Общество |
Нужно ли разрушать Карфаген?
Фото Юрия КАБАНЦЕВА |
В последнее время вновь возобновились разговоры о возможном реформировании республиканских вузов. По неподтвержденным данным, этим займется нынешний спикер Госсовета РК Марина Истиховская, которой прочат пост ректора Сыктывкарского госуниверситета. МС публикует мнение доктора культурологии, профессора кафедры культурологии Коми пединститута Владимира Сулимова, которое он опубликовал в своем блоге на сайте БНКоми.
Неудачная, на мой взгляд, шутка премьер-министра Дмитрия Медведева, отозвавшегося фразой сенатора Катона («Карфаген должен быть разрушен») на идею закрытия 20% государственных вузов России, имеет предсказуемые последствия. Совершенно не задумываясь о содержании вопроса, журналисты и некоторые деятели от образования стали весело рассуждать о том золотом времени, когда все вузы станут «эффективными» и экономически выгодными предприятиями, а услуга образования – высокого качества. О недопустимости применения к сфере образования «бухгалтерских терминов», возникших в прагматической американской рыночной экономике 60-х годов XX века и абсолютно не актуальных в XXI веке – эпохе знаний и информации (а не эпохе бабла и усиленного потребления, как вторая половина XX века) – педагогами, философами и социологами написано и сказано много. Гораздо меньше говорится о социально-культурной, созидательной стороне образования (как и культуры в целом). На этом фоне в Сыктывкаре снова возникли усиленные разговоры о создании «крупного университетского комплекса» на базе СыктГУ. Честно говоря, мне эта тема уже порядком надоела, но что поделать.
Действительно, для Республики Коми система образования – это не поле для экспериментов, а основной фактор ее выживания в сложных условиях природной, экономической и социально-культурной конкуренции условных «С-Юга» и «юга». Вкладывая основные государственные средства в развитие юга (а теперь Западной Сибири и Дальнего Востока), российская политическая элита исходит из двух, как им кажется, важных факторов: погодных условий, «удорожающих» расходы на содержание северных городов, предприятий и вузов, и концентрации трудоспособного населения в растущих мегаполисах. Оба аргумента не только не верны, но просто никогда не применяются в современной мировой практике. Наиболее востребованным является подход, рассматривающий деятельность вуза в системе: социально-культурная миссия вуза – реализация миссии вуза (этот подход, кстати, важен и в оценке эффективности любого предприятия вообще).
Подсчет расходов и доходов в сфере образования нужно начинать не с вопроса, кто нам нужен в «народном хозяйстве», а что было бы, если бы не было специалистов данного профиля в данное время и в данном месте. Например, если бы не было подготовленных раньше (20-30 лет назад) учителей и врачей в Республике Коми. Ответ прост. Сегодня уже не было бы этой административной и государственной единицы, как не было бы и многих других «территорий» в составе России. «Территория», как любят лукаво называть российские земли поклонники современного «добывающего» управленчества, на самом деле – не склад полезных ископаемых. Это прежде всего люди, считающие родной эту самую территорию и связывающие с ней свою будущность.
Кстати, большинство «территорий» России – северные и труднодоступные, с высокими расходами на одного проживающего. Но такая уж земля досталась нашим предкам, что поделаешь. Ведь не сетуют на дороговизну «северов» норвежцы, финны, канадцы, понимая, что это абсурд. Например, в Норвегии с населением едва в 5 миллионов человек около 40 государственных и около 30 негосударственных вузов (сравните с миллионной Республикой Коми), причем обучающих бесплатно за счет государственных кредитов. Вполне вероятно, конечно, что решить проблему инновационного развития российского С-Юга сложнее, но и ухудшать положение «северов» в пользу южных мегаполисов с федеральными университетами - не дело. Надо гармонизировать этот процесс, предоставив возможность сохранения и саморазвития северным землям за счет бюджетной и налоговой политики, поддержки социально значимых производств и образовательных учреждений. Прежде всего я говорю о педагогическом и медицинском образовании.
Надо четко представлять себе: никто педагогические и медицинские кадры в ближайшие десять лет из мегаполисов не пришлет. Поэтому гарантировать не только сохранение, но и развитие республики надо исходя из собственных возможностей. Надо сказать, что роль в этом правительства республики уже достаточно велика (мне кажется, понимание проблем есть) и будет только возрастать. Основание и сохранение в Сыктывкаре медицинского вуза и развитие самостоятельного педагогического вуза – стратегическая задача, понятная всем, кто обладает ясным и незамутненным (т.е. не «бухгалтерским») сознанием. Почему самостоятельных? Очень просто. Потому что в любом насильно сколоченном «объединенном вузе» будут решаться в основном собственные (как говорят, «шкурные») задачи развития базового учреждения, того, которое стало «организационной маткой» для укрупнения. Причем и эти задачи, которые не решались успешно (Сыктывкарский университет упорно не занимает высоких рейтинговых мест), вряд ли будут решены в дальнейшем, а уже существующие наработки, позволяющие достаточно успешно справляться со своей миссией, например, пединституту, в большой степени будут утрачены. Коктейль подходов и миссий сделает это объединенное учреждение похожим на что-то (возьмем армейский аналог), вроде танково-пожарно-саперно-санитарной роты, практически не боеспособной и готовой к сдаче врагу. А такой враг есть – это управленческая инерция, которая все еще не позволяет поверить в известное высказывание нобелевского лауреата, выдающегося философа и экономиста Фрэнсиса Фукуямы: «Культура имеет значение».
Убежден, наиболее эффективный и правильный путь развития системы республиканского образования – не сколачивание в Сыктывкаре бесполезного пока «университетского комплекса», а приоритетное развитие социально значимых направлений высшего образования, в том числе педагогического. И если уж что-то реформировать, то надо приступить к обсуждению проблемы создания в республике, на базе Коми государственного пединститута, педагогического университета с основным упором на подготовку педагогов и работников социально-культурной сферы.
добавить комментарий |
|