Арт-курьер |
Веков связующая нить на выставке книжной графики и медальерного искусства
В век Интернета и электронных СМИ ее величество книга, казалось бы, неминуемо должна отойти на второй план, если даже не на третий. К сожалению, для кого-то это так и есть – подрастает целое поколение, не любящее читать книги. И все-таки очень хочется надеяться, что это временное явление, ведь заменить книгу ничем другим невозможно.
Текст, иллюстрации, переплет – все это может быть образцами высочайшего искусства, созданными талантом писателя, художника и издателя-печатника. И именно благодаря таким образцам у большинства из нас с детства пробудилась и воспитывалась любовь к книгам и чтению. Задачу показать необъятно прекрасный мир книги через иллюстрации к литературным произведениям российских художников поставили перед собой и сотрудники Национальной галереи РК. В фондах галереи хранится богатая коллекция книжной графики, но выставляется она, увы, нечасто. Поэтому вполне логично, что в прошлом году, объявленном Президентом России Годом русского языка, было решено организовать экспозицию книжного изобразительного искусства. Однако выставочный график оказался настолько насыщенным, что вернисаж состоялся только сейчас. Теперь ни к какой дате недавно открывшаяся выставка уже не приурочена, но своей ценности от этого она, конечно, не утратила. И даже наоборот, продленное на подготовку экспозиции время позволило ее значительно обогатить – так, что даже пришлось менять название «Искусство книги» на емкое «Веков связующая нить». Ведь теперь к иллюстрациям прибавились богато украшенные фолианты – редкие и ценные книги из собрания Национальной библиотеки РК и Национальной галереи, а также книжечки-миниатюры и экспонаты медальерного искусства, любезно предоставленные известным в республике коллекционером Иваном Свистельником. Художник экспозиции Николай Бурдаев оформил все это разнообразие в едином стиле, подчинив главной идее – преемственности духовной культуры поколений.
Экспозиция с трудом уместилась в двух залах, один из которых отдан под русскую дореволюционную классику, второй – наряду с этим включает еще и иллюстрации к сказкам, произведениям советской поры и шедеврам иностранной литературы. «И тем не менее, - отмечает куратор выставки Людмила Кочерган, - это далеко не все, что хранится в фондах галереи. Отдельной экспозиции заслуживает книжная графика к произведениям коми писателей».
Самые ранние работы относятся к 80-м годам XIX века. Гравюры Михаила Нестерова к драме А.Пушкина «Русалка» и одноименному стихотворению М.Лермонтова были созданы для московского издателя А.Ступина, организовавшего выпуск серии сочинений русских авторов для юношества. Эти ксилографии (гравюры на дереве) выполнены в поразительно тонкой виртуозной манере – ни у кого более не встретишь столь изящного графического рисунка.
Рядышком – произведения представителей старшего поколения советских графиков – В.Фаворского, А.Кравченко, К.Рудакова. Особое место среди них занимает Владимир Фаворский – изумительный мастер книжной иллюстрации, создатель московской школы ксилографии, философ, разработавший теоретические и мировоззренческие аспекты искусства оформления книги.
Чуть ли не единственным цветным исключением (гравюры ведь в своем большинстве черно-белые) в этом зале является ксилография-акварель Виктора Пензина – художника, возродившего практически полностью уничтоженный и забытый стиль лубков белоруса Василия Кореня. В далеком 1691 году Корень вырезал на липовых досках сцены сотворения мира, грехопадения Адама и Евы, а потом напечатал и раскрасил листы. Так на свет появился альбом религиозных лубков «Библия для бедных». Однако официальная Церковь усмотрела в кореневской «Библии» ересь и арестовала весь тираж – около тысячи отпечатков. До наших дней чудом уцелел только один экземпляр альбома. Вот по нему-то В.Пензин и восстановил этот стиль. Покойный академик Борис Пиотровский назвал труд художника подвигом. Реконструированный Пензиным альбом «Библии» В.Кореня хранится даже в апостолической библиотеке Ватикана – художник лично вручил его Иоанну Павлу II. На экспозиции же в Национальной галерее представлены выполненные в лубочной манере красочные иллюстрации к «Слову о полку Игореве».
