Интервью |
Журналист Евгения Габова: "Терпеть не могу сплетен, даже в блогах"
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
МС продолжает цикл интервью с новыми лицами в республиканском медиа-сообществе. На сей раз корреспондент газеты встретилась с шеф-редактором журнала «Знай наших!» Евгенией Габовой. Ей 26 лет. Родилась в Сыктывкаре. 7 лет прожила в Кирове, где закончила журфак филиала Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ). Сотрудничает с рядом республиканских СМИ и как журналист, и как фотокорреспондент.
- Почему для получения образования выбрала Киров?
- Случайно. К тому времени, когда надо было определяться с вузом, я уже год сотрудничала с республиканской молодежной газетой «Твоя параллель». Главный редактор Валентина Лях отправила документы на конкурс, объявленный кировским филиалом МГЭИ для иногородних абитуриентов. Смысл был в привлечении на факультет журналистики выпускников школ, которые уже публиковались. В общем мы поехали с родителями в Киров. Я подала документы, написала сочинение и прошла по конкурсу. Город мне понравился. Так я выбрала журфак.
- Это и был аргумент - понравился город?
- Да. И нисколько не жалею. Факультет был хорошей экспериментальной площадкой. Отличные преподаватели, 80% которых - практикующие журналисты. Кроме того, к нам регулярно приезжали читать лекции профессора из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа. Мы ездили на всякие семинары и научные конференции. Не варились в собственном соку и были открыты для всех «школ». Но главное преимущество на факультете заключалось в практике: она являлась обязательной с первого курса. К третьему году обучения становилось ясно, кто будет домохозяйкой, а кто перейдет на «заочку», потому что трудно работать замглавного редактора и посещать лекции. В моем случае все было просто: на лето я приезжала домой и проходила практику в «Твоей параллели», хотя на самом деле работала как полноценный штатный сотрудник. В течение учебного года сотрудничала с разными СМИ Кирова. Начинала в службе новостей на радио «Мария». Потом были газеты, журналы…
На пятом курсе я уже почти не училась: когда сдавала госэкзамены и диплом, моему сыну Егору было полгода, и я работала. Была комфортная обстановка. Например, я могла прийти в пресс-службу правительства области, оставить люльку ребятам и сказать: «Присмотрите, пожалуйста, за ребенком минут 15, я - на брифинг».
- Почему вернулась в Сыктывкар?
- В 2008 году случился кризис. В республике, наверное, это было не так ощутимо. А Кировская область - регион дотационный, и кризис там долбанул так, что мало не показалось. В очереди в муниципальные садики было 44 тысячи детей! Мой муж, сейчас уже бывший, остался не у дел. Я разрывалась на трех работах. Денег хватало только на то, чтобы заплатить за частный садик и съемную квартиру. История длилась четыре месяца. В конце концов я устала. Собрала вещи, вернулась в Сыктывкар. И мне показалось тут интересно.
- В каком смысле?
- Во всех. Политическая «картинка» резко отличалась от кировской. Когда пришел Никита Белых (губернатор Кировской области - МС), было ощущение, что дали не глоток свежего воздуха, а открыли цистерну с кислородом. Первые 100 дней его правления был безумный ажиотаж. А здесь, в республике, ясно, что никакой оппозиции быть не может, разве что кто-то что-то напишет в интернете. Но у меня был интерес разобраться, как выстроены связи, холдинги, как все это работает. Это было новое для меня. Кроме того, жизнь здесь быстро опровергла мое мнение о недостатке культурных мероприятий в Сыктывкаре.
- Не жалеешь, что выбрала профессию журналиста?
- Нет. Пока мне в ней все нравится. Но в последнее время все чаще задумываюсь: кто мы, зачем мы, что и как должны делать? Часто сталкиваюсь с тем, что производственный процесс, которому нас учили в вузе, и то, что есть сейчас, сильно отличаются. Скорости другие, техника другая. Кроме того, раздражает ситуация в Коми с молодыми журналистами. Редакторы не выполняют одну из важнейших функций - они не воспитывают своих сотрудников. Почему мне приходится объяснять молодому коллеге из другого издания, например, что пресс-конференция - это публичное мероприятие, и нельзя обвинять в плагиате корреспондента, который использовал в своем материале ответы на твои вопросы? Моя знакомая писала диплом о стилистических ошибках в одном из изданий республики (каком - говорить не буду). Выводы шокируют. У начинающих авторов очень небрежное отношение к языку, часто - неумение формулировать мысли. А редакторам как будто дела до этого нет …
- Ты упомянула, что то, чему вас учили на журфаке, часто расходится с жизнью. Хочешь сказать, что образование неактуально?
- Актуально, но ситуация меняется очень быстро. На наших глазах полностью перестраиваются система и способы подачи информации. Еще 10 лет назад интернет был забавой для небольшого сегмента. Сейчас он наступает, ему проигрывает телевидение; радикально меняется ситуация и с печатными СМИ. Сегодня сообщить важную новость может любой, у кого есть мобильный телефон. Поэтому я считаю, что нужно работать в каком-то конкретном издании, которое должно определять, что и для чего мы делаем, диктовать процесс работы. Но в этом лично для меня жестокая «вилка», потому что когда ты работаешь, например, в онлайн-агентстве, то скоро «наедаешься» новостями, не можешь с людьми разговаривать, смотреть чуть глубже, везде начинаешь искать информационный повод. Это плохо.
