Политика |
Вячеславу Гайзеру вышла половина срока
На этой неделе исполняется два года с момента, когда с подачи президента Дмитрия Медведева депутаты Госсовета РК избрали Вячеслава Гайзера главой республики. Заседание парламентской сессии прошло 15 января 2010 года. Тем самым Вячеслав Гайзер отработал ровно половину своего губернаторского срока. На примере ряда ключевых, по ее мнению, моментов МС вспомнила, с чем пришлось столкнуться Вячеславу Гайзеру в новом качестве и с чем, в свою очередь, столкнулись жители республики после прихода своего нового главы.
Вячеславу Гайзеру повезло - за эти два года в республике не произошло крупных трагедий вроде пожара в доме ветеранов в Подъельске, или каких-то социальных волнений. Хотя некоторая рябь на воде время от времени появлялась. Много шума вызвало обсуждение темы МРОТ и северных надбавок, когда суды оказались заваленными исковыми заявлениями от недовольных граждан. Волну, хоть и не самую высокую, погнали и профсоюзы. Успокаивать общественность пришлось, в том числе, и Вячеславу Гайзеру, заявившему, что он понимает народные претензии, но сделать ничего не может: дополнительные выплаты «по справедливости» «съели» бы весь годовой бюджет республики - миллиардов сорок.
Вторая заметная волна прокатилась после выборов в Госдуму и была связана с возмущением части общественности официальными итогами избирательной кампании. Глава в своей обычной, сдержанной манере предложил всем ориентироваться на законные способы проявления недовольства, но не отказал либеральной общественности во встрече и высказал идею открытия площадок наподобие Гайд-парка.
Удачно для главы-члена регионального отделения «Единой России» сложились и все выборные кампании - в Госсовет и Госдуму. Даже политические оппоненты Вячеслава Гайзера признают, что не последнюю, мягко говоря, роль в получении «единороссами» удовлетворительных результатов сыграли «паровозные» усилия главы. В результате подавляющее большинство в республиканском парламенте не создает главе и правительству никаких проблем, без лишних вопросов принимая все присылаемые из Желтого дома законопроекты.
Проценты же, отданные в республике за «Единую Россию» на федеральных выборах, позволяют Вячеславу Гайзеру оставаться на хорошем счету у российских властей. Это, в свою очередь, позволяет рассчитывать на получение регионом финансовых бонусов от федерального бюджета. Отметим, во всевозможных рейтингах губернаторов глава республики держится ближе к лидерам, в худшем случае опускается в середину списка и ни разу не попал в неблагонадежные «двоечники».
***
С момента своего избрания Вячеслав Гайзер постоянно говорил о двух, пожалуй, главных вещах своей «программы» - социальной стабильности и экономическом развитии республики. Стабильность поддерживает постоянный рост социальных расходов, выливающийся, в частности, в строительство новых социальных объектов - детсадов, школ и спорткомплексов. В экономике заявлено несколько крупных проектов. При Гайзере была реанимирована идея строительства железнодорожной магистрали «Белкомур». В республику пришел еще один крупный инвестор - промышленный гигант Новолипецкий металлургический комбинат, выкупивший один из участков Усинского угольного месторождения под Воркутой. В практическом смысле это означает получение в будущем социальных отчислений уже не только от «Воркутаугля» и компании «Северсталь-Ресурс».
Сам «Воркутауголь» тоже подумал и о своем развитии, и, соответственно, о развитии города, запланировав новое масштабное производство на другом участке этого месторождения.
Правительству Гайзера удалось «пристроить» и проблемного банкрота - градообразующий «Интауголь». Компания продана, как заявляется, стратегическому инвестору - близкую к бизнесмену Геннадию Тимченко (который, как считается, близок к Владимиру Путину) «Систем-Групп». По словам окружения главы, для него ситуация с «Интауглем» находилась в зоне особого контроля, поскольку сам Вячеслав Гайзер родом из Инты.
Наконец, главе и его окружению удалось урегулировать возникшие сложности с главным налогоплательщиком республики - компанией «ЛУКОЙЛ-Коми». Конфликт, вспыхнувший еще до прихода Гайзера, был связан с налоговыми выплатами в региональный бюджет. Открыто, правда, никто никому войну не объявлял, и после непубличных переговоров дело завершилось компромиссом.
