Право |
Тренер Екатерина Насонова: "У танцев нет кнопки "выкл"
2 июня на спортивной площадке Кировского парка состоится танцевальный фестиваль. Одной из изюминок мероприятия обещает стать танцевальный флеш-моб, который правильнее будет назвать коллективным танцем. Сейчас его разучивают более полусотни человек. Придумала его Екатерина Насонова, тренер по танцам, работающая в спортивных центрах Сыктывкара. С ней побеседовал корреспондент МС.
– Ты и твои подопечные уже готовили нечто подобное, тогда танец был посвящен творчеству Майкла Джексона. У этого проекта тоже есть какая-то тематика?
– Конкретной темы, скорее всего, нет. Есть цель. Она в том, чтобы показать, что мы вместе и что мы любим танцевать. Танец разбит на несколько кусочков, они разные по характеру, в них использована музыка разных стилей, есть там музыкальные моменты из 70-х годов прошлого века, есть и мелодии, популярные сегодня. Разные стили, разные движения, разные мы. Тем не менее все вместе это создает отличное настроение и действо, которое радует глаз. Сейчас танец разучивает около 50 человек, и еще неизвестное мне количество готовится по роликам, выложенным в интернете.
– Не все в городе знают, кто такая Екатерина Насонова. Расскажи, как ты начала заниматься танцами?
– Я родом из Ухты, там все и начиналось. Родители привели меня на секцию художественной гимнастики. Причем я опоздала на общий просмотр, и меня взяли уже после. Меня затянуло. Нравилось составлять комбинации, выступать. Гимнастика дала очень многое, практически все. Это и физическая подготовка, и умение слушать музыку, чувствовать ее, и артистизм. После школы я приехала учиться в Сыктывкар, поступила в университет, и так вышло, что мне предложили вести занятия аэробики у студентов. Это было очень актуально, потому что когда заканчиваешь заниматься каким-то одним видом спорта, нужна адекватная замена. В течение года я вела факультатив, а потом меня уже стали приглашать в клубы и спортивные объединения города.
– Вначале была аэробика?
– Да, меня никогда не привлекал шейпинг, всегда хотелось какого-то движения. Поэтому я больше старалась давать танцевальную аэробику, а также различные уроки на степ-платформах. Со временем сложилась программа различных миксов, в которых движения аэробики смешались с элементами танцев.
– Сейчас в списке занятий, которые ты проводишь, множество не понятных на первый взгляд названий: Lady's Style, Pilates, Waackin'/Vogue. Что все это значит?
– На уроках Lady’s Style мы можем разучивать танцы в самых разных техниках: это может быть и джаз-фанк, и хип-хоп – все, что душа захочет сотворить под яркие эмоциональные треки, которые пользуются популярностью сегодня. Единственное, что все делается с неким налетом женственности, сексуальности. Года два назад появился урок DanceNachala. Он был разработан для того, чтобы дать человеку базу, танцевальную основу. Waackin’/Vogue – это очень интересное направление, которое сегодня набирает обороты. Оно было создано американцами, которые пародировали актрис и представительниц модельного бизнеса. Подиумные проходки, позирования, перевоплощение во всех смыслах – все это они перенесли в танец, элементы которого сейчас активно используются в шоу-бизнесе. Пилатес, если объяснять просто, – это гимнастика для позвоночника, занятие для тех, кто может прислушаться к самому себе, прочувствовать свое тело, это такая своеобразная «подключка» к телу через разум. Кроме этого, я веду занятия для подростков, учу их танцевать хип-хоп.
– Столько разных направлений, этому же всему нужно учиться…
– Я считаю, каждый педагог сам должен учиться всю жизнь, открывать для себя новые грани своей деятельности, совершенствуя мастерство. Нельзя останавливаться на достигнутом. Даже если ты учитель, ты всегда ученик. Раньше я регулярно посещала большие обучающие мероприятия: танцевальные конвенции, школы. Сейчас чаще езжу на конкретные мастер-классы и семинары. Очень важно, что на таких мероприятиях ты всегда сдаешь экзамен, проходишь своего рода аттестацию, которая и дает тебе право вести уроки в том или ином направлении. Причем стараюсь выбирать именно тех педагогов, которые интересны, которые являются авторитетами для меня, работы которых привлекают. Так, недавно я была на мастер-классе Даниэль Поланко, которая является хореографом певицы Beyonce и многих других звезд. Ей еще нет и тридцати, но она очень многого достигла, она – отличная танцовщица и при этом талантливый педагог, и очень доступный. Нас было около 50 человек. При этом она находила возможность подойти и поработать с каждым. Казалось, она наблюдает за всеми – тянешь ли ты носок, правильно ли округляешь спину, она следила за всеми нюансами. Меня такой подход очень приятно удивил.
– Каждый человек может научиться танцевать?
