Интервью |
Юлия Рыбакова: "Коми дает возможность сбежать из урбанистического хаоса в эко-регион"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
Туризм как отрасль региональной экономики получит новый импульс к развитию. Уже сейчас идет разработка концепции позиционирования Коми на туристическом рынке, которая позволит сформировать новый имидж региона. С автором программы - заместителем генерального директора Фонда поддержки инвестиционных проектов РК, руководителем проекта развития туризма в Коми Юлией Рыбаковой побеседовал корреспондент МС.
- Чем может быть привлекателен для туристов Коми край?
- Ваш базовый ресурс - это природа: экологичность, чистота, отсутствие промышленных загрязнений. На территории республики есть «Девственные леса Коми», которые внесены в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Уже этот факт можно расценивать как высокую оценку природного потенциала Коми. Ваше культурное наследие можно рассматривать в секторе этно, но оно не столь ярко выражено по сравнению с возможностями использования природы. Даже победа столбов выветривания на плато Маньпупунер в конкурсе «Семь чудес России» - это тоже признание, которым стоит гордиться.
- Маньпупунер попал в семерку чудес России еще в 2008 году, однако до сих пор никто даже не попытался взять и капитализировать этот проект.
- Давайте рассматривать победу Маньпупунера как внешнюю оценку. С точки зрения привлечения туристов, там действительно есть объективные сложности. В первую очередь, с транспортной доступностью, которая делает туры к столбам выветривания очень дорогими. С другой стороны, если мы рассматриваем Маньпупунер как объект развития природного туризма, то нам необходимо сохранить его первозданность. После победы на всероссийском конкурсе на плато двинулся мощнейший поток диких туристов. Совершенно неуправляемый поток, который на сегодня уже представляет угрозу для природного памятника.
Доступность плато будет развиваться, это однозначно. Вопрос: каким образом? Пока я вижу такой вариант, как природный туризм. И за примерами далеко ходить не надо. В Норвегии очень популярны пешие походы по заповедным местам.
- А как сделать Маньпупунер более доступным с учетом того, что у нас даже нет дорог?
- Я на Маньпупунере была. Попасть туда действительно весьма не просто, и цена такого отдыха пока очень высокая. С другой стороны, цену можно рассматривать как фактор, сдерживающий нагрузку на Маньпупунер. Конечно, необходимо работать и думать над тем, как удешевить доступ к плато. Обязательно рассмотрим варианты альтернативной и более экономичной транспортировки. Пусть это будут туристические тропы, не обязательно строить асфальтовую дорогу к столбам выветривания. Можно использовать канатные дороги, которые нашли широкое применение на различных горных курортах. Такой вариант передвижения органично впишет в эко-тур на Маньпупунер.
- Верите ли вы, что туризм действительно может стать тем локомотивом, который повезет за собой всю экономику республики?
- Давайте трезво оценивать ситуацию. Туризм может стать одной из ключевых отраслей для развития региона, но при одном условии - необходимо четко определиться с приоритетами и направлять финансовые потоки в строго определенное русло, а не распылять бюджетные деньги по различным туристическим направлениям. Проще говоря, если мы решили, что будем развивать эко-туризм, значит необходимо сфокусировать все внимание и усилия именно на развитии природных туристических проектов.
Сейчас во многих странах туризм рассматривается как основной из видов экономической деятельности, который открывает широкие возможности для развития малого предпринимательства, частной инициативы. Конечно, в России развивать туризм - дело непростое и неблагодарное. У нас еще много людей с советским мышлением, которые боятся проявлять инициативу, привыкли жить на скромное пособие. Но сейчас уже появляются люди, которые понимают, что даже сложившийся поток туристов позволит им накопить определенный капитал.
Чем хорош природный туризм? А тем, что он привлекает людей определенного типа - с экологическим сознанием, которым интересны природные тренды. В США и Европе эко-тренды пользуются большой популярностью. Там люди стремятся вырваться из городской духоты и суеты, они ценят свежий воздух, возможность увидеть своими глазами редкие растения или диких животных. Другой вопрос, что американцы и европейцы достаточно требовательны к инфраструктуре. Оценивая любой тур, они обращают внимание на такие бытовые моменты, как душ, туалет, возможность комфортной ночевки. Конечно, они не рассчитывают на пятизвездочный отель, но приличный чистый домик с отоплением, системой водоснабжения и горячей водой обязательно должен быть.
- Как вы считаете, при разработке концепции развития туризма следует делать ставку на иностранцев или на россиян?
