Свободное время |
Юрий Назаров в роли оленевода Новый художественный фильм снимали в селе Сизябск
На две недели старинное ижемское село Сизябск стало местом съемок нового художественного фильма «Профилактика повторных преступлений», одну из главных ролей в котором исполнил народный артист России Юрий Назаров. Любопытно, что фильм посвящен ижемским оленеводам. Сюжет 20-минутного фильма рассказывает о драматической истории, случившейся с оленеводами в тяжелое послевоенное время.
Смерть по ошибке
Необычную киноленту снимают старшекурсники Всероссийского государственного института кинематографии имени Герасимова - ВГИКа. Автор сценария и режиссер картины - пятикурсник, постигавший азы режиссерского искусства в мастерской Вадима Абдрашидова, 22-летний Филипп Абрютин. Это его дипломная работа. Мы связались с Филиппом по телефону. Вот что он рассказал о сюжете своего фильма: «Вся история происходит в конце 40-х годов прошлого века. В это суровое послевоенное время молодой сотрудник НКВД Борис Молодцов был направлен начальством на объезд одиноких стойбищ оленеводов, чтобы рассказывать, что здесь, на Севере, находятся лагеря и иногда бывают случаи побегов заключенных. Борис просит оленеводов всячески содействовать властям и помогать задерживать беглых заключенных. При необходимости оленеводы могут пускать в ход и оружие. Сам Борис Молодцов - парень молодой, положительный. Мне он напоминает классического «начальника Чукотки». И вот он приезжает в последнюю колхозную бригаду (председателя колхоза играет известный артист Юрий Назаров) и проводит инструктаж на стойбище, где работают отец с сыном. Отца играет проработавший всю жизнь в оленеводстве пенсионер Прокопий Федорович Рочев, а сына - настоящий сын оленевода, восьмиклассник Егор Чупров. Эти местные артисты - жители Сизябска. По сути, получается, что они играют самих себя. Энкэвэдэшник говорит, что беглые зэки обычно одеты в телогрейки-фуфайки, шапки без звезды, валенки. И вот на следующий день после инструктажа они увидели в тундре человека, который, судя по одежде, похож на беглого заключенного. И сын оленевода его убивает. Вызывают Бориса Молодцова. Тот смотрит и не может понять, кого же убили оленеводы. Вроде бы по одежде это зэк, а по лицу - непохож. Приезжает председатель колхоза и выясняется, что убитый - это новый зоотехник колхоза. И убили его по ошибке. Просто он был так же одет, как заключенные. Произошла страшная и одновременно нелепая трагедия. И вот Борис Молодцов арестовывает молодого северянина. Смысл фильма - рассказать о том, как пересеклись три молодые судьбы: зоотехника убили, пастуха арестовали, а молодой энкэвэдэшник должен решить, что же делать дальше, как поступить. Никто не виноват, но, по сути, виноваты все. И в том, как поведет себя в этой сложной ситуации Борис, и заключается идея фильма. Финал остается открытым. Энкэвэдэшник сидит перед печатной машинкой - он должен написать либо приговор пастуху, либо о том, что профилактика повторных преступлений не нужна, поскольку приводит только к трагическим случаям. И что он напишет - непонятно. Он сидит и думает. На этом картина заканчивается».
Кстати, в основу сценария был положен реальный случай, который произошел на Чукотке. О нем Филипп узнал из краеведческой литературы родного края. Подобная история, по его мнению, могла произойти и в Коми.
Назаров в Сизябске
Съемки на натуре проходят в местечке села Сизябск - Базуй - и в оленеводческой бригаде колхоза «Ижемский оленевод и К°», расположенной в лесу в семи километрах от села. Здесь есть и чумы, и олени, и оленеводы. В массовках роли пастухов исполнили местные жители. Юрий Владимирович Назаров быстро отснялся в нужных эпизодах и уехал в Москву 9 апреля. На обратном пути, 10 апреля, Юрий Назаров прогулялся по Сыктывкару и посетил отдел этнографии Национального музея РК.
Съемки фильма продолжались около недели. Только в минувший понедельник съемочная группа покинула село.
Вся группа, в том числе и Юрий Назаров, жила в большом доме-гостинице у местной жительницы Зинаиды Вокуевой. Как мы уже рассказывали, несколько лет назад Зинаида Павловна начала заниматься развитием туризма в родном селе, и сейчас под ее началом функционирует гостиница, гостевой чум, есть и свой олень. Большая часть съемок как раз и проходила около ее туристическо-гостевого чума и под его пологом - нюком. Помимо Назарова, в картине снимаются молодой актер Сергей Друзьяк, он исполнил роль сотрудника НКВД, и двое местных жителей. Любопытно, что гонорар начинающих актеров из села оказался выше гонорара звезды. По словам директора картины Дарьи Серенко, Юрий Владимирович согласился сниматься за «символический» гонорар - в пределах трех тысяч рублей.
В свободное время Назаров погулял по Сизябску, сходил в гости к оленеводам, поел сырого оленьего мяса, оленью печень, языки, щеки. По мнению Филиппа Абрютина, актеру и другим членам съемочной группы все очень понравилось.
Как сообщили нам в отделе культуры Ижемского района, Назаров успел встретиться с местными работниками культуры и киномеханиками. Актер признался, что в Ижемском районе ему понравились природа и люди. «Здесь я будто снова попал в детство», - заметил сибиряк Назаров. Напомним, Юрий Владимирович родом из Сибири. 5 мая актеру исполнится 71 год. Он снялся в 163 фильмах. Зрители его помнят по таким фильмам, как «Андрей Рублев», «Зеркало», «Земля Санникова», «Освобождение», «Адъютант его превосходительства». В нашумевшей во времена перестройки и показанной ровно двадцать лет назад картине «Маленькая Вера» актер снялся в роли отца главной героини. Сейчас телезрители с интересом смотрят сериал «Апостол». В нем Назаров исполнил роль комиссара НКВД Владимира Демина.
