Общество |
Заместитель руководителя УГИБДД Алексей Осташов: "Система видеоконтроля поможет снизить аварийность"
Фото Андрея РЕТАНОВА |
В Сыктывкаре будет создана система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Столичная мэрия уже объявила об открытом аукционе на оказание услуг по ее проектированию. Подготовка проекта оценивается в 1,4 млн. руб. Планируется, что его разработчики должны предусмотреть установку видеокамер наблюдения на так называемых «рубежах контроля» - пока это 19 участков.
Заместитель руководителя Управления ГИБДД МВД по Коми Алексей Осташов рассказал в интервью МС, во сколько раз увеличится количество постановлений, оформляемых в день на нарушителей ПДД, как данные видеонаблюдения будут помогать в раскрытии преступлений и розыске угнанных автомобилей и за что сыктывкарских автолюбителей будут штрафовать в первую очередь.
- В связи с чем возникла необходимость создания такой системы?
- В 2008 году в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, в соответствии с которыми стала возможной фиксация нарушений в области дорожного движения в автоматическом режиме. Мы начали работу в этом направлении в 2010 году, задействовали опыт Республики Татарстан, где уже протестировано подобное оборудование, системы контроля, передвижные комплексы разных марок и отобрано самое лучшее, что есть на сегодня. В этом году правительство Коми приняло решение о выделении средств из республиканского бюджета на создание системы автоматической фиксации нарушений в Сыктывкаре. Когда работу наладим здесь, планируем, что следующими на очереди будут Ухта, Усинск и, возможно, Печора и Воркута. В приоритете Сыктывкар и Ухта, поскольку эти два муниципалитета вместе дают нам 55% от всех ДТП, происходящих в республике.
- Уже известно, во сколько обойдется такая система для Сыктывкара?
- На будущий год в бюджете республики на эти цели заложено порядка 70 миллионов рублей. Мы считаем, что немаловажным стал и тот факт, что с начала будущего года все штрафы пойдут в республиканский бюджет. Пока же они перечисляются в местный бюджет того муниципалитета, где выявлено административное правонарушение. Для примера: за 10 месяцев этого года по всей республике за нарушения в области дорожного движения уже взыскано штрафов на общую сумму в 51,8 миллиона рублей.
- Когда планируется запустить систему?
- Торги по ее созданию запланированы на первый квартал 2012 года. Возможно, что к лету она начнет работать. Кстати, пока проект будет касаться только муниципальных дорог, но в будущем есть планы по внедрению таких систем и на дорогах республиканского значения - совместно с Дорожным агентством Коми.
- Почему для Сыктывкара были выбраны именно эти 19 участков?
- При размещении комплексов видеофиксации мы решаем несколько задач: по линии безопасности дорожного движения и в части раскрытия преступлений. В части реализации полицейских функций мы поставили для себя задачу полностью перекрыть выезды из города, чтобы круглосуточно фиксировать весь въезжающий и выезжающий автотранспорт. Это позволит улучшить раскрываемость преступлений, связанных с угонами транспорта, и окажет существенную помощь в розыске водителей, скрывшихся с мест ДТП. Часть рубежей контроля будет работать на выявление скоростного режима. На трех перекрестках будет фиксироваться проезд на запрещающий сигнал светофора и проезд стоп-линии. К слову, с начала 2012 года штраф за проезд на «красный» свет будет увеличен до тысячи рублей, за проезд за стоп-линию - до 800. Выбранные нами перекрестки являются очагами аварийности, там гибнут люди, и система видеоконтроля должна помочь в снижении аварийности. Если здесь система хорошо себя зарекомендует, видеонаблюдение появится и на других перекрестках в центре города, где есть проблемы.
В самой системе заложен ресурс, благодаря которому количество рубежей контроля может быть увеличено. Кроме того, после стационарных систем фиксации мы будем периодически устанавливать передвижные посты, чтобы у водителя не было желания разогнаться после проезда зоны контроля. Наша задача - заставить людей соблюдать правила дорожного движения, и ничего более.
- Будет ли система распознавать не пристегнутого ремнем безопасности водителя или пассажира, а также другие нарушения?
