Интервью |
Социолог Юлия Юшкова-Борисова: "Перспективность региона измеряется отношением к труду"
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
Кандидат философских наук, социолог-аналитик Юлия Юшкова-Борисова на прошлой неделе презентовала в Сыктывкаре памятник своему отцу, народному писателю Коми Геннадию Юшкову. По ее словам, памятник создается для тех, кто будет приходить поклониться памяти писателя не только сейчас, но и через 70 или 80 лет. В интервью МС она рассказала об отношении к современной культуре, бренде республики и нелюбви к родине.
- Ситуация с мемориалом вашему отцу и участием республики в его создании явилась для вас показательной?
- Если позволите, я начну издалека. Когда мы ездим по разным регионам, то удивляемся: некоторые из них очень похожи по исходным параметрам, ну плюс-минус климатические условия. У нас - одинаковое законодательство, плодородие почв. Но почему-то при этой схожести одни регионы перспективные, развивающиеся, а другие депрессивные. В одних регионах люди на тебя смотрят гордо, спокойно, а в других читаешь общую тоску на лицах, причем часто с признаками легкого недоедания, когда человеку требуется купить 300 граммов мяса, а денег хватает только на макароны: он вроде наелся, но при этом голоден. Почему так?
Самым главным, кардинальным моментом различия является отношение к труду, во-первых, а во-вторых, отношение к интеллектуальному труду. В регионах перспективных труд - это благо, долг и сама жизнь, а интеллектуальный труд - одно из самых больших удовольствий, при том, что все-таки это очень сложный и необычайно затратный труд. А в регионах депрессивных труд, наоборот, - неизбывная беда, тяжкая обязанность, нечто тяжелое и тоскливое. А интеллектуальный - вообще не труд, а некая развлекуха, за которую в принципе платить нельзя. Два притопа - три прихлопа сделал - ему что, еще и платить за это?! Одно дело, когда тебе тяжело, холодно, противно и грязно, - это труд, да. А тут какие-то стихи написал и при этом еще чай пил - это что, труд? Нет, это не труд.
- Как дело с отношением к интеллектуальному труду обстоит в Коми?
- В нашей республике сейчас борются эти две тенденции. С одной стороны, у нас такая закваска, которая распространяется по всему Северо-Западу, и связана она с общим финским кодом. Конечно, и климат во многом определяет отношение к труду и жизни вообще. В коми культуре, как и на всем Северо-Западе, отношение к творческому труду хорошее. Те же архангельские поморы всегда сказочнику давали две доли. Когда шла большая рыбалка - путина, сказочник получал долю наравне со всеми. Если он еще и рыбачил при этом - ему давали две. Вот насколько высоким было отношение к интеллектуальному труду.
Сейчас, конечно, произошло сильное обесценивание интеллектуального труда. Получается, что в культуре коми я всегда общаюсь с людьми либо бедными, либо нищими. Это люди, которые непонятным образом существуют на какие-то символические деньги. Если им и хватает на 300 граммов мяса, то однозначно не хватает на то, чтобы поехать отдохнуть, полечиться и вообще жить спокойно и достойно. Дамоклов меч нужды постоянно нависает над ними, и она очень искажает всю картину мировосприятия. Я прекрасно помню себя такой, когда работала в театре.
Я в Коми сейчас вижу новую тенденцию: раз люди продолжают в таких условиях заниматься творчеством, значит, они с этим соглашаются. А раз человек с этим соглашается, значит, и устанавливается такая рыночная цена на труд, и он автоматически обесценивается, считается дешевым и неинтересным. Сейчас уровень оплаты труда очень влияет на отношение общества к профессии. То же происходит и с учительским корпусом.
- На презентации мемориала Геннадию Юшкову вы сказали, что с его помощью хотели бы изменить отношение к культуре в Коми. Каким образом?
- Ну это глобальная цель, до которой бы хотелось дотянуться. Я бы вообще хотела, чтобы на могиле отца стоял высокохудожественный комплекс. И я бы хотела, чтобы внимание было привлечено не только к нему, но и к состоянию искусства и культуры в республике в целом. К качеству литературы и ее позиционированию в общем социальном процессе. И точно также к изобразительному искусству и скульптуре. С этим положение у нас, конечно, аховое. К нам не приезжают молодые скульпторы. Раньше, когда они заканчивали хорошие учебные заведения в Москве, Питере, где была система распределения, они приезжали, им здесь давали мастерские, жилье, а теперь? Кто им что даст? Даже никто не поймет, а почему они должны давать. Кому сейчас что заказывать? Кто будет делать памятники? А скоро люди отвыкнут от этого и скажут: «Зачем нам вообще памятники? Делайте дороги».
Я бы хотела вернуть внимание общественности республики к состоянию профессионального искусства в целом. Я много езжу по другим регионам, сравниваю уровень искусства и могу сказать, что мы многое потеряли. Но пока он высок, и если вовремя этим заняться, могут быть прекрасные образцы.
Возьмем Бурановских бабушек. Я знаю человека, который первым начал качественно записывать удмуртский фольклор и «носиться» с этим коллективом - Александр Юминов, сотрудник регионального филиала Центра современного искусства. Он их нашел и начал продвигать. А далее - огромная, колоссальная работа и по обработке фольклора, и по продюсированию: найти правильного композитора, правильную аранжировку, правильное исполнение. И в результате этих огромных усилий - такой успех. Наконец-то у России на Евровидении изумительные шансы на победу! Но кто-то ведь сделал эту работу - и это важно не только для Удмуртии, которую теперь знают в России и в мире, но и для всей страны.
- Что может стать таким брендом для Коми?