- Для начала нужно вырастить своих туристов, а иностранцев я отношу ко второму потоку. Они более требовательны, чем россияне, поэтому пока ставку необходимо делать на своих людей. Сегодня по России путешествует около 30 миллионов человек, ну а 40 миллионов предпочитают отдыхать за границей. Люди стремятся за рубеж, поскольку там сервис лучше и цена туров дешевле, но это не ограничивает внутрироссийский туризм. Более того, в последнее время многие, наездившись по миру, начинают интересоваться своей страной. И вот этот потребитель нам очень интересен, поскольку он благодарный и высоколояльный.
- Какие города и районы обладают потенциалом для развития туризма?
- Понятно, что у вас уже есть Ижемский и Усть-Цилемский протокластер, как я его называю. Однозначно это районы вокруг Сыктывкара, которые обладают мощнейшим ресурсом для развития любой формы рекреационного отдыха. Горожане стремятся отдыхать на природе, выезжать с семьей на базы отдыха, проводить там корпоративы, отмечать дни рождения. Есть потенциал у Троицко-Печорского района с его природными заповедниками, в которых можно развивать эко-маршруты. Инта и Воркута бесспорно войдут в маршрут путешествия по Приполярному Уралу. Но Воркуту можно рассматривать еще и как город, имеющий выход на Арктику. Сейчас арктический туризм является достаточно популярным, но и дорогим видом отдыха, поскольку туристы путешествуют на ледоколах. А Воркута может предложить более экономные туры к северным морям.
- Что касается Воркуты, уже давно обсуждается проект строительства мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий. Полгода назад глава республики дал указание подготовить к маю концепцию развития музея ГУЛАГа, однако до сих пор дело не сдвинулось с мертвой точки.
- Я не согласна с тем, что дело не продвигается. Просто пока идет процесс выработки общих подходов к проекту. Для начала следует четко понять, что Воркута - место страшной человеческой катастрофы, куда люди должны приезжать, чтобы просто отмолить души погибших узников ГУЛАГа. Я бы не стала рассматривать воркутинский музей как туристический проект. Все-таки в основе туризма обязательно должна лежать положительная эмоция - отдых, проведение досуга, праздники. Именно поэтому я бы не стала рассматривать мемориальный комплекс в Воркуте как туристический аттракцион. Это место паломничества, точка нравственного роста. Сюда должны приезжать с экскурсиями школьники, потомки жертв политических репрессий, иностранцы, паломники. Музей ГУЛАГа необходим как напоминание о страшных уроках истории.
- Вы уже упомянули об отсутствии транспортной инфраструктуры, которая тормозит развитие туризма. Вы как-то сможете повлиять на решение этой проблемы, проводить переговоры с дорожниками, искать варианты федерального финансирования?
- Я специально проехала от Сыктывкара до Нижнего Новгорода и могу сказать, что у вас дороги гораздо лучше, чем у соседей. Даже часть федеральной трассы «Вятка», которая проходит по территории Коми, находится в более качественном состоянии, чем в Кировской области. Конечно, хотелось бы больше дорог. Но даже отсутствие их можно использовать для развития туризма. К примеру, африканские сафари вообще проходят по пустыне. Что мешает нам организовать путешествие на внедорожниках или буранах? Клиентов можно заманивать разными способами: экологией, экзотикой, самобытной культурой.
Коми может предложить особенные туристические продукты, основанные на оздоровлении, возможностях путешествовать по дикой природе, экстремальном отдыхе. Коми дает возможность сбежать из урбанистического хаоса в эко-регион.
Я уже вижу, что здесь есть возможности для развития автомобильных кластеров. Пока в вопросах организации авиа- и вертолетных перевозок мы сильно зависим от федералов, поэтому на начальном этапе можно сосредоточиться на развитии транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса. Дороги дадут импульс к развитию сразу нескольких отраслей экономики, в том числе увеличат туристические потоки.
Отрадно, что ваш глава осознает важность туристической отрасли. Далеко не все современные губернаторы понимают, какие возможности открывает туризм. А ведь это дополнительные рабочие места, расширение налогооблагаемой базы, которое подразумевает увеличение поступлений в бюджет региона, а значит и повышение качества жизни жителей Коми.
Мы сейчас находимся на стадии формирования концепции развития туризма в Республике Коми. Необходимо четко сформулировать, зачем к нам приезжать. Чтобы у туристов возникло желание отдохнуть в Коми, они должны хотя бы знать, куда едут. Сейчас разрабатывается стратегия позиционирования региона. Российские туристы должны получить больше знаний о Коми.
Первый шаг - определить точки роста, а далее совместно с профильными министерствами наращивать туристический потенциал республики.
Беседовала Алиса КОЗЛОВА
добавить комментарий |
|