Ижемцы фильм увидят
Этот фильм уже третий у Филиппа Абрютина. До этого он снял фильм по рассказам Василия Шукшина «Это я - Сергей…» и «Дети Сарафанова» по финалу известной пьесы Вампилова «Старший сын». Сотрудничество с Юрием Назаровым началось еще с первой работы. В фильме по рассказам Шукшина он сыграл соседского деда, который говорит главному герою, что никуда не надо уезжать и нужно держаться своих корней. Известному актеру понравилось работать с молодым режиссером, они быстро нашли общий язык. Поэтому Назаров согласился сделать подвижки в своем графике и поехать в Сизябск.
Как рассказал Ф.Абрютин, тема оленеводов его заинтересовала потому, что он сам родом с Чукотки и большую часть жизни провел в оленеводческих бригадах. Его мама и бабушка - чистокровные чукчанки, а его дед был бригадиром большого оленеводческого хозяйства на Чукотке. «Поэтому меня все время тянуло снять фильм об оленеводах, - рассказывает Филипп. - У оленеводов в Коми и на Чукотке одна жизнь, одни заботы. Правда, олени на Чукотке крупнее, чукчи живут в ярангах, а коми - в чумах. Но, в принципе, отличий мало. Мы хотели снять историю с настоящими оленеводами. Мне была нужна реалистичность. До Чукотки ехать далеко, поэтому мы и выбрали Сизябск. Ижемцы снимались просто потрясающе. И я на этих съемках понял, что нужно снимать или хороших актеров, или неактеров вообще - людей из народа. И те, и другие могут добиться настоящего реализма. Это куда лучше, чем плохие актеры. Люди, которые не умеют играть, будут правдивы перед камерой. Надеюсь, что эта сложная экспедиция станет одной из самых успешных во ВГИКе. Ведь, как я помню, никто из студентов-режиссеров не выбирался так далеко от Москвы для съемок художественного игрового фильма. Выезжают только снимать документальные ленты. Мы сняли много замечательных кадров, которые могли сделать только здесь. Так что все было не зря».
Интересно в фильме то, что главные герои - оленеводы - на протяжении всего фильма общаются друг с другом только по-ижемски. Режиссер пока не решил, будет ли он делать перевод или титры либо оставит все как есть. Пока он склоняется к тому, что зрителю и так будет понятно все без перевода. Особенно коми зрителям. В конце фильма в титрах будет указано, что он был снят в ижемском селе Сизябск.
Студенческий фильм поедет на многие кинофестивали. На широкий экран он, может, и попадет, но пока стопроцентной гарантии нет. Если и покажут, то по каналу «Культура». Но ижемцы смогут увидеть киноленту лишь летом (в Ижемском районе этого телеканала нет) - авторы ленты обещали выслать в район копию картины. А если получится, то вся съемочная группа, в том числе и Назаров, приедет на премьеру. «Мне Сизябск очень понравился, - отметил Филипп. - Я обязательно приеду сюда летом. Уговорю приехать и Назарова, и других членов съемочной группы». Премьера картины в Ижме пройдет в начале июля, во время традиционного летнего праздника «Луд», на который съедутся гости не только из Коми, но и из Салехарда, Нарьян-Мара.
Сердце медведицы
Напомним, наша республика уже не однократно была местом съемок художественных и документальных фильмов. В основном «киношников» привлекают северная экзотика и красивая природа. Один из снятых в коми глубинке фильмов даже выдвигался на «Оскара». Три с половиной года назад мне довелось побеседовать с его автором - эстонским режиссером, финном Арво Ихо. Именно благодаря ему европейские, американские и японские зрители увидели северную природу, коми села, заповедные леса, горы и реки «Югыд ва» и даже услышали песню «Маръямоль». На этом фоне разворачиваются события снятого восемь лет назад почти «оскароносного» фильма «Сердце медведицы» («Karu suda»).
Арво работал оператором-стажером на съемках «Сталкера», как оператор снял 11 фильмов, из которых наиболее известен «Арабелла, дочь пирата». В 1985 году обратился к режиссуре. Первая картина - «Игры для детей школьного возраста». Затем были «Наблюдатель» и «Только для сумасшедших». Кроме того, у него на счету 30 «документалок» про жизнь эскимосов, хантов, манси, чукчей, бурятов. Эстонского режиссера привлекает то, что они умеют жить в природе, которая является их домом, ничего не нарушая.
«Сердце медведицы» снимали на реках Подчерье, Щугор и Сысола. В массовках участвовали жители деревни Кырта, что в сорока километрах от Вуктыла, и села Иб Сыктывдинского района. Главным консультантом по охоте стал Иван Денисов. Он же сыграл одну из ролей в картине.
В Эстонии фильм шел семь месяцев, при этом конкурировал с американскими блокбастерами. Только «Шрек» и «Властелин колец» обошли ее по сборам. Картину посмотрели около 25 тысяч зрителей, тогда как средняя посещаемость национальных фильмов - 3-5 тысяч человек. На Западе она демонстрировалась на многих кинофестивалях и получила шесть разных призов, в том числе «за лучший сценарий» в Калифорнии и европейский киноприз за операторскую работу «Феликс». Артур Артеев
добавить комментарий |
|