохо себя чувствовать, а мне дышалось легко.
- В поисковый отряд тоже пошла из любви к военной теме?
- Да. «Северная звезда» существует с 2003 года, а я первый раз поехала с ними в 2006 году. Старорусский район Новгородской области - основной район работы отряда. После первой вахты поняла, что это мое, что это нужно делать. Подняла останки 13 бойцов, у двух были медальоны, только родственников не нашли. Многие говорят: «Зачем это делать?» Но кто-то же должен! Надо помочь родственникам бойцов узнать, где они погибли.
- А еще в лесу никаких бытовых условий…
- Да, живешь в палатке, моешься в речке (смеется). До этого же в походы ходила, мне несложно привыкнуть к таким условиям. Все руки в мозолях, бродни, грязь в окопах и воронках, а вечером - костер, песни.
- Неужели не страшно?
- Многие ребята ищут с миноискателями, а я традиционным щупом - палкой с наконечником. Поначалу каждый корень, каждый камень проверяешь, а потом привыкаешь к звуку и легко определяешь кость. Ни капли страха или брезгливости. Вот боеприпасы - это страшно - и за себя, и за тех ребят, которые рядом. Сразу зовешь тех, кто прошел обучение на специальных курсах, - они уже работают с гранатами и минами. В нашем отряде, слава богу, не было несчастных случаев, в других - да, пальцы, руки… Полтора года уже не ездила на вахты памяти из-за здоровья, но в 2013 году отряду будет 10 лет, планирую присоединиться.
- Давай вернемся к твоей нынешней работе. Газет много, почему выбрала «Красное знамя С-Юга»?
- Наша газета мне нравится, потому что могу писать на темы, которые считаю важными - о ветеранах, инвалидах, пенсионерах. Например, написала про проблемную дорогу в Прилузском районе. Прокуратура провела проверку, нашла нарушения. Значит, не зря писала. Чувствую, что мы помогаем людям. Может быть, я еще мало где поработала, сравнить не с чем, но мне нравится видеть результат своего труда. Темы для материалов ищу сама, люди звонят в редакцию - всегда откликаемся.
- Ты - молодая, общительная, а газета для пенсионеров. Тебе на самом деле интересно?
- Люблю писать очерки о ветеранах войны. Военная тематика все-таки держит. Сейчас она отходит на второй план, потому что главное - это социалка. Хочу и могу помогать людям в решении их проблем. И это радует.
- Как проходит день журналиста в газете?
- Приходим к 9 утра, пишем, сдаем, вычитываем. Один раз в день, а бывает и несколько хожу на какое-нибудь мероприятие. Звонят люди, пенсионеры в основном, мы с каждой жалобой работаем, рассказываем об этом. Может, пожилые и любят газету за то, что мы обращаем на них внимание. Часто пишу по вечерам, дома, на выходных. Мне нравится такой ритм.
- Цензура не докучает?
- Я пишу не о политике, а о проблемах, поэтому цензуры не замечаю.
- Есть мнение, что газета - это не современно. Твои сверстники стремятся попасть на телевидение, в онлайн-агентства, ведут блоги…
- На блоги времени нет, если честно, хотя и интересно. И пожилые все равно будут читать газеты. Плюс работы в газете еще в том, что я могу писать более эмоционально, делиться своими мыслями с читателем - это очень важно для меня. На новостных лентах это, как правило, не нужно.
- Что самое сложное в твоей работе?
- Сложно писать на темы, которыми раньше никогда не занималась. Например, ЖКХ. Когда начинала, вообще в этом не разбиралась. Но постепенно узнаешь, начинаешь понимать. И сейчас мне уже это интересно. Еще сложно писать о проблемах инвалидов - жалко этих людей. Эмоционально тяжело.
- Приходится себя ломать или перевоспитывать?
- Да, преодолеваю кое-что. Стесняюсь задавать вопросы випам, но потихоньку справляюсь.
- Сколько материалов в неделю молодой журналист сдает редактору?
- По-разному. В среднем в номере выходят полоса и новость. У нас три номера в неделю, значит три полосы и несколько новостей.
- От чего тебе было бы трудно отказаться в работе?
- От командировок. Много где в республике была. Больше всего впечатлил Вуктыл. Маленький город, но я в него влюбилась. Однажды меня пригласила написать о проблемах глубинки руководитель исполнительной дирекции Общественной палаты республики Галина Кравченко. Меня очень впечатлили люди, с которыми я познакомилась, кто строил Вуктыл, - они сплоченные, дружелюбные. Недавно ездила на место, где был Локчим-лаг, бараки там не сохранились. Но само место…
- Как отнеслась к премии «Признание»?
- Меня 2,5 года не было в республике, поэтому я про этот конкурс ничего не знала. Было приятно, что награждал прокурор. Очень уважаю работу прокуратуры, как они сферу ЖКХ сейчас проверяют. Уважаю людей, когда вижу, что они действительно работают.
- На что потратишь премию?
- На билеты в Польшу. Поеду на чемпионат Европы по футболу.
- Ого, неожиданно!
- Вот, смотри (открывает висящий на шее кулон - там фотография Павла Погребняка). Я его фанатка. Когда жили в Германии, ездили болеть за Россию в город Дортмунд, мне понравилось, как играет Погребняк. Мы тогда проиграли, и я была очень расстроена. Но с тех пор стала болеть за нашу команду еще активнее. Все матчи смотрю. Когда жила в Москве, ходила на игры сборной. Вот и сейчас поеду болеть. В медальоне, конечно, полагается носить фото любимого мужчины, а пока его нет - будет фото любимого футболиста.
Беседовала Елена БАЯКИНА
добавить комментарий |
|