Интервью |
Актриса Татьяна Валяева: "Театр должен очищать, как баня"
Фото театра драмы |
В конце сентября откроется очередной сезон в Академическом театре драмы имени Виктора Савина. На 28 сентября назначена премьера «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски», одну из главных ролей в которой играет Татьяна Валяева. О том, почему так легко оказалось исполнять роль кухарки, зачем нужен театр и какие еще профессии она пробовала, актриса рассказала в интервью порталу «Куда Идти».
- Татьяна, вы сейчас готовите новую роль в спектакле «Играем в дружную семью, или Гарнир по-французски». Какую?
- В итальянской комедии положений Марка Камолетти я играю кухарку, которая вынуждена исполнять много разных ролей. Просто моя героиня попала в такую ситуацию: она пришла работать кухаркой, а ее приняли за другую. У меня даже есть такой текст: «Так объясните мне, в конце концов, кто я - кухарка, любовница, актриса, модель, проститутка или свинарка?» Мне и моему персонажу придется играть множество ролей, все время кого-то прикрывая, меняться по ходу действия. Сразу вспоминается комедия Эльдара Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев в России». Там доктор, который потерял в самолете паспорт, прилетая в Италию, говорит таможеннику: «Да вы что, у меня клиника, жена, любовница, куда я?» Так вот, для них это нормальный порядок вещей, нормальная жизнь, когда есть статус, который нужно поддерживать. Поэтому мы убрали из пьесы социальную мораль, оставив только комедию положений.
- Насколько вам свойственно вживаться в роль?
- Когда я только пришла в театр, у меня было амплуа лирической героини, я их переиграла много. А теперь, когда настал другой возраст, я плавно перешла в разряд характерных актрис, и у меня это, судя по реакции зрителя, получается. По этому поводу вспоминается стихотворение Юлия Кима: «Приятно быть актрисою, клянусь святою девой, сегодня я маркиза, а завтра королева...» А в конце стихотворения такая реплика: «Приятно быть актрисой у мрачной у кулисы, о, господи, прости, приятно быть актрисою годов до двадцати». Вот когда ты прикрываешься внешними данными, ничего играть и не надо - вышел, поешь, танцуешь, и уже хорошо. А когда внешняя ширма уходит, зрителя приходится брать профессионализмом, характером ярким. Раньше, когда я была молодой, думала: «Сейчас я встану на сцене, а у меня нос длинный». А сейчас я не думаю о том, что у меня длинное. Я играю. Я полностью расслабилась и не переживаю по этому поводу. Не надо бояться быть смешной, некрасивой, и тогда будешь и красивой, и смешной.
- Ваша роль в «Играем в дружную семью» включает в себя множество других мелких ролей. Как удается разделить себя между такими разными героинями в одном спектакле?
- Режиссер Юрий Попов сначала долго боролся со мной, потому что у меня был очень серьезный напор, я пришла очень активная. А режиссер мне говорит, что кухарка - это скромная женщина, которая подстраивается под клиентов. У нее есть только работа и дом, она зарабатывает. А потом уже, когда на нее начали обрушиваться ее роли, она и сама стала меняться. И, с ее слов, сложно ужин приготовить, потому что для этого нужно что-то уметь, а быть дамой из высшего общества ничего не стоит. Моя героиня артистична сама по себе, она наблюдательна и предприимчива. То есть, по сути, я играю роль актрисы. И в некоторые моменты возникает ощущение того, что я играю саму себя. Когда-то у меня была роль Людмилы в пьесе Островского «Поздняя любовь» - жертвенная такая. И тут же на следующий день я играла проститутку Олби в «Все в саду». Меня увидели в фойе театра зрители, которые на оба спектакля ходили, и как же они были удивлены: «Как, это вы? Вы вчера были такая хорошая, такая вся положительная дама, и вдруг и раздеваетесь на сцене, и деньги берете, и мужа обманываете, и вообще вся другая». Я им сказала, что у меня просто такая профессия: сегодня - кухарка, а завтра - королева. Надо верить в предлагаемые обстоятельства и перевоплощаться, меняться, иначе зрителю будет скучно и неинтересно.
- А какие вам роли интереснее играть: плохие или хорошие?
- Я всегда играла или оторв, или очень положительных героинь. У меня не было ровности, середины.
