Общество |
Корреспондент МС сдала ЕГЭ
Обычно сочинения на тему «Как я сдавал ЕГЭ» пишут выпускники 11-х классов. У них получается эмоционально, живо и со знанием дела - как - никак, для многих хорошие баллы становятся целью и главной темой последнего года, а то и двух последних лет учебы. Я закончила школу 10 лет назад и до нынешнего лета о ЕГЭ знала только со слов.
Помню, как вздыхали знакомые педагоги, говорившие о натаскивании и зубрежке. Школяры сначала больше радовались, предполагая, что тесты сдавать проще - куда-нибудь ткнешь, и «авось» получится. Спустя какое-то время оценки изменились: выпускники стали страдать из-за ЕГЭ, говоря о его сложности и невозможности набрать хорошие баллы. Несколько лет назад, общаясь с главой Рособрнадзора Любовью Глебовой, я поинтересовалась: «И все-таки ЕГЭ - это хорошо или плохо?» Собеседница тактично ответила: «ЕГЭ - это форма оценки знаний, которая уже стала нормой. Поэтому нужно относиться к нему как к свершившемуся факту: ни хорошо-ни плохо, это то, что есть».
Решение сдавать ЕГЭ я приняла примерно за месяц до первого экзамена. Суть эксперимента была проста: подготовиться - написать - оценить свои результаты. Выбрала два предмета. Тем, который знаю получше, оказался русский язык. Его учили в школе и потом на факультете журналистики уделяли немало внимания. Вторым стала биология - предмет, по которому в начале лета в моей голове не было никаких знаний. Те, что были, знаниями назвать сложно, скорее так - бессвязные мысли. Подготовку я бы не стала называть плотной. Под присмотром знакомой учительницы русского языка порешала с десяток вариантов, почитала, как пишутся сочинения. Биологией пришлось позаниматься более усиленно. Правда, в условиях работы и постоянных командировок эти занятия сложно было назвать систематическими. Что-то читала в поездах, самолетах, раза четыре посидела с другой знакомой - преподавательницей биологии, она объясняла ловушки, которые чаще всего попадаются в тестах. Объективно, если бы я так готовилась к экзаменам, которые сдавала 10 лет назад, выше тройки вряд ли бы получила.
7 июля. В приемной комиссии настоятельно порекомендовали приехать за час до начала экзамена. Уже за полтора часа на крыльце экономического корпуса СГУ топчется несколько десятков молодых людей. Возраст разный, в основном от 18 до 25 лет. Многие заметно нервничают. На дверях здания в сумасшедшем порядке имена участников ЕГЭ. Найти свою фамилию непросто, еще сложнее понять, в какой аудитории предстоит сдавать экзамен. Многие, не разобравшись, решают узнавать все на месте. В само здание не пускают.
- А в туалет-то можно? - спрашиваю у охранника.
- Нет, никого не велено пускать до определенного времени, - слышу в ответ.
Нервозность растет. Запускать начинают примерно в половине десятого. На входе проверяют фамилию по паспорту. Поток большой, с боем люди узнают, в какую аудиторию им идти. В фойе корпуса - шум и гам, которым позавидовали бы на турецком базаре. Выйти покурить уже нельзя, равно как и разговаривать по телефону. Если видят, что у тебя есть телефон, его попросят сдать. Для рассеянных продают ручки, те самые гелевые с черной пастой. Купить ее можно за 18 рублей. В обычном магазине они стоят рублей 12. По данным регионального Министерства образования, в этот день по республике русский язык сдавало 485 человек. В Сыктывкаре, по моим ощущениям, было человек 200. Согласно правилам проведения ЕГЭ всех участников распределили по аудиториям, не более 15 человек в каждой.
В памятках можно прочитать: «Экзамен начинается в 10.00 по местному времени». Наш экзамен начался с большим опозданием. Бегом, запыхавшись, гремя каблуками на весь коридор, в аудиторию прибежала дама и принесла тесты, которые здесь принято называть «контрольно-измерительными материалами». Кроме КИМов, в запечатанных конвертах оказались бланки регистрации участников и формы для занесения ответов. После формальной процедуры - вписать фамилию, имя, отчество, дату и название предмета - можно было приступать к тесту. На выполнение трех частей экзамена (А, B, C) по разным предметам установлено разное время. Так, над задачами по математике и литературе можно размышлять 240 минут, на физику и историю дается 210. Для выполнения теста по русскому языку и биологии отводится 180. Все, конечно, зависит от сложности попавшегося варианта, но, как мне показалось, трех часов предостаточно, чтобы выполнить все задания. Если голова устала думать, можно сходить проветриться - до туалета и обратно. В сопровождении. Еще во время экзамена можно есть и пить. Тарелку с супом взять вряд ли получится, но бутылку с водой и шоколадку можно. В то, что шоколад стимулирует работу мозга, до сих пор верят многие.
