Интервью |
Председатель сыктывкарского представительства "Коми войтыр" Виктория Пименова: "Можно и в физкультуру внести национальный колорит"
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА |
В минувшую пятницу в Сыктывкаре прошла очередная конференция коми народа, в этот раз посвященная проблемам коми языка в столице. По ее итогам делегаты приняли резолюцию с предложениями для мэрии и других органов исполнительной власти. В их число вошли и льготы для комиговорящих специалистов. Действительно ли они так необходимы, МС обсудила с Викторией Пименовой, председателем устроившего конференцию сыктывкарского представительства движения «Коми войтыр».
- Вы около года возглавляете представительство «Коми войтыр» в Сыктывкаре. Можете подвести уже какие-то итоги?
- Я и раньше была в представительстве, работаю в «Коми войтыр», наверное, уже более десяти лет. Быть членом представительства и быть председателем - это, конечно, разные задачи. Я, прежде всего, пыталась выполнять тот план работы, который был установлен первоначально. Думаю, что проделанную работу можно оценить как хорошую: по плану мы выполнили все, что от нас зависело. А то, что зависит от администрации, от исполнительной власти, которым адресованы пункты резолюции, здесь нужно было понять, почему некоторые пункты не выполняются. Мы над этим работали, направляли письма, общались.
- Какие пункты не выполняются?
- Те, на которые отвечают: «Нецелесообразно» или «Неактуально». Я считаю, что когда мы работаем над резолюцией, нужно прорабатывать каждый вопрос, чтобы не было таких ответов. Нужно работать с администрацией и исполнительной властью. Такую работу мы и проделали перед конференцией. Прежде, чем создать проект резолюции, собрали предложения от делегатов, а потом обсудили их с администрацией. Потому что, чтобы чего-то добиться, нужно понимать, каков бюджет администрации, каковы возможности. А на конференциях иногда звучат просто фантастические предложения.
- Например?
- Например, приобрести для Центра коми культуры Сыктывкара автомобиль. Надо спросить сначала Валентину Самарину, директора центра, нужна ли ей эта головная боль. Автомобиль - это целое хозяйство, целая строка в бюджете: нужны водитель, гараж. То есть она будет думать не о том, как найти ведущего на концерт, а где взять лишний литр бензина. Поэтому мы изменили формулировку: чтобы администрация по заявочной системе на какие-то мероприятия давала культурным учреждениям автомобиль. Я думаю, что такой регламент предоставления автотранспорта у администрации уже есть. Это на случай, если, допустим, будут какие-то мероприятия, существенные для землячеств, которые репетируют в Центре коми культуры и ездят в села.
Еще пример: один из делегатов на конференции сказал: «Надо расширить площадь Центра коми культуры». Это уже фантастика. В каком смысле? Менять здание? Но Центр коми культуры находится в центре города, это очень удобное расположение.
- Вы сами говорили на конференции, что в резолюциях из года в год повторяются одни и те же предложения. Это, наверное, самая главная претензия, которая возникает к конференциям коми народа. Какие предложения вы имели в виду?
- Много лет кочует из резолюции в резолюцию пункт о специалисте администрации, координирующем вопросы реализации государственной национальной политики РК на территории Сыктывкара. В этом году мы его убрали, потому что каждый раз администрация отвечает, что реализация вопросов государственной национальной политики на территории столицы возложена на управление культуры, в котором работают специалисты, владеющие коми языком. А мы каждый раз вносили этот пункт в резолюцию. Понятно, что отдельно ставку не введут, но расширить функционал одного из специалистов можно. У нас уже много лет подряд входит в резолюции пункт о принятии муниципальной программы развития государственных языков.
- Он и в этом году перешел в резолюцию.
- Перешел. Но здесь мы установили дату: к 2015 году мы должны проработать все пункты программы. То есть уже имеется дедлайн. Надеюсь, к этому моменту, программа будет.
- 2015-й? Не слишком ли большой срок?
- Сейчас есть муниципальная программа по развитию культуры, куда мы внесем свои предложения, а к 2015 году разработаем совершенно новую программу, о которой мы говорили на конференции.
- Как реагируют родители на предложения обучать детей коми языку с малых лет?
- В начале этого года мы провели среди родителей мониторинг. Раздали анкеты, где им предлагалось выбрать: они - за изучение коми языка или против. Я была уверена, что большинство будет «за», так и получилось - где-то 70%. До сих пор ведутся разговоры о том, что многие против изучения коми. Почему-то за счет нескольких высказываний в интернете формируется общественное мнение: кто-то высказался против, и уже считается, что все разделяют такую позицию. Этой анкетой мы хотели доказать, что за изучение коми языка выступает большинство.
