Интервью |
Архитектор Леонид Федосов: "У нас нет градостроительной политики"
Фото Николая АНТОНОВСКОГО |
Уютно ли вам в своем городе? Вопрос этот совершенно не праздный. Трудно переоценить степень важности повседневного комфорта, приятной глазу обстановки, удобства передвижения. Количество жалоб чиновникам на разбитые тротуары, отсутствие благоустроенных скверов и прочее свидетельствует о том, что не все ладно. Что же происходит с нашими городами, как сделать жизнь в них приятной и достойной - об этом разговор с председателем Союза архитекторов республики Леонидом Федосовым.
Коротко: в прошлом главный архитектор Ухты и республики, один из создателей кафедры «Архитектура» в УГТУ, в 1996 году стал одним из инициаторов конкурса «Зодчество года», профессор, в настоящее время преподает на кафедре дизайна факультета искусств СыктГУ.
- На недавней церемонии награждения победителей конкурса «Зодчество года» вы сказали, что не все так просто в строительстве и проектировании. Что вы имели в виду?
- Как минимум два уровня этой непростоты. Первый: архитектура и строительство являются одним из сложнейших видов человеческой деятельности. Второй: по традиции мы сами создаем многие трудности, а потом мужественно их преодолеваем. Приведу в пример один вопиющий факт. За 17 лет существования кафедры архитектуры в УГТУ так и не научились рационально использовать труд выпускников-архитекторов. Таковых уже больше 100 человек, работают они в разных местах, не всегда по специальности. И ситуация ухудшается. Еще парадоксально то, что в городе, где есть кафедра архитектуры, нет главного архитектора. Эта должность была упразднена около двух лет назад. Видимо, посчитали, что данный специалист стал лишним в структуре администрации.
- Какие еще сложности?
- Вообще в целом в стране самое сложное то, что к городу стали относиться как к объекту инвестирования. Все, что связано, допустим, с разработкой градостроительной документации, считается лишними затратами.
- Кстати, о документации. Все ли муниципалитеты утвердили генеральные планы?
- Выскажу предположение, что не все. Но сделано многое, и это дело нужное.
- Насколько планы реальны?
- Я думаю, чем меньше город, тем реальнее план. Он проходит через обсуждение общественности, утверждается законодательно. И, грубо говоря, при таких обстоятельствах лапшу на уши вешать сложнее, сложнее придумать какие-то несбыточные вещи. Но они есть. В новом варианте генплана Сыктывкара в Заречье запланирован бизнес-центр. Питерские проектировщики опытные, талантливые, им хотелось придумать какую-то «фишку» для Сыктывкара. Но я откровенно говорю: отношусь к ней скептически. В нынешнем году с одним дипломником специально сделаем проект, чтобы посмотреть, что там может появиться на отсыпных грунтах, если вдруг у нас одномоментно появится масса лишних денег. В теории этот «бизнес-сити» может быть, но в реальном Сыктывкаре, где много проблем, требующих первоочередного решения, это несерьезно и несвоевременно. Больше особых просчетов в генплане я не вижу: столица республики находится в своих границах, в пределах той численности, которая есть. Теперь надо придумать решение для каждого клочка земли, но это уже уровень не генплана, а следующих стадий проектирования. Еще в этом генплане новый аэропорт...
- Соколовка?
- Да. Он в планах с 1983 года. И сомневаюсь, что так быстро его перенесем, а территорию нынешнего застроим. Это верная идея, город перерос стадию, когда в нем может находиться аэропорт, способный принимать большие самолеты. Соколовка неизбежна для столицы. Но пока она откладывается из-за сложностей с организацией финансовых потоков. Деньги выделялись полностью на аэропорт несколько раз.
- Вам комфортно в Сыктывкаре?
- Человека же привлекает не только архитектурная среда. Здесь я женился, тут у нас родилось трое детей, один родился в Ухте. Есть вещи, за которые я город уважаю, и есть вещи, за которые обидно.
- Давайте на примерах.
- Хочу оговориться, что это мое мнение, оно не обязательно совпадает с мнением горожан или части профессионалов. Мне нравится старый город с его небольшими размерами, с его человечностью. Но и в то же время бесит, когда транспорт передвигается медленнее, чем пешеход. Понятно, что гениального рецепта нет, но думать-то над этим надо. Например, в Германии проблему решают не расширением улиц, а разметкой: утром две полосы открывают на въезд, вечером - на выезд. Еще радуюсь практически всему, что делали Вячеслав Павлович Ширшов, Павел Павлович Резников, Альберт Дмитриевич Ракин. Из молодых мне нравятся Олег Кокушкин и его команда, на их счету много знаковых объектов, начиная со здания «Ухтабанка». У Алексея Гришина получается изумительное жилье. Например, многоэтажки на улице Свободы по пути от храма к улице Кирова - каждый домик отличается своей архитектурой. Мне нравится, как работают Георгий Васильевич Родионов и Людмила Константиновна Бруниес. Радуют выпускники УГТУ Дима Челанов, Володя Рунг, Андрей Кокушкин. Есть семейные пары проектировщиков. Мне симпатична семья Дмитрия и Ольги Мишиных.