- Сколько мест работы ты сменила в поисках нового опыта?
- 5, 6, 7… Не скажу точно. В определенный момент я стала совмещать работу на полставки, чтобы развязать себе руки. После рождения Егора поняла, что мой стиль - это фриланс. Не могу с 9 утра до 5 вечера сидеть в офисе, зато легко по ночам, в выходные, в удобное для меня время.
- Ты пишешь на разные темы - от культуры до экономики. Что тебе все-таки ближе?
- Трудно сказать. У меня нет своего «конька». Если ты работаешь на новостной ленте, то твоя главная задача - оперативность. Поэтому меня не «заломает» бежать на всех парах, чтобы принести новость первой, или придумать, как тут же передать информацию в редакцию. Нравится этот адреналин. Люблю делать репортажи в чистом виде - с эмоциями, с классическими элементами.
- Есть трудные для тебя темы?
- После рождения сына не могу писать про онкобольных и вообще обреченных людей, не могу спокойно смотреть фильмы о войне. На какие-то темы не позволяет уже писать мой некий цинизм. Например, про всякие социальные проблемы, потому что уже знаешь - всем угодить невозможно, всегда найдутся недовольные. Мне интереснее, когда люди могут подниматься над обыденным, над заботами, устраивать праздники, добиваться чего-то. Работа в журнале располагает писать именно о людях. Ты в каждом человеке пытаешься увидеть индивидуальность, собрать образ, раздвинуть границы. Но долго писать только о людях тоже не смогу. Мне нужны «движуха», командировки.
- Поэтому у тебя репутация «легкой на подъем»?
- Наверное, да. Но тут еще один момент есть. Мне нужно видеть все своими глазами, общаться с людьми, чтобы составить собственное представление. Если подробно о проблемах не успеваешь узнать на месте, появляются адреса и люди, которым потом можно позвонить. Поездки - это вообще бесценный опыт. Иногда съездишь - и твои взгляды меняются, все становится по-другому.
- Ты сына воспитываешь одна. Как удается совмещать работу мамы с работой журналиста, командировками?
- У меня очень хорошие родители, я им в ноги готова кланяться, правда, редко об этом говорю. Они сильно выручают. К тому же сын растет любознательным и общительным, поэтому часто беру его на работу. Например, недавно вместе ездили на «Зимнюю Ыбицу» в этнопарк. Ребенок отлично провел время, и я успела поработать. Он часто замечает то, чего я не вижу, задает вопросы, до которых я просто не додумаюсь. И пока он не боится: например, легко подойдет к полицейскому и спросит, почему перекрыли улицу.
- Ты одна из немногих девушек, кто пишет и профессионально фотографирует. Как такое получилось?
- Опять же респект журфаку. Там было много обязательных спецкурсов - по телевидению, радио, фотоделу. Преподаватель по фото был правильный: он говорил, что пока не снимешь на пленку, не поймешь, что такое выдержка и диафрагма. В 2003 году у меня появилась первая цифровая «мыльница», в 2007-м - «зеркалка». В Кирове было проще: корреспондент шел на мероприятие и попутно делал снимки. В Коми же ситуация несколько другая - тут очень востребована фотография. Есть издания, которые могут себе позволить держать штат фотографов, даже целую фотослужбу.
- Есть точка зрения, что снимать должен один, а писать другой. Как ты считаешь?
- Уважаю и ту, и другую точки зрения. Не уважаю только позицию, что никто ничего не должен делать. Когда двое работают, что-то может «провиснуть»: фотограф может уйти, не увидеть, не услышать, не понять, что нужно снять. Поэтому важно, чтобы фотограф был в теме. Это командная работа. Люблю, когда уровень партнеров примерно одинаковый. Если почувствую, что я сильнее, начну тянуть одеяло на себя. Плюс у меня характер такой... взрывной. Это иногда помогает в работе, а иногда мешает.
- Журналистика - это женская или мужская профессия?
- Человеческая. Важно интерес в себе не убивать. Мне недавно сделали шикарный комплимент, что «смотрю на происходящее детскими глазами». Детство - чистой воды любопытство, бескорыстное, искреннее.
- Что для тебя значит твоя работа - средство к существованию или что-то другое?
- Работа меня кормит. Если мне предложат более спокойную работу за меньшие деньги, не соглашусь. За большие деньги - вопрос, насколько больше. Есть какая-то доля тщеславия в том, когда ты знаешь на полшага, на мизинец больше остальных. Еще есть привычка, привитая в службе новостей: в любой момент может случиться все, что угодно, и ты морально и физически должен быть ко всему готов. Со мной это постоянно происходит. Например, совершенно спонтанно могу выбрать другой маршрут, и именно там проедет пожарная машина, я пойду за ней и сниму пожар, потому что фотоаппарат всегда при себе. Тоже профессиональная черта: сплетни не переношу на дух. Стараюсь всегда проверять информацию, даже если пишу для блога.
- Давай представим: Женя Габова через пять лет - это кто?
- Ой, все-таки надеюсь, что замужняя дама, мама двоих детей. Мне хочется думать больше об этом, а не о работе.
Беседовала Елена БАЯКИНА
добавить комментарий |
|