- А кого анкетировали?
- Родителей, дети которых уже изучают коми язык. По всем школам. В анкетировании участвовало 2600 человек, то есть 2600 семей. Получилось, что 70% - «за». Из них около 55% ответили, что с удовольствием будут изучать коми язык. Остальные - если есть распоряжение Минобраза, то будут учить. С помощью анкет мы определили и приоритеты в целях улучшения условий обучения. До сих пор одной из проблем остается нехватка учебников в школах. Есть и обращения от родителей. В ближайшее время мы проведем свой мониторинг укомплектованности школ учебниками по коми языку.
- Делегаты конференции предложили ввести изучение коми языка с 1-го класса. Сейчас его изучают со 2-го?
- Да. Но есть возможность - и это зависит от управлений образования в районах - изучать его с 1 класса. Мы как раз и рассмотрели эту возможность с администрацией и предложили к следующему учебному году ввести это в нескольких школах, более подготовленных.
- В скольких детских садах города изучают коми язык?
- В 30%. Это одна из наших проблем - проблема преемственности, перехода от изучения языка в дошкольных учреждениях к школьному. В этом году мы провели на эту тему «круглый стол», где участвовали и воспитатели детсадов, и учителя. В школе коми язык стал обязательным предметом, а в садиках он изучается не во всех, пусть даже факультативно, скажем, через рисование или какие-нибудь поделки. Представители Министерства образования сказали, что дошкольные учреждения имеют различные уклоны - на эстетическое воспитание или оздоровление. Но можно ведь и в физкультуру внести какой-то национальный колорит. При желании все можно. Я считаю, что это зависит от заведующих детсадами.
- Какие есть аргументы в пользу введения коми языка с детского сада?
- Нужна связь. Дети же, когда приходят в школу, умеют читать, писать, знают русские сказки. Почему бы им не знать и коми сказки? Ребенок должен быть подготовлен к школе. И если мы будем изучать коми в каждом садике и перейдем на обучение с первого класса, тогда и не будет такой паузы в изучении языка. Сейчас же ребенок учит его в детском саду, а потом - только во 2-м классе.
- А предполагается ли какой-то выбор? Вот не хотят родители, чтобы их ребенок учил коми язык в садике, и он ходит в другую группу, где его не изучают.
- Я считаю, что это должно быть обязательным для всех. Наша задача - работать над тем, чтобы родители понимали это. Необязательно же изучать язык в садике, как в школе. Можно подготовить ребенка играючи - всяких куколок делать, рисовать, используя национальные узоры, чтобы ребенок понимал, что это культура коми и как она отличается от других культур. У нас ведь ввели в 93-м садике методику «языкового гнезда». И еще в нескольких садиках введут к 2015 году, как уже написано в резолюции…
- В Орбите, Эжве и Лесозаводе?
- Да. И здесь опять установлены конкретные даты, чтобы можно было спросить с ответственных.
- Речь идет об отдельных группах?
- Об отдельных группах, где будет интенсивное обучение. Как в 93-м садике. В ту экспериментальную группу родители, кстати говоря, сами привели детей. При этом многие из них из русских семей.
- Один из главных моментов резолюции - работа над формированием национального колорита в Сыктывкаре. Это ведь как раз один из тех вопросов, которые повторяются из года в год?
- А как вы думаете, почему? Я считаю, потому что в первую очередь мало предложений от нас. Мы разговаривали на эту тему с Иваном Александровичем (Поздеевым, мэром Сыктывкара - МС). Вот есть проекты, которые будут введены в ближайшие годы, допустим, детский скверик перед «Детским миром». Предложите, сказал он, своего специалиста, разбирающегося в архитектуре, дизайне, который будет вносить коррективы и национальный колорит в проекты. Мы сейчас как раз такого специалиста ищем. В то же время надо отметить, что на конференциях не раз поднимали тему национального облика нашей столицы. И многое, что есть в городе, сделано благодаря «Коми войтыр».
- Пункт в резолюции, где предлагается вводить представителей «Коми войтыр» в состав рабочих групп по разработке социально-культурных проектов, - как раз об этом?
- Да, как раз об этом речь.
- Еще один пункт - ввести членов «Коми войтыр» в состав участников деловых встреч администрации с населением города. Для чего?