- Хорошо, а за что стыдно?
- За здание «Торгового двора», которое называют «свечкой». Молодежь считает его чуть ли не знаковым. Но оно по архитектуре, масштабу - совершенно не сыктывкарский объект. На этом месте проектировалось много объектов, начиная с райкома партии и заканчивая корпусом пединститута. Но в конечном итоге появилось вот такое решение. Внутри-то все нормально, комфортно, правильно. Но «свечка» - для города-миллионника. Этот дом сказал свое «фи» всему городу: «Я есть, а вокруг меня - деревня». Один западный архитектор мудро сравнил город со зрительным залом: если все сидят - всем видно, но стоит одному человеку встать, за ним встает второй, третий, в итоге не видно никому. По сути - это здание - «провокатор», оно как бы подталкивает к появлению еще таких зданий. Ну и торговые комплексы в Орбите, где планировался военный завод. Для Сыктывкара это второй пример, когда строятся объекты, не подходящие по масштабам. Инвесторам как будто главное - зацепиться за сыктывкарскую землю. Не думаю, что все эти торговые комплексы будут когда-нибудь высокоприбыльными. Нет у нас столько покупателей, да и денег у горожан тоже, чтобы все выходные ходить по магазинам.
- Почему же такие здания появляются?
- Они - по всей стране. Инвестор - человек, который от вложенных средств хочет получить максимум доходов. Допустим, поставили бы вместо «Торгового двора» две семиэтажки, и доход они приносили бы такой же. Но денег на строительство пришлось бы потратить больше.
- Но ведь здание появляется не просто так. Сначала надо провести конкурс проектов, потом проект согласовать. С кем?
- С мэром, с местной властью. Какие-то согласования проводятся и на уровне республики. Если есть согласие властей, то остановить процесс очень сложно. Но успокою вас: в ближайшее время этого не будет. Такой объект, как «свечка», дорогой, и не думаю, что каждый год подобные будут строить.
- Не успокоили, честно говоря. Если новые здания появляются в основном за счет инвестиций, тогда какой шанс измениться у скверов, тротуаров, площадей – так называемых общественных мест? На это же никаких бюджетных средств не хватит.
- Нужно обременять инвесторов, чтобы они работали на город. Хочешь строить дом - делай сквер или реконструируй старый. Ты же, построив дом, дашь на город дополнительную нагрузку: в доме будут жить люди, у них - личный транспорт, и так далее.
- И, тем не менее, постоянно возникают проблемы с точечной застройкой или появлением довольно спорных проектов. Какой может быть выход из этой ситуации?
- Однозначно нужна стратегия. Не так много специалистов, чтобы не суметь их собрать и не выработать единую линию поведения. Меня вот что удивило: всем нашим лидерам, начиная от районных и заканчивая республиканскими, перед выборами готовят программы. Но ни в одной из них нет градостроительного раздела. Мы не можем прочитать, что хотим получить от города через четыре года. Это неправильно. Из этого ничего хорошего не выйдет. Даже при наличии генплана город развивается выборочно.
- Точечно, да?
- Точечно. Как была проблема с ветхими домами, так и осталась. В центре стоят развалюхи, которые не заселены десятки лет. Да, конечно, объяснят, что там прописано много людей, что это все дорого. Но если это здание мешает, надо напрягаться, придумывать какие-то ходы. Тем более вариантов миллион, было бы желание. Градостроительной политики у нас нет – это я заявляю абсолютно ответственно. Все поглощены ежедневными краткосрочными задачами – понятно, что это трудно, что это затягивает, но необходимо думать о завтрашнем дне. И это должно исходить от главы администрации. Должен быть специалист, который будет следить за образом города.
- Если продолжить тему того, за что обидно и стыдно, как не вспомнить про тротуары, неблагоустроенные парки, пробки, про точечную застройку, опять же?
- Да. Даже по центральным улицам лужи вброд переходим. Делаем тротуары без бордюра, чтобы вода уходила, но она стоит. Вот дорогу на Ухту сделали - я за 30 лет не видел такого темпа и качества. Это здорово! Значит, умеем делать. А на тротуарах спотыкаемся. И все же я думаю, Сыктывкар - на хорошем старте. Проблема одна, как и везде: плохо контролируем то, что сделано за большие деньги. Кто-то не сделал – кто-то недосмотрел.
- Кто должен контролировать?
- Кто получает за это зарплату. По моей отрасли есть архитектурно-строительный надзор, есть жилищная инспекция. Еще есть Роспотребнадзор - преемник СЭС, но непонятно, чем он занимается, хотя вопросы комфортной среды в городе должны быть в его ведении (санитарные разрывы между зданиями, чистота воздуха, воды).
- Вы употребили слово «образ» применительно к городу. У какого города республики он есть?
- К счастью, практически у всех. Кстати, отсутствие образа - тоже образ, пусть и непривлекательный. Сыктывкар, например, «вытаскивает» старая часть.