- А в жизни опыт ролей не пригодился? Не было ситуаций, когда вы понимали, что прямо сейчас разыгрывается сцена из спектакля?
- Нет, я настолько устаю на сцене, что в жизни остаюсь только собой и ничего из себя не изображаю. В жизни я очень обычная.
- На улицах вас узнают?
- Да, часто. Я много играла в комедиях, их люди почему-то больше помнят, чем трагедии.
- Вы играете с начала 90-х годов и, естественно, изменились за это время. А ваш зритель изменился?
- Изменился и очень сильно. В 90-х годах, когда людям нечего было есть, когда было очень трудно жить, мы играли много комедий. Мы вынуждены были это делать, тем самым поддерживая и себя в духовном отношении. Через некоторое время зрители стали спокойнее, и у нас изменился репертуар. Раньше смеялись, даже когда убивали бесприданницу. А сейчас уже и Гамлет воспринимается правильно - как трагедия, люди верят в это. Трагедий раньше не было, в основном мы играли драмы и комедии. Зато сейчас комедий стало меньше. Раньше, кстати, в театр больше ходило молодежи. У меня даже сохранились письма студентов университета. Мы ставили много социальных драм, мы не знали, куда движемся и что будет дальше. И эти темы были востребованы молодыми. Теперь нас смотрит уже более взрослая аудитория. А наши дети сейчас эмоционально пусты, они погружены в свой виртуальный мир, в компьютерные игры. Я это знаю еще и как педагог дополнительного образования. Дети сидят в своих телефонах. Я им говорю: «ДЕТИ!», а они меня не слышат, каждый - в своем электронном мире. Собрать их в театр, научить общаться вживую очень сложно. У них уходит уважение к старшим, они глухи к чужим эмоциям, они не чувствуют, что кому-то рядом плохо или хорошо. Театр в этом смысле должен и может оставаться связующим звеном между этими детьми и их родителями, жизнью. Только здесь они могут оставаться людьми, потому что здесь воспитываются эмоции, наглядно даются моральные категории, зрители вовлекаются в живое действие на сцене. Театр вообще должен очищать, как баня, только смехом или слезами.
- А сейчас какие постановки нужны?
- В России вообще никогда не бывает жить легко. Возможно, сейчас опять настало время комедий. Кажется, людям нужно отвлекаться, смотреть что-то из жизни итальянцев, французов, что-то, чего нет и никогда не будет в нашей жизни без социальных и моральных принципов. В пьесе «Играем в дружную семью» нет нашей российской морали, мысли о том, что изменять мужу или жене - плохо. Остается только облачко мыслей, как в хорошем парфюме. Мы не говорим о том, что в этой пьесе плохо, а что хорошо. Все посмотрят на это со стороны и поймут, что делать так нельзя. Но если этого не делать, станет совсем скучно.
- У вас есть дети? Чем они занимаются?
- У меня дочь Саша, ей 10 лет. Она занимается у меня в театральной студии, ходит на вокал и хореографию. И я считаю, что ей нужно заниматься этим вне зависимости оттого, будет она артисткой или нет. Музыка, искусство развивают детей. Там не надо говорить, что хорошо, а что плохо, они сами понимают.
- Она пойдет по вашим стопам?
- Если Саша захочет, я не буду препятствовать. Пока, разумеется, ей это нравится, но девочке всего 10 лет, и что она выберет дальше, я не знаю.
- А вас родители не пытались отвернуть от актерской судьбы?
- Нет. Я всегда очень любила литературу, много читала, отлично писала сочинения. Мне все говорили, что я должна быть журналистом. У меня была замечательная учительница по литературе, и все, что мы проходили с ней, мы инсценировали. Тогда и началось мое увлечение театром. После школы я год проработала в газете «Красное знамя», писала, у меня получалось. Но я поняла, что это не мое, мне этого мало, мне нужно куда-то реализовывать свои эмоции. И стало понятно, что надо поступать в театральное.
- Остались еще роли, которые вам бы хотелось сыграть?
- Я много играла классических лирических ролей. Сейчас у меня пошел новый виток характерных ролей - «Играем в дружную семью», следующая постановка - «Слон». Может, я бы сыграла еще что-то из Островского, но уже не лирическое. Вообще, я играла и отрицательные, и положительные роли. Грех жаловаться.
Беседовала Александра САВЕНЯ
добавить комментарий |
|