– При желании – каждый. Часто приходят люди, которые не слышат музыку. Не в прямом смысле, конечно, но они ее не чувствуют. При этом они овладевают базовыми движениями, копируют, повторяют вслед за мной, ориентируются на счет – и у них все получается. У одних на это уходят недели, у других – месяцы, у третьих – годы. Но в итоге, если человек хочет научиться танцевать, он научится. Бывают и обратные ситуации: когда на тренировку приходит человек, и он слышит музыку, я вижу его задатки, понимаю, что это потенциальный танцор, потому что научить его движениям не составит труда… Но что-то его останавливает, он разворачивается и уходит. Мешает какой-то внутренний блок, стереотип или еще что-то. В таких ситуациях бывает обидно – из-за каких-то комплексов люди боятся раскрыть таланты, подаренные природой.
– Нужна ли для танцев какая-то особая физическая подготовка?
– Нет. Как раз благодаря танцам можно привести себя в порядок, потому что без сильных рук и ног, без подвижных суставов и пластичности танца не будет. А если говорить себе – я сначала приведу себя в порядок, потом пойду танцевать, – и двух жизней не хватит. Приходить в танцы нужно в любой форме. Ведь на самом деле танцы – это не только и не столько физическое ощущение. Если ты можешь эффектно пройтись, сделать шаг или просто красиво поднять руку, ты же и внутри себя начинаешь ощущать иначе, сознание меняется. Люди по-другому начинают себя преподносить, более уверенно ведут себя на публике. И это находит ответную реакцию: я вижу, как на девочек, которые у меня занимаются, смотрят окружающие, в частности – мужчины.
– Как создается танец?
– Идея может прийти откуда угодно. Например, ты смотришь фильм, который смотрел уже сто раз. Но вот именно во время сто первого просмотра тебя что-то цепляет. Возникает желание что-то сделать. Наверное, странно, но я не отслеживаю появление фильмов про танцы. Недавно вышла вторая часть фильма «Уличные танцы», а я и первую не смотрела. Меня куда больше впечатляют наши добрые советские музыкальные кинокартины: «Выше радуги», «Небесные ласточки». Кроме этого, я постоянно смотрю видео с выступлений разных хореографических коллективов, работы любимых мастеров – что-то черпаю оттуда. А вообще это постоянный, непрерывный процесс, потому что любое движение, жест, эмоция, возникшая в обычной жизни, потом может трансформироваться в элемент танца. Еще очень важно слушать музыку. В моем случае не бывает танца без смысла, без текста. Если у песни есть текст, то я обязательно должна знать слова и рассказывать пластикой историю, которую эти слова передают.
– По твоей личной оценке, Сыктывкар – танцующий город?
– Да. У нас есть множество коллективов самых разных возрастов, где занимаются хореографией и танцами всевозможных направлений. Даже фестиваль такой есть – «Танцующий город». Он очень отчетливо демонстрирует всю палитру. Я бы сказала даже больше – у нас республика танцующая. В этом году мы впервые с коллективом «Эсте» побывали на конкурсе DanceIntegration, который регулярно проходит в Ухте. И, если честно, я была поражена: у нас – огромное количество достойных интересных и своеобразных коллективов. У нас есть что развивать в этой сфере, есть чем гордиться и на кого смотреть. Если же говорить о том, кто приходит ко мне на тренировки, то у меня есть и подростки, и взрослые. Девушек, конечно, больше. Но вот интересная деталь: в Москве, например, клубные стили пользуются популярностью у молодежи; у нас же, напротив, – у представительниц среднего возраста. Я не знаю, как это объяснить.
– Ты упомянула коллектив «Эсте». Расскажи о нем.
– Когда было объявлено о проведении фестиваля-конкурса «Танцующий город», у девушек, которые регулярно у меня занимаются, возникла идея создать коллектив и поучаствовать. Мы назвали себя «Эсте», что означает «в движении». На том конкурсе нам вручили дипломы, а в Ухте на конкурсе DanceIntegration мы заняли второе и третье места во взрослой категории номинации «Эстрадный танец». Я бы не сказала, что мы особо рвемся выступать и «лезем на сцену». Нет. Но иногда нас приглашают, и мы не отказываем. К тому же выступления – это тоже опыт, положительный.
– Я знаю, что у тебя есть ребенок. Как чадо относится к маминому занятию?
– Василисе сейчас 4 года. Она увлекается плаванием, но если захочет заниматься и танцами, препятствовать не буду. Интерес к этому она проявляет, и достаточно активно. Дочка всегда в курсе, что мама ставит, какие танцы я разучиваю на тренировках, знает песни, и если мы снимаем видео про танцы, она всегда присутствует. Иногда что-то даже пытается повторить дома. Причем для нее танцы – это работа. Как-то Василису спросили, чем занимается папа, ребенок ответил: папа работает, но не танцует.
– Танец для тебя – это…
– Это мое дело, которое приносит мне удовольствие. Это работа, но не только. Уходя из стен зала, меня «не отпускает». Нет кнопки «выкл», танцы все время в моей голове. И мне это нравится. И мне сложно представить себе какую-то другую роль, танцы – это то, что определяет мою жизнь. Евгения ГАБОВА
добавить комментарий |
|