- Сколько же можно за ее счет «выезжать»?
- Можно «выехать» на том, что Сыктывкар линейный, на берегу реки. Это удача для города, когда есть река, зелень. Для образа это первые слагаемые. Но минус – его растянутость. Образ есть у Ухты. Там тоже спасает старая часть, но есть и хорошие новые объекты. К тому же город компактный, а для С-Юга это главное. Воркута мне нравится своей запредельной мужественностью. Современной архитектуры там нет уже лет 20, но все, что было построено в советское время, я имею в виду общественные здания, все очень грамотно. Печора - потенциально очень красивый город за счет реки, но тоже растянут. И Сосногорск не соединен, но там есть ДК железнодорожников и группа домов рядом. Это место – один из самых ценных городских ансамблей, гармонично организованное пространство.
- Инта?
- Там - старая улица Кирова и водонапорная башня. Больше ничего не могу назвать. Усинск, в отличие от большинства городов, которые проектировали москвичи и питерцы, отдаленно понимающие, что такое север, запроектирован нашими, ухтинцами. Они «попали» в среду.
- А в районах есть архитектура?
- Мы, свободные архитекторы, не можем найти способ, как помочь селу. Никто этого не ждет и даже не догадывается, что такая помощь нужна. Я был поражен, что в Эстонии после войны городские архитекторы поехали по селам: проектировали школы, больницы. Появились заказы. Это подняло культуру строительства в селе на другой уровень. Если у нас будет районный архитектор с высшим специальным образованием, ему же надо будет работать не на одно село, а на много населенных пунктов, входящих в данный район. Сложно представить, что он сможет побывать в каждом. Одна из причин - бездорожье, другая - большая нагрузка. Ведь если архитектор соображает, глава администрации старается загрузить его по полной. Когда я был архитектором Ухты, я, при всем моем уважении к мэру, мог посвящать архитектуре только один день в неделю. В остальные я занимался бумагами, принимал людей. Кроме того, что в селах неправильная нагрузка, еще и невежественный аппарат глав, который считает, что архитектором поруководить - милое занятие, а не нравится - сократить. Ну и в село специалисты не идут. Насколько знаю, из всех выпускников кафедры лишь двое работают в муниципалитетах, но на деревни им времени не хватает.
- Сложно представить работу архитекторов в деревне – там же индивидуальное строительство.
- Да, новое законодательство позволяет строиться без разработки архитектурного проекта, поэтому в деревнях много странноватых зданий. Но, считаю, самый грамотный подход, если я архитектор, такой: обо всем, что появляется в населенном пункте из построек, я должен знать, даже если это собачья будка.
- У Союза архитекторов есть право голоса в вопросах благоустройства, проектирования?
- Это общественная организация. Мы обладаем правом законодательной инициативы, но для этого надо ходить, выступать, а каждый из нас занят основной работой. Было бы хорошо, если бы госструктуры обращались к нам по сложным вопросам хотя бы периодически. Когда я был главным архитектором Ухты, у нас был градостроительный совет, на который я раз в месяц приглашал всех ведущих архитекторов, и мы обсуждали все основные вопросы. В Сыктывкаре со времен предыдущего мэра Романа Зенищева нет градостроительного совета. Он был распущен по причине «склонности к коррумпированной деятельности». Это совет архитекторов, у которого, кроме слов, и полномочий-то никаких нет! Раньше у нас была вертикаль власти в области архитектуры, я ее в свое время собирался довести до деревни. Зенищев написал письмо в Москву, что у нас в Минфине и Минархстрое - вертикаль власти. Вертикаль разрушили. И если совсем недавно нас хвалила вся Россия за организацию работы по вертикали, то сегодня уже нет.
- А как в других регионах?
- Ситуация похожая, но есть и хуже: мы не знаем, куда может обратиться главный архитектор района за помощью, он подчинен только муниципалитету. Нет органа, который стоит над регионом в плане архитектуры. Есть федеральное Министерство регионального развития, в котором имеется департамент архитектуры и градостроительства. Но что ему до главного архитектора, скажем, города Микунь? Он, может, даже и не знает, что такой существует.
- Что бы вы сделали в первую очередь в Сыктывкаре, если бы у вас появилась такая возможность?
- Волшебная палочка? Разобрался бы с будущим Сыктывкара. Градостроительство, как радиация: оно есть, но его никто повседневно не чувствует, не обращает внимания на локальные градостроительные ошибки; они копятся, а потом появляются проблемы в виде пробок, загрязнения среды, отсутствия комфорта. Я бы старался делать Сыктывкар максимум в 9 этажей, а по возможности сильно «опускался» бы на землю. Если сегодня навести порядок с благоустройством (газоны, дорожки, клумбы, скамейки, остановки, мусорные контейнеры, фасады), город станет другим. Дел - море, и надо каждый день планомерно работать над повышением качества среды.
Беседовала Елена БАЯКИНА
добавить комментарий |
|