- Это будет определять оператор, который будет обрабатывать информацию и формировать постановления о привлечении к административной ответственности. Каждый снимок будет обязательно просматриваться оператором еще вот с какой целью. Мы предполагаем, что некоторая часть водителей будет ездить с подложными государственными номерами, перекидывать их с одной машины на другую. Система здесь будет работать следующим образом. Происходит фотографирование автомобиля, считывается регистрационный знак. Информация поступает к нам в специальный центр, и сразу идет обращение к базе данных зарегистрированного автотранспорта и сопоставление с данными о собственнике транспортного средства и марке автомобиля. Например, если на фото ВАЗ-2109, а ее номер числится за «Рено Логан», то такая информация сразу передается сотрудникам полиции, которые ведут розыск транспорта. Вместе с тем, когда оператор смотрит на фото и видит, что человек не пристегнут ремнем безопасности, то в постановлении будет отражено и это. Система также будет иметь возможность фиксировать выезд транспорта на полосу встречного движения. В законе есть оговорка: если такое нарушение фиксируется автоматической системой, то санкцией будет штраф в размере 5 тысяч рублей, а не лишение права управления.
- В других регионах есть практика, когда наряду с рабочими камерами видеонаблюдения устанавливают муляжи и при этом периодически меняют место их расположения. Вы тоже пойдете на такую хитрость?
- Я думаю, что мы тоже в дальнейшем пойдем по этому пути. Муляжи стоят гораздо дешевле, и они будут устанавливаться для целей профилактики. Нужно отметить, что различные приборы по типу «антирадара» не помогут автовладельцам обнаружить настоящую камеру, а тем более муляж, поскольку измерение скорости здесь происходит совершенно по другому принципу.
- А если водитель предпримет попытку скрыть свой государственный регистрационный знак от системы видеофиксации с помощью специальных приспособлений?
- Наиболее распространенные приспособления здесь не помогут - прибор с достаточно высокой точностью считывает номерной знак. Другое дело, так называемые «шторки», которые управляются из салона автомобиля и могут закрывать данные регистрационного знака на время проезда в зоне контроля. Но в соответствии с последними изменениями в законодательстве за установку таких «шторок» предусмотрено лишение права управления автомобилем. Человек стоит перед выбором: заплатить 100 или 300 рублей за превышение скорости или лишиться прав? Такие машины, как и те, на которых регистрационный знак будет перевернут или не будет читаться, будут выявлены автопатрулем ДПС.
- Насколько увеличится количество протоколов об административных правонарушениях с началом работы автоматической системы в Сыктывкаре?
- На первоначальном этапе мы прогнозируем оформление от 3000 до 4000 протоколов в день. Для сравнения: сейчас в Сыктывкаре оформляется от 200 до 400 протоколов ежедневно.
- Снизит ли система риск коррупционных проявлений в деятельности ГИБДД?
- Да, поскольку будет отсутствовать субъективная составляющая, на месте правонарушения не будет инспектора. Не будет претензий о том, что инспектор отнесся к водителю предвзято, затянул оформление материла, как-то не так разговаривал, хамил и так далее.
- Как система сможет решить проблему с нарушением правил водителями общественного транспорта?
- У нас очень много нареканий к перевозке пассажиров автобусами, фиксируется рост аварийности с их участием. В соответствии с КоАП РФ за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации в автоматическом режиме специальными фото, видеосредствами привлекаются собственники или владельцы транспортных средств. Следовательно, в случае нарушений ПДД водителями транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, постановления со штрафами будут направляться юридическим лицам, а они уже сами будут разбираться, кто управлял автотранспортом в момент фиксации нарушения ПДД. Поэтому мы предупредили руководство компаний, занимающихся перевозками, чтобы они уже в трудовых договорах закрепляли меры ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения и обязанность оплачивать штрафы. Компании, в свою очередь, должны обеспечить систему контроля за тем, кто и когда управляет транспортом. Такая система должна дисциплинировать и водителей общественного транспорта.
Видеонаблюдение должно появиться на повороте на поселок Верхний Чов, на Октябрьском проспекте (8 км и в районе пивоваренного завода), на ул. Тентюковской в районе тепличного комплекса, на пересечениях Октябрьского проспекта с ул. Орджоникидзе, ул. Орджоникидзе с ул. Первомайской, Октябрьского проспекта с ул. Катаева, ул. Коммунистической с ул. Карла Маркса, ул. Первомайской с ул. Коммунистической, в местечке Дырнос (в районе оранжереи), на железнодорожных переездах по ул. Ручейной и Сысольскому шоссе, в районе дома №20 по ул. Виктора Савина, дома №113 по ул. Морозова, дома №37 по Сысольскому шоссе, в микрорайоне Кочпон, на переезде возле ЛДК и на ул. Лесопарковой.
Беседовала Анастасия АЛЕКСЕЕВА
добавить комментарий |
|