Смотришь на некоторые графические рисунки, и невольно вспоминаются школьные годы – известные советские графики Е.Кибрик, В.Таубер, В.Минаев, Д.Бисти, М.Митурич-Хлебников иллюстрировали произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и других классиков, входившие в школьную программу. Благодаря их работам «оживают» «Двенадцать» Блока, стихотворения Есенина и Маяковского, завораживают герои «Мастера и Маргариты» Булгакова. Из зарубежной литературы в экспозицию включены иллюстрации к «Одиссее» Гомера, трагедиям «Ричард III» и «Гамлет» Шекспира, «Роману о Тристане и Изольде» Бедье, сказкам Гофмана, роману «Милый друг» Ги де Мопассана. За стеклянными витринами, специально закупленными для этой выставки, разместились изумительно оформленные фолианты. В большинстве своем они изданы до революции и являют собой лучшие образцы издательского дела.
Иконечно, отдельного рассказа заслуживает Пушкиниана в миниатюрных изданиях и медальерной коллекции Ивана Свистельника. Иван Иванович активно пропагандирует собранные им сокровища – иначе и не назовешь те редкие, а подчас и уникальные творения, которые он собирает. Во-первых, это книги миниатюрного формата. На выставке представлены только те, что относятся к Пушкиниане. Самое крохотное издание здесь – книжечка размером 6х9 миллиметров, текст в которой напечатан типографским способом! Это так называемая «Дочь», а есть еще «Мать» - размером 25х35 миллиметров, где тот же самый текст с иллюстрациями можно попытаться прочесть уже невооруженным глазом. В книжечках - изречения и портреты Пушкина и Горького. Кстати, по словам И.Свистельника, есть в его коллекции и книжечка значительно меньшего формата – всего 4х4 миллиметра. Но напечатана она, увы, не в нашей стране, а в Германии.
Значительное место в экспозиции занимают произведения медальерного искусства – медали, медальоны, плакетки, жетоны, посвященные Пушкину, его творчеству и его современникам. Эта коллекция – предмет особой гордости Ивана Ивановича. В нашей республике больше ни у кого ничего подобного нет. Коллекционировать медали и медальоны с изображением Пушкина И.Свистельник начал, будучи помощником первого секретаря обкома КПСС Ивана Павловича Морозова, который всячески поощрял хобби своего подчиненного. А пристрастил его к коллекционированию еще один видный работник обкома, а затем московского ЦК Анатолий Коршиков. Интересно, что, выйдя на пенсию, Коршиков полностью посвятил себя любимому делу. Став директором музея-усадьбы Остафьево, он организовал выпуск 10 медалей основателей усадьбы – графов Вяземских и Шереметевых. Коршиков же познакомил И.Свистельника с легендарным хранителем Пушкиногорья Семеном Гейченко. «Познакомившись лично с этим мудрейшим человеком, я в корне пересмотрел свое отношение к Пушкину и стал не просто поклонником, а пленником поэта», - говорит Иван Иванович.
В его коллекции есть редчайшие медали, например самая первая, выпущенная в 1862 году, 25 лет спустя после смерти поэта. На оборотной стороне – реверсе допущена ошибка в дате рождения гения, а пушкинские строчки из цензурных соображений «подредактированы» Жуковским, и это тоже указывает на подлинность экземпляра. Вторая медаль с изображением «Солнца русской поэзии» была изготовлена в 1883 году, третья - в честь 100-летия со дня рождения Пушкина. Тогда, в 1899 году, медали были отчеканены небывало большим тиражом и вручались выпускникам учебных заведений, закончивших их с отличием.
Выставка «Веков связующая нить» будет работать до середины мая и, право же, она заслуживает того, чтобы ее посетить. Галина Соболева
добавить комментарий |
|