Впрочем, пока не разрешились трудности, вызванные реформой «Российских железных дорог». Выделение из монополии грузовых компаний привело к коллапсу на железных дорогах: многие республиканские предприятия жаловались на проблемы с доставкой и получением грузов. Редко позволяющий себе резкие выражения Вячеслав Гайзер назвал ситуацию «бардаком».
Одной из излюбленных тем главы стали тема внутреннего туризма и строительство Финно-угорского этнопарка в селе Ыб. Этот комплекс строился не только как имиджевая региональная «фишка» - по идее, он должен приносить деньги, а туризм - стать прибыльной отраслью экономики республики.
Другая такая - уже наиболее «свежая» тема - так называемая европейская льготная ипотека для бюджетников под смешные проценты. Этот проект реализуется вместе с «Коми ипотечной компанией», чей уставный капитал был значительно увеличен за счет средств регионального бюджета. Воспользоваться сверхщадящими кредитными условиями выразили желание сотни человек.
***
Как считается, не слишком сильно ударил по республике мировой финансовый кризис. На посту главы Вячеслав Гайзер застал только последствия кризиса, однако его тоже можно считать неким буфером, смягчившим силу ударов (он занимал должность министра финансов и отвечал за бюджетные пропорции). Сегодняшнее состояние госказны не дает повода властям - во всяком случае, публично - выражать опасения насчет критической нехватки денег. В теперь уже трехлетнем бюджете запланирован рост доходов и расходов (в основном, социальных), а объем дефицита, по заверениям властей, покрывается за счет различных источников финансирования.
На достаточно небольшую политическую «поляну» республики за два года не смог выйти ни один хотя бы потенциально опасный для Гайзера оппонент - в этом смысле у главы нет конкурентов. Его предшественник Владимир Торлопов мог «похвастать» теми же Юрием Спиридоновым, Анатолием Каракчиевым (первый глава РК и его бывший первый заместитель - МС) или бывшим сенатором Рахимом Азимовым. Вячеслава Гайзера же в спину никто не толкает и за ней не шипит. Как говаривал его бывший коллега по правительству Павел Орда, «настоящих буйных мало».
Главе республики лоялен едва ли не весь корпус глав муниципалитетов. К тому же в рядах мэров городов и глав районов - в том числе в рамках развернувшегося перехода системы управления на привлечение сити-менеджеров - произошли значимые замены. Должности главы администрации Сыктывкара лишился Роман Зенищев, у которого, по неофициальным сведениям, отношения с Вячеславом Гайзером сложились не самые простые. Был заменен и глава Инты Владимир Вейгандт - правда, в этом случае Вячеслав Гайзер не раз и вполне жестко критиковал его за слабое понимание того, как «вытянуть» город на более высокий уровень. Отметим, все замены происходили без каких-либо скандалов, а тень Гайзера за ними не стояла.
Собственно, и высказывать свое мнение о некоторых городских и районных руководителях глава начал не сразу. Вступив в должность, он предупредил всех, что на первых порах будет вникать в ситуацию и только потом «кто не спрятался, я не виноват». Самое же громкое кадровое решение глава принял вообще только спустя год «правления», отправив правительство республики в отставку. Впрочем, надежды тех, кто рассчитывал на радикальное изменение состава кабинета, тогда не оправдались: должностей лишились социальные министры: здравоохранения (Михаил Мурашко) и образования (Нелли Струтинская); основной же блок соратников Вячеслава Гайзера сохранился, лишь перетасовавшись и сменив курируемый профиль. Возможно, одна из причин отсутствия слишком большого количества новых лиц - кадровый дефицит, о котором республиканские власти говорили и до Гайзера.
На выходе получается картина со сдержанным в манере общения и своих решениях губернатором, для которого главное - политическая и социальная стабильность плюс экономический рост, и у которого нет видимых серьезных оппонентов не только из других партий, но и среди общественных активистов. При этом к нему нет особых претензий со стороны федералов, а в республике по большому счету - тишь да гладь. После своего избрания Вячеслав Гайзер заявлял, что не намерен делать резких движений; курс его предшественника Владимира Торлопова будет сохранен, а все изменения или замены будут делаться взвешенно и аккуратно.
Особых предпосылок к тому, что на следующие свои два года Вячеслав Гайзер изменит своему стилю, пока нет.
Александр КОННИН
добавить комментарий |
|