- Бренд Коми просто необходим. О ней ничего не знают в России. Когда мой муж сказал друзьям в Нижнем Новгороде, что нашел жену в Сыктывкаре, у него осторожно спросили: «А у нее глаза не очень раскосые? А по-русски она говорить умеет, и сильный ли у нее акцент?» Они не поверили, когда он рассказал, кто и как на самом деле живет в Сыктывкаре.
Бренд территории базируется на двух вещах - природе и культуре. Либо мы едем любоваться столбами выветривания или другими достопримечательностями, которых нет в другом месте, либо знакомиться с культурой. А лучше и то, и другое вместе. Или это памятники наподобие пирамид, либо технические достижения, которые поднялись на уровень произведений культуры и искусства - французские духи, швейцарские часы и т.д. Мы едем смотреть швейцарское озеро и купить швейцарский сыр.
Вот этот второй момент в Коми очень страдает, да и с первым не все в порядке. У нас нет того, что можно связать именно с Республикой Коми. Пока человек, побывав у нас, скажет: я был на Севере России - и не более. Вы должны доказать, что эта территория отличается чем-то особым.
- То есть эта ниша пока свободна?
- Не совсем. Ведь было достаточно сделано на протяжении 20 века в профессиональной культуре.
- Это может быть личность Питирима Сорокина, например?
- Нет. Питирим Сорокин очень сложно относится к культуре республики. Да, первые его годы связаны с Коми, а дальше? Он - профессор Гарвардского университета и совершенно явно основоположник американской социологической школы. И нам его приватизировать, безусловно, надо, но это неосновополагающе.
- Так кто же должен найти это нечто, что станет брендом Коми, - народ или специалисты?
- Конечно, специалисты. Бурановские бабушки - это народ, а Александр Юминов - это специалист, причем очень высокого класса. Сейчас роль продюсера необычайно возрастает, и она неизмеримо больше, чем роль исполнителя.
- Получается, у нас нет специалистов?
- Их нет, потому что никто эти запросы не обозначает. Если даже есть этот заказ, он должен быть оформлен и проплачен из какого-либо бюджета.
- Из чего мы можем выбрать будущий бренд?
- Нужно целенаправленно ездить и искать. Внимательно посмотреть, что уже есть в наличии. Для меня, например, потрясающий потенциал есть в Василии Гущине и его ансамбле.
- А что вы слышали о Финно-угорском этнокультурном парке в селе Ыб?
- Действительно, пока только слышала, но заехать еще не довелось. Но чисто социологический срез - то, что мы слышим: о нем есть негативное мнение.
- Но он уже создан, он работает. Чем его можно дополнить, чтобы придать позитивную окраску?
- Пусть он таким и остается, только надо его «продолжать» в сторону высокой культуры. Да, мы умеем выслеживать зверей. Пусть дети видят эти приемы, изучают следы зайца, лисы и волка. Это замечательно. Но что после этого? Мы ведь не только зверей умеем выслеживать. Например, мы с отцом в лесу, после того, как он показывал мне следы и рассказывал о коми охотниках, обсуждали мировые образцы литературы. Так и в парке - нужно следующие ступени как-то поддерживать и дотягивать их. То есть после парка мы должны предложить гостям поехать в национальный театр - и это должен быть достойный театр.
Почему я хочу привлечь внимание к творчеству отца? Потому что он реально хороший писатель - и почти весь переведен на русский язык. Мои родные из Нижнего Новгорода были реально удивлены качеством его литературы. Почему он неизвестен, спрашивали они. Пусть гости парка купят его книгу и книги других наших писателей, пусть купят аудиокнигу, послушают и увидят, что люди, умеющие выслеживать зверей, могут еще создавать образцы высокого искусства. То есть от печки и чугунов нужно двигаться дальше, а не зацикливаться на них.
Почему бы те же самодеятельные ансамбли не подтянуть до определенного профессионального уровня?
- Может, потому, что есть некая профессиональная ревность? Ведь есть у нас профи «Асъя кыа».
- Я сталкивалась с этим. Это не ревность, а конкуренция за ресурсы. Когда финансирование маленькое, там и возникает эта «ревность». Упирается все в деньги и их правильное расходование.
- Но ведь сейчас перешли на грантовую систему.
- Это очень хорошо. Но надо еще уметь заказать эту работу по гранту, принять ее и осмыслить, а что, собственно, нужно республике вот в этом году получить от деятелей культуры.
- Опять соцзаказ?
- Нет, это гораздо тоньше, чем соцзаказ. Приведу пример. В одном регионе с колоссальной проблемой оттока молодежи - почти стопроцентным - появилась прекрасная премьера с прекрасным режиссером, актерами. Чехов. «Три сестры», «В Москву, в Москву».
- Оговорочка по Фрейду…
- Да, он и поставлен был так великолепно, что читалось сразу: все в Москву, немедленно отсюда, ни минуты промедления. Я директора спрашиваю, причем перед этим она мне пожаловалась, что опять уехало пять молодых актеров: «А зачем вы это поставили, и как вам на это дали деньги?» Она - женщина умная: просто посмотрела на меня и промолчала. Получается, что руководство региона и Министерство культуры этого региона допустили политическую ошибку, профинансировав постановку с таким подтекстом.
- Надо ли нашей молодежи устраивать свою жизнь за пределами региона?
- Если есть возможность, надо оставаться на родине. Сужу по своему опыту: мне было тяжело расстаться с Сыктывкаром, хотя я уезжала в статусе безработной. Но Нижний я так и не полюбила. Это касается и бытового уровня, и ментальности. Расставание с родиной - всегда большой стресс. Чужому городу вы никогда не простите недостатков, которые в родном могут казаться очаровательными причудами.
Беседовала Полина РОМАНОВА
добавить комментарий |
|