- Для мониторинга проблем. Жители обращаются со своими проблемами в администрацию, но чаще ведь просто проглатывают эти проблемы. Общественники ближе к народу, люди охотнее открываются в общении с нами. Мы можем не только донести проблему до администрации, но и предложить свой вариант решения.
- То есть «Коми войтыр» будет играть роль посредника между населением и властью. Вне зависимости от национальных вопросов?
- Да, проблемы-то у нас одни. Обычно мы крутимся в гуманитарной области: образование, коми язык, облик города. Хотя в этой резолюции мы уже предлагаем решить жилищные проблемы национальных кадров, а также отремонтировать одну из городских улиц. Мы решаем не только проблемы коми народа, но и всего Сыктывкара. Единственное, чего мы не касаемся в резолюциях, это вопросов здравоохранения, обустройства дворовых участков. Но это потому, что пока не было от делегатов никаких предложений на этот счет.
- Вы упомянули жилищные вопросы. Насколько я понимаю, предлагается сделать жилье более доступным для комиговорящих специалистов?
- Да, это бесплатные земельные участки для строительства жилья и так называемая «евро-ипотека». Многие сотрудники национальных СМИ, национальные кадры не могут войти в эту программу, потому что прописаны не в Сыктывкаре, а там, откуда они приехали. Но одно из условий программы правительства Коми по обеспечению работников бюджетных организаций жильем по доступной процентной ставке - прописка. Конечно, они могут прописаться у кого-нибудь, в тех домах, где прописывают всех. Но надо этот вопрос все же проработать. Да и не все национальные кадры работают в бюджетной сфере, хотя зарплаты у них «бюджетные».
- К вопросу о национальных СМИ. В резолюции звучит предложение увеличить их финансирование. А на конференции директор «Издательского дома Коми» Надежда Быковская говорила, что их продукцию не покупают и не подписываются на нее. Не получится ли так, что республика будет выделять деньги, но напрасно: газета будет выходить, а читать ее будут по-прежнему единицы или десятки?
- Здесь сложность в том, что финансирование остается на том же уровне, а расходы увеличиваются. Вот Надежда Николаевна (Быковская - МС), когда возглавила «Коми му», работала над повышением тиража. Тираж повысился, повысились и расходы. Но бюджет-то остается прежним.
- Тираж повысился. А количество читателей?
- А как иначе? Количество читателей тоже повысилось. Газеты и журналы, входящие в холдинг «Коми му», интересны и нужны коми населению. При этом зарплаты у журналистов не поднимаются несколько лет. Настроения, особенно у молодых журналистов, плохие: у всех есть кредиты, многие из них живут на съемных квартирах. Стимула нет.
Надежда Николаевна на конференции говорила: «Мы выпускаем книги, а вы их не покупаете». При всем моем уважении к ней не соглашусь. Это рынок, и нужно рекламировать продукцию, тот же книжный магазин «Ордым». Нужно думать, как донести до населения эти книги. Я несколько раз предлагала открыть на их сайте интернет-магазин, чтобы книги можно было заказывать одним кликом. Понятно, что там почтовые расходы, но можно ведь договориться с почтой. Или отправлять по альтернативной подписке. Мы раньше находили таксистов, водителей автобусов, чтобы довезти газеты до места.
Надо что-то предпринимать. А говорить о том, что книги не покупают, и поэтому мы закроем магазин… Это рынок. На совещаниях мы об этом тоже говорили. Член союза писателей республики спросила Надежду Николаевну: «Если книги не покупают, может, мы не то издаем, может, они неинтересные?» И правда, я никогда не куплю книгу, если она мне не интересна и не будет украшать мою книжную полку, при всей моей любви к коми языку.
- Давайте суммируем эти предложения - и по жилью, и по СМИ. Вам не кажется, что если государство будет предоставлять эти льготы, то оно прочертит линию между теми, кто говорит и использует коми язык, и теми, кто им не владеет? В обществе у нас все как бы равны, а получится, что одни равнее других. Не кажется, что это повысит разногласия в нем?
- Нет. Может быть, лучше стоит подумать, как сделать так, чтобы всем было хорошо, во всех отраслях? Вы же это имели в виду? Кто-то занимается национальными кадрами, а научная сфера пусть займется учеными. По той же «европейской ипотеке» есть льготы и для бюджетных работников, и для научных сотрудников. Ученых внесли отдельно. Почему бы и национальные кадры не внести?
Беседовал Николай ВОКУЕВ
добавить комментарий |
|