Биологию 14 июля по республике решилось написать 86 человек. В Сыктывкаре на экзамен явилось два - три десятка. Примерно столько же в этот день сдавали и историю. Тем не менее ажиотажа не было. Второй экзамен прошел в тихой, спокойной обстановке. Хотя снова пришлось ждать, когда принесут конверты.
Я не торопилась формулировать свои впечатления. Нужно было подождать результатов. И, стоит отметить, они пришли достаточно быстро. Уже через 5 дней после экзамена можно было узнать, на сколько баллов тянут твои знания. Отдельная история, как в Сыктывкаре получают эти самые результаты. По телефону приемной комиссии СГУ, которая отвечает за организацию ЕГЭ, вам могут сказать только о том, что оценки пришли, но конкретно ваши баллы не озвучат. Все по старинке: нужно добираться до главного корпуса вуза и искать свою фамилию в списках, вывешенных на входе. В центральных и не только регионах уже давно действует система, когда результаты ЕГЭ можно узнать через интернет, просто введя на специальных сайтах свои фамилию и номер паспорта. Специалисты местного минобразования утверждают, что такая возможность скоро появится и в Коми. Информацию можно будет найти на сайте Республиканского информационного центра оценки качества образования (www.ricoko.ru), модель уже разработана.
Итак, мои оценки: русский язык - 87 баллов, биология - 67. Обычно в этот момент мои знакомые начинают активно переводить эти результаты в пятибалльную систему, по которой 87 - это почти «пять», а 67 - уверенная «тройка». К сожалению, не все так просто. Для перевода значений ЕГЭ в пятибалльную систему раньше использовали специальные таблицы и формулы. Сейчас от них отказались. За ненадобностью. Результаты ЕГЭ не влияют на школьный аттестат, а вузы устанавливают проходные баллы, ориентируясь на 100-балльную систему. Проще оперировать другими понятиями. Минимальный порог (им определяется минимальный объем обязательных знаний по предмету) в обоих случаях установлен в пределах 40 баллов. Если ты набрал меньше, считается, что экзамен не сдал. Есть и другие цифры. Выпускники этого года, сдававшие ЕГЭ в первой волне, в среднем писали тесты по русскому на 60,1 балла, а биологию - на 53,2. Участники второй волны показали результаты похуже: средний балл по русскому языку составил 46,7, по биологии - 43,7. То есть ЕГЭ я сдала совсем неплохо.
«Не так страшен черт, как его малюют» - примерно так можно описать мое впечатление. Теперь как человек, прошедший через «A, B и C», я могу сказать, что не понимаю современных школьников, которые ноют насчет сложности ЕГЭ. На мой взгляд, тест - вполне адекватная форма проверки знаний, к которому можно подготовиться при желании. Русский язык мне дался легко. И было бы странно, если бы было иначе. В случае с ЕГЭ по этому предмету все упирается в то, чувствуешь ты язык или нет, этот экзамен проверяет прежде всего грамотность. Его плюс в том, что ты можешь не знать множества правил, но если понимаешь и любишь родной язык, ты, в принципе, не сможешь сделать ошибки. С биологией сложнее. Здесь интуиция не спасет. Не каждый день мы разбираем биосинтез белка и учения Дарвина на ночь вместо сказки не читаем. Поэтому, идя на этот экзамен, нужно иметь точные знания. Но это может показаться сложным мне - человеку, который 10 лет биологии не касался вовсе. Школьникам, «варящимся» в этом и как минимум раз в неделю сидящим на уроке биологии, вряд ли это должно представляться непосильным заданием. К тому же даже в случае с биологией тест остается тестом. Если ты понимаешь предмет, тебе достаточно только выбрать правильный из предложенных вариантов.
Еще один момент. ЕГЭ хорош тем, что по максимуму устраняет субъективность оценки. Человеческий фактор в прежние годы оставался одним из самых спорных пунктов проведения экзаменов. У учителя всегда могли быть симпатии и антипатии. В конце концов учитель мог прийти невыспавшимся. На ЕГЭ ты просто ставишь крестики в окошки, в глаза смотреть никому не нужно. Причем ЕГЭ нынешние выпускники сдают один раз. Нам же пытку проверки знаний приходилось проходить дважды: и в качестве выпускника, и в качестве абитуриента.
Кто-то скажет, что эксперимент не удался, потому что целью не было получить максимально высокий балл. Ведь именно так - в виде гонки за баллами - теперь проходит экзамен для будущих студентов. Возможно, и так. Хотя теперь я доподлинно знаю, что сдать ЕГЭ на «пять» можно. Надо только немного подучить. Как ни крути, независимо от формы проведения экзамена, суть остается прежней: без головы на плечах сдать его сложно.
ЕГЭ сдавала Евгения ГАБОВА
